« Развитие познавательной активности через игры – эксперименты »
Познавательная исследовательская деятельность включает в себя четыре направления: Коллекционирование (классификация) Опыты (экспериментирование) Путешествие по карте Путешествие по «Реке времени».
Опыты и эксперименты могут быть направлены на изучение : - состав и свойства почвы; -условия жизни растений; -движение воздуха (ветер); -движение воды; -состояния и превращения вещества; -металлы и свойства магнита; -свет и цвет в природе; -оптические эффекты: микро и макромир; как устроены стихи.
«Что притягивает магнит?»
Цель работы: совершенствовать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита. Задачи: определить: что такое магнит, какой формы он бывает; через какие преграды и что может притянуть магнит; где применяют магниты; учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства; прогнозировать результаты опытов; развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный интерес;
Путешествие по « реке времени» Исследовательская деятельность может быть направлена на изучение: истории семьи; настоящего и прошлого человечества ( историческое время) в «метках» материальной цивилизации; истории жилища и бытоустройства; истории огня (освещение и тепло); истории сухопутного транспорта; истории мореплавания и воздухоплавания; истории письменности (книгопечатание); истории коммуникации (почта); истории профессий.
«Откуда лампочка пришла?»
Материал: Лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, спички, различные светильники (или картинки с их изображением).
Цель: Познакомить детей с историей электрической лампочки, вызвать положительный эмоциональный настрой к прошлому этого предмета. Задачи: Закрепить представление детей об истории электрической лампочки Развить интерес к познанию окружающего мира, к тому, как человек может создавать предметы и преобразовывать их. Развивать социально-личностные качества каждого ребенка: самостоятельность, наблюдательность, элементарный контроль и самореализацию своих действий. Воспитывать бережное отношение с электроприборами. Воспитывать любознательность, интерес к предметам ближайшего окружения
Путешествие по карте (пространство мира)это направление поможет раскрыть темы: - поверхность земли и стороны света; -океаны и их обитатели (подводный мир); северные земли и их обитатели; -наша страна Россия; -части света с их природными и культурными «метками»- символами; ( природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия): Африка Австралия Антарктида Америка Азия Европа
«Путешествие по Европе».
Цель: Дать детям представление о Европе как части света. Задачи: 1. Учить находить Европу на карте мира. Закреплять знания детей о растительном и животном мире своего континента и его природных зонах. 2. Познакомить с государствами Европы: Германия, Франция, Швеция, Италия, с народами, их населяющими и достопримечательностями этих стран. 3. Уточнить знание детей о литературных героях европейских писателей - сказочников: Астрид Линдгрен, Шарль Перро, братья Гримм, Джанни Родари. Развивающие Развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь, умение работать самостоятельно. Воспитывающие Воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир, уважение и интерес к другим народам мира.
Коллекционирование (классификация)здесь могут быть раскрыты темы: -Время года (сезоны) -Мир растений -Мир животных -Виды минералов(камни) -Виды местности (природные ландшафты) -Виды транспорта -Виды строительных сооружений -Виды профессий -Виды спорта
Коллекционирование «Фантики»
Цель: Познакомить с коллекционированием как способом собирания интересных вещей; Задачи:1. Разъяснить понятие «коллекция»; показать различные виды коллекции; 2. Формировать представления о значимости коллекций; показать способы коллекционирования 3.Объяснить, что может быть предметом коллекционирования; Развивать умения замечать новое, неизвестное, задавать вопросы; вызвать интерес к коллекционированию; Воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир..
По продолжительности выполнения проекта: краткосрочные среднесрочные долгосрочные
I Подготовительный этап II Организация проектирования III Проектирование IV Презентация
Определить вид проекта Определить цели и задачи развития обучения, воспитания Обеспечить информационное, учебно- материально-техническое оснащение проекта Составить план –схему Продумать каким образом можно включить детей и родителей в проект
Тема и её происхождение Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта Необходимые материалы Вопросы к детям по предлагаемому проекту Что мы знаем? Что мы хотим узнать?
Как нам найти ответы на наши вопросы? Оценка. Что нового узнали? ( с точки зрения детей и родителей) Предложения по расширению и совершенствованию проекта
Организовать группы Поставить цели, задачи проекта Распределить обязанности внутри группы Предложить возможные способы презентации
Сбор необходимой информации и оформление её в виде альбома, схем, карточек, игрового оборудования ; Знакомство с литературой, видеоматериалом, иллюстрациями, предметами по теме
Презентация готовых продуктов
Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград Перемена, – с.18. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен. //Педагогика 6, Литература