Проект учеников МБОУ «Старокутлумбетьевская СОШ» Руководитель проекта Салимова Г.Ф.
Аннотация к проекту Долгосрочный экологический проект «Живи, родник!» реализуется в МБОУ «Старокутлумбетьевская СОШ» в течение 5 лет. Участие в проекте «Живи, родник!» позволяет на практике применить знания по таким предметам, как география, биология, химия, экология. В процессе проектной деятельности по изучению и благоустройству родников обучающиеся ставят перед собой исследовательские задачи и работают над их решением.
Туристско-экологическая акция «Живи, родник!» Вода родника, святая вода, Она, как любовь, чиста. Пусть струйка тонка, тонка и легка,- С нее началась река. А мне всегда родник бессонный Слышен в любой дали, Словно звучит из глубин бездонных Голос родной земли …
Начало работы над проектом Ученики МОУ «Старокутлумбетьевска я средняя общеобразовательная школа» участвуют в акции «Живи, родник!» с 2008 года. Весной и летом 2008 года учениками 8 класса были обследованы и благоустроены 2 родника. Они расчистили и благоустроили территорию родников Янганкул – чишма. Расчищаем русло родника Янганкул - чишма Обновляем сруб родника
На следующий год ученики 10 класса обследовали и расчистили родник Юллыкул – чишма, обновили желоб для стока воды, благоустроили территорию родника. Расчищаем старое русло родника Юллыкул-чишма Скамейка у родника
С 2008 года учениками школы ведется регулярное наблюдение за 4 родниками, что позволяет вести регулярный мониторинг состояния родников. В 2009 году в рамках проведения акции учениками нашей школы были обследованы 6 родников, расположенных в окрестностях села. Учениками 7 класса был расчищен родник Веселый на берегу речки Аксу на окраине села. Ребята обложили колодец камнями, устроили желобок для стока воды. Расчищаем территорию родника Веселый Обкладываем камнями родник Веселый
Ученики 6 класса обследовали и расчистили родник Аксу, расположенный недалеко от села. Изучаем окрестности родника Аксу Проводим исследования у родника Аксу
Обследование родников Под руководством учительницы географии Мустафиной Л.А. ученики 5 класса провели исследования количества и качества воды в родниках, измерили температуру воды, атмосферное давление возле родника и на вершине холма. Ребята провели интересные наблюдения над тем, какие растения произрастают возле родников, какие животные там встречаются. Измеряем температуру воды в роднике Измеряем дебит родника Мисакай-чишма
Определение относительной высоты с помощью нивелира Измеряем крутизну склона с помощью эклиметра Атмосферное давление у воды и на вершине горы
Измеряем кислотность родниковой воды Нагреваем воду для определения запаха
Фильтруем воду, определяем наличие взвешенных примесей Проводим химический анализ качества родниковой воды
Определяем массу растворенных веществ в родниковой воде Определяем прозрачность родниковой воды
В засушливом 2010 году проблема сохранения родников, питающих водой все живое вокруг, стояла особенно остро. Ведь с малых родников начинаются великие реки. С малых дел берут начало дела большие. В этом году активное участие в работе над проектом приняли ученики 6 и 7 классов. Вместе с классными руководителями Халимуллиной Т.В., Салимовой Г.Ф. и учителем ОБЖ Хамидуллиным И.З. они обследовали родники, расположенные к северо-западу от села. Ребята убрали мусор с территории вокруг родников, углубили и расчистили русла, колодцы родников. Мастерим новый сруб на родник Ольховый
Родник «Ольховый» Убираем мусор по берегам родника Расчищаем от ила и углубляем русло Устанавливаем новый сруб
Родник Мисакай-чишма Расчищаем территорию родника Мисакай-чишма На роднике Мисакай-чишма ребята расчистили и углубили русло, обновили ступеньки, убрали сорняки по берегам.
Родники Аксу, Янганкул-чишма и Юллыкул-чишма Возле родников Аксу, Янганкул- чишма и Юллыкул- чишма ребята убрали подходы к родникам, расчистили русла, убрали сорную траву у берегов. У родников Янганкул- чишма и Юллыкул- чишма
Итоги работы над проектом Выводы Участие в акции «Живи, родник!» позволяет на практике применить знания по таким предметам, как география, биология, химия, экология. В процессе проектной деятельности по изучению и благоустройству родников мы ставим перед собой исследовательские задачи и работаем над их решением. В 2010 году из-за необычно жаркой и сухой погоды некоторые родники пересохли, а в других воды было намного меньше, чем в иные годы. Пересохли родники Веселый и Озынкул-чишма, вода родников Янганкул- чишма и Юллыкул-чишма не достигала реки Садак, впитывалась в землю в среднем течении ручьев. Лишь в родниках Ольховый и Мисакай-чишма с глубоким залеганием водоносного слоя воды было достаточно, чтобы достичь реки. Эти и другие знания, полученные в процессе работы по изучению родников, помогают лучше понимать тесную взаимосвязь всего существующего на земле, учат видеть, насколько хрупко экологическое равновесие в природе. Сохраняя и оберегая родники, мы помогаем родной природе поддерживать это равновесие. Мы вырабатываем в себе экологическое сознание, без которого невозможно в 21 веке сохранить окружающий нас мир.