Выполнил : ученик 6 Б Блинов Илья Гобелен
История. Египет Принцип шпалерного ткачества был знаком ещё древним египтянам. В гробнице Тутмоса IV ( ок гг. до н. э.) была найдена льняная пелена с рисунком из скарабеев и лотосов, а в гробнице Тутанхамона ( ок г. до н. э.) платье и перчатки, выполненные в технике шпалеры. Лишь по отзывам древних авторов известно о высоком искусстве создателей вавилонских и ассирийских ковров. По предположениям некоторых исследователей, древние египтяне переняли навыки шпалерного ткачества от народов, населявших Месопотамию. Так как нет данных о массовом производстве в Египте подобных изделий до IV века, возможно, что до этого времени шпалерным ткачеством занимались выходцы из других земель. вавилонских ассирийских Месопотамию
Бог реки Нил. Египет IV в н. э
Древняя Античность. Шпалерное ткачество было известно и в Древней Греции. Сидетельство этому поэма Гомера « Одиссея » ( ок. VIII в. до н. э.). Жена Одиссея Пенелопа ткёт для своего свёкра Лаэрта саван, который, как видно на одном из вазописных рисунков, представляет собой не что иное, как узорчатую ткань, выполненную методом полотняного переплетения. Покровительницей ткачества считалась богиня Афина. Римский поэт Овидий в пятой книге « Метаморфоз » упоминает ткацкие станки, на которых работают во время своего мифологического соревнования Афина Паллада и Арахна, а также подробно описывает сюжеты, которые были вытканы ими. Латинские термины ковроткачества имеют древнегреческое происхождение, поэтому считается, что римляне познакомились со шпалерой в Греции. Арахна
Пенелопа и Телемах у ткацкого станка
Доколумбова Америка В Америке самые ранние изделия, созданные по принципу шпалерного ткачества из шерсти и хлопка жителями древнего Перу, датируются 2500 г. до н. э. Перуанские изделия кайма для украшения костюма, иногда она полностью покрывала одежду. Так декорировались инки, подобия пончо. Сохранились также фрагменты настенных ковров [. Плотность переплетения образцов, обнаруженных археологами, достигает 200 нитей утка на 1 см основы энциклопедия « Британника » указывает диапазон плотности перуанских тканых изделий от 60 до 100 нитей утка на квадратный сантиметр [. В VIVII веках техника шпалерного ткачества сложилась окончательно. Наибольшее количество образцов, обнаруженных археологами в прибрежных захоронениях, датируется VIIIXII веками. Саваны, найденные в 1927 году в так называемых « Паракас - некрополях », сохранились благодаря засушливому климату этого района. По предположению археолога Хулио Тело, в некрополях располагались гробницы представителей знати и священнослужителей. Покрывала из « Паракас - некрополей », размером около 2,5 м на 1 м, выполнены из шерсти в 56 цветов. За много веков краски не потеряли своей яркости, а само полотно осталось эластичным. Несомненно, что покрывала создавались специально для погребения. Стилизованные изображения людей и животных на них, возможно, имели ритуальное значение.
Фрагмент ткани из Перу, Тиуанако ( )
Дальний Восток В Китае шёлковые изделия, выполненные в технике шпалерного ткачества, кэсы, известны с эпохи Хань. По данным « Британники », самые ранние образцы кэсы датируются эпохой династии Тан. Так как для кэсы использовались только шёлковые нити ( основа шёлк - сырец, уток цветные нити ), они были очень тонкими и эластичными, на один сантиметр тканого панно приходилось до 116 уточных нитей [. Для китайского шпалерного ткачества характерны сложные пейзажные или растительные композиции в утончённой цветовой гамме. В этой технике создавались не только панно, но и одежда. Смена цвета нитей при ткачестве кэсы происходила без сцепления прокидок утка между собой : на границах цветов получались вертикальные просветы, так называемые реле, отсюда и происходит название изделий ( кэсы « резаный шёлк »). Китайский шёлк стал известен в Японии к началу III века, а в период Нара в этой стране уже выпускались местные шпалерные ткани. Энциклопедия « Британника » указывает, что тканые изделия, подобные китайским (tsuzure-nishiki, полихромная шпалера ), появились в Японии впериод Муромати. Они отличались от кэсы рельефной поверхностью, так как для утка использовалась хлопковая нить, обвитая либо шёлком, либо нитью из драгоценных металлов. Из этих тканей в Японии изготавливались праздничная одежда и обёртки для подарков.
Империя Сун. Шёлковая обёртка свитка Гу кайчжи, с изображением пионов и гортензий
Заключение. Как мы все заметили гобелен использовался во многих странах. Делали иконы, обёртки для свитков, картины. Гобелен не потерял популярность и сейчас.