Проект « Жизнь диких животных зимой » М ДОУ 3 г.КАРТАЛЫ
Паспорт проекта 1. Название проекта: « Жизнь диких животных зимой ». 2. Участники проекта: воспитатель, дети средней и старшей группы, родители. 4. Тип проекта: исследовательский- творческий. 5. Продолжительность: два месяца. 5. Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей в процессе разработки проекта « Жизнь диких животных наших лесов зимой ». 6. Задачи проекта: Систематизировать знания детей о среде обитания, повадках, питании зверей в зимнем лесу. Обогатить словарь детей качественными прилагательными, глаголами. Учить детей составлять рассказы и сказки по теме. Развивать познавательный интерес. Вызвать интерес детей к явлениям природы; формировать заботливое отношение к животным, окружающей природе. 7. Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта: Кто живет в лесу? Как зимуют дикие животные? Почему нужно охранять животных, беречь природу? 8. Предполагаемый результат: сформированности знаний детей о животных нашего края, об их жизнедеятельности в зимний период. Презентация детьми книг, сделанных родителями и детьми. Открытый показ итогового занятия, оформление презентации проекта.
Схема реализации проекта через разные виды деятельности Виды деятельности Художественно- речевая Учебно- познавательная Ознакомление с природой Физическое развитие Музыкально- театральная деятельность Взаимодействие с родителями Игровая Изо и дизайн
Организация проекта: 1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы. В ходе занятий с детьми, проводимых воспитателем, бесед с родителями, просмотра телепередач чтения литературы, игр, дети, совместно с воспитателем поставили проблему : « Как живут звери зимой в лесу? ». Была выдвинута гипотеза : « Некоторые животные спят, а некоторые животные живут в лесу в своих домиках ». В соответствие с проблемой и гипотезой исследования дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы: Познакомиться с животными, живущими в лесу. Узнать, как они пережидают зиму, чем питаются. Для чего нужна красная книга? 2 этап. Организация исследования в рамках проекта. Занятия. Беседа. Чтение художественной литературы (сказки, загадки, рассказы). Дидактические игры; Подвижные игры; Рассматривание энциклопедий, наглядно-иллюстративного материала. Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка). 3 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности. 1)Создание книг с рассказами и сказками и их презентации. 2)Открытое НОД.
Организация исследования в рамках проекта реализовывалось в ходе следующих мероприятий для детей. НОД 1. Рассказ воспитателя о диких животных 2. « В зимнем лесу » 3.« Как животные готовятся к зиме ». 4. Выставка « Дикие животные на открытках » Чтение художественной литературы: 1.А.Прокопьев « Белка » ; 2.« Сказка про храброго Зайца – длинные уши », С. Козлов; 3.Мишка-башка », М. Пришвин; 4.« Приключение Мишки – Ушастика », И. Янчарский; 5.« Т.А.Шорыгина « Какие звери в лесу » ; 6.« В. Бианки « Холодно в лесу, холодно » ; 7.« Хитрая лиса », (корякская, пер. Г. Меновщиков); 8.« Купание медвежат », В. Бианки; 9.« Лиса Патрекеевна », р.н.с., обр. К. Ушинский; 10.« В лесу », И. Чапек; 11.« Волчишко », Е. Чарушин : 12.« Н.Сладко « Как медведь сам себя напугал » ; 13.« Бурый медведь », Л. Толстой » 14.« У страха глаза велики », р.н.
Дидактические игры: 1.« Кто где живет?»; 2.«У кого какое жилище?»; 3.«Чья мама?»; 4.« «Угадай, кто я?»; 5.«Чудесный мешочек»; 6.«Помоги животным подготовиться к зиме»; 7.«Собери картинку»; 8.«Какой еж соберет грибы, а какой яблоки»; 9.«Помоги зайцу прийти в гости к белке, не встретив лису»; 10. Лабиринт «Чей дом?»; 11.«Четвертый лишний». Подвижные игры: « Птицы и лиса » ; « Зарядка зверей » ; « Лиса в курятнике » ; « Волк и зайцы » ; « Серый волк » ; « Белый зайка » ; « Помоги белочке » ; « Белкин дом ».
5. Рассматривание энциклопедий, наглядно-иллюстративного материала: 1.« Животный мир Земли ». Учебник для малышей В. Степанов; 2.« Животный мир России ». Учебник для малышей В. Степанов; 3.« Медведи и их родственники ». Б. Стоунхауз; 4.« Волчья стая ». Жизнь леса. Твоя первая энциклопедия. 5.« Лесные убежища ». Иллюстрация. 6.« Гиганты леса ». Иллюстрация. 7.« Медвежья семья ». Иллюстрация. 8.« Лисица и ее семья ». Иллюстрация. 9.« Большая книга животных ». Энциклопедия. 6.Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка): « Дикие животные в зимнем лесу », аппликация; « Зимний лес », рисование; « Кто в теремочке живёт? », ручной труд; 7.Театр: 1. Драматизация сказки « Зимовье зверей » ; 2. Настольный театр «Лисичка сестричка и серый волк»; 3. Кукольный театр « Кот, петух и лиса».
Работа с родителями: 1. Привлечь родителей к сбору информации для создания книг о жизни зверей зимой в лесу. 2. Предложить родителям подборку стихов, загадок, книг о лесных животных. Презентация проекта: 1. Итоговая НОД « Жизнь лесных зверей зимой » 2. Презентация книг, сделанных детьми и их родителями. Перспектива: в дальнейшем у детей должно сложиться представление о роли человека в заботе о животных, желание продолжить в дальнейшем составлять рассказы – сказки о жизни зверей.