Российская академия государственной службы при Президенте РФ Институт дистанционного обучения Кафедра организации социальных систем и антикризисного управления Фрагмент видеолекции «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА» Автор видеолекции: РОМАНОВ ВЯЧЕСЛАВ ЛЕОНИДОВИЧ – доктор социологических наук, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой организации социальных систем и антикризисного управления РАГС РОМАНОВ ВЯЧЕСЛАВ ЛЕОНИДОВИЧ – доктор социологических наук, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой организации социальных систем и антикризисного управления РАГС
Цель лекции – введение в проблему формирования социально-инновационной парадигмы государственного управления и подходы к ее решению План 1. Сложность трансформации современного общества и кризис традиционного социаль- ного управления. 1. Сложность трансформации современного общества и кризис традиционного социаль- ного управления. 2. Социально-инновационная ориентация государственного управления. 2. Социально-инновационная ориентация государственного управления. 3. Инновационная подготовка кадров государственной службы. 3. Инновационная подготовка кадров государственной службы.
Проблемный контекст Базисная проблема современной социальной практики - стремительно ускоряющаяся изменчивость среды жизнедеятельности людей и связанное с этим возрастание сложности формирования и поддержания в обществе порядка, обеспечивающего условия безопасности и благополучия человека на его жизненном пути. Ключевые вопросы, которые ставит базисная проблема: Почему проявляют все большую несостоятельность традиционно сформировавшиеся подходы и технологии социального управления? Почему проявляют все большую несостоятельность традиционно сформировавшиеся подходы и технологии социального управления? Почему государство, являющееся по классическому представлению генеральным субъектом управления в обществе, даже в самых развитых странах не может обеспечить надежную защиту прав граждан, преодолеть разрушительную силу таких социальных патологий как организованная преступность, терроризм, коррупция, нелегальная экономика и др. Почему государство, являющееся по классическому представлению генеральным субъектом управления в обществе, даже в самых развитых странах не может обеспечить надежную защиту прав граждан, преодолеть разрушительную силу таких социальных патологий как организованная преступность, терроризм, коррупция, нелегальная экономика и др. Почему произошло крушение неолиберальной концепции радикального переустройства России и других стран СНГ? Почему произошло крушение неолиберальной концепции радикального переустройства России и других стран СНГ? Почему затянулся выход из системного кризиса новых государств, образовавшихся на «постсоветском» пространстве? Каковы возможности его ускорения? Почему затянулся выход из системного кризиса новых государств, образовавшихся на «постсоветском» пространстве? Каковы возможности его ускорения? Почему наука и образование все чаще оказываются бессильными конструктивно отвечать на «острые» Запросы социальной практики? Почему наука и образование все чаще оказываются бессильными конструктивно отвечать на «острые» Запросы социальной практики?
Базисные факторы социальных инноваций в процессе радикальных реформ ФакторыПоследствия Распад СССР (разъединение) Системный кризис разъединившихся обществ, обвал социальных инноваций Максимальная либерализация отношений «Дикая» социальная самоорганизация, хаос отношений, дезорганизация государства, дестабилизация общества Внедрение зарубежного опыта Социальный травматизм внедрения(социогенетическая несовместимость) Процессы глобализации Размывание исторически сложившихся форм и механизмов порядкообразования
Базисные факторы социальных инноваций в процессе радикальных реформ ФакторыПоследствия Переход к рыночной экономике Несостоятельность «рыночных» регуляторов социальных отношений Новации духовной жизни Дискредитация принципа социальной солидарности. Обвал субкультуры: языковые извращения, нравственная разнузданность, культ насилия и др.
Дисхроноз инновационных изменений социальных отношений и системы государственного управления
Основания модели социально-инновационного государственного управления Конституционное основание : обеспечение условий достойной жизни и свободного развития человека (ст.7 Конституции РФ о социальном государстве) Методологическое основание : синергия организуемых и самоорганизующихся социальных инноваций Процессно-структурные основания Направленность функций Государственная поддержка социально- конструктивных инноваций (инициирование, стимулирование) и противодействие инновациям социально-патологического характера (превенция,корректировка, пресечение) Государственная поддержка социально- конструктивных инноваций (инициирование, стимулирование) и противодействие инновациям социально-патологического характера (превенция,корректировка, пресечение) Инновационная ориентация механизмов Формирование политического, административного, экономического, информационного и других механизмов, исходя из проблем, обусловленных инновационными изменениями в обществе, угрожающими его целостности и человекомерному функционированию Формирование политического, административного, экономического, информационного и других механизмов, исходя из проблем, обусловленных инновационными изменениями в обществе, угрожающими его целостности и человекомерному функционированию Инновационная модернизация форм Гибкое структурно-функциональное реагирования на происходящие и прогнозируемые инновационные изменения в обществе (динамическое моделирование, проектирование и формирование системы управления)