Развитие и контроль продуктивных умений младших школьников Учитель английского языка МАОУ СОШ 71 г. Краснодар Акопова Л.В.
Задачи начальной школы в области формирования коммуникативных умений говорения и письма
Диалог – это общение двух людей, в котором каждое высказывание непосредственно адресовано собеседнику. Характеризуется: - спонтанностью (которая проявляется в паузах нерешительности, повторах, поэтому важно научить детей пользоваться в речи разного рода разговорными формулами) ; - простотой синтаксического построения и эллиптичностью (использование неполных предложений, сокращение языковых средств) ; - реактивностью (реплика является речевой реакцией на речевой или неречевой стимул) ; - контекстуальностью (каждое очередное высказывание обусловлено предыдущим) ; - ситуативностью (связана с обстановкой, в которой происходит разговор и с отношениями партнёров по общению); - эмоциональностью.
Основа диалога – диалогическое единство: реплика-стимула (Can you dance?) и реплика-реакция (No, I cant)
Основу содержания обучения диалогу в начальной школе составляют следующие диалогические единства: вопрос-положительный ответ (Do you like lemonade? – Yes, very much.); вопрос-отрицательный ответ (Do you like cola? – No, I dont.); утверждение-согласие (The weather is nice today! – It is!); утверждение-несогласие (Your sister can skate. – No, she cant.); просьба-отрицательный ответ (Call me in the evening! – Sorry, I cant.); просьба-положительный ответ (Give me a pen, please! Here you are.); приглашение (к действию) – согласие (Lets sing! – With pleasure!); приглашение-несогласие (Id like you to join our football club. – Sorry, I dont like football).
Самая важная задача – сформировать у детей базовые умения диалогической речи, обеспечивающие ход беседы: Умение стимулировать собеседника на высказывание. Стимулом может быть: – вопрос, например: Сan you swim? – утверждение, например: Birds like bread – просьба, предложение, например: Give me a white dog. Lets sing together! Умение реагировать на речевой стимул. Ответ на вопрос может быть как положительным, так и отрицательным. С утверждением можно согласиться и не согласиться. Умение развёртывать реплику-ответ для придания высказываниям характера беседы. Например: Is your Dad a doctor? No, he is not. He is an accountant. My dad is fond of calculating!
Подготовленная и неподготовленная диалогическая речь Упражнения и приёмы для развития подготовленной диалогической речи: ответы на вопросы (краткие и полные); подбор вопросов из числа предложенных к имеющимся утверждениям (matching); постановка вопросов, в том числе и вопросов к тексту (прослушанному или прочитанному); объединение диалогических единств, данных в произвольной последовательности, в диалог; восстановление диалога через заполнение пропущенных реплик; изменение диалога-образца в связи с изменением ситуации; драматизация монологического текста (напр., инсценировка сказки); завершение диалога с ориентацией на подсказку-опору; составление диалога по образцу на заданную тему в связи с определённой ситуацией общения и его воспроизведение.
Упражнения и приёмы обучения, связанные с развитием неподготовленной диалогической речи: - ответы на вопросы; - вопросно-ответные игры или викторины (типа Угадай-ка); - управляемый диалог без предварительной подготовки; - сюжетно-ролевая игра.
Основная задача педагога – обеспечить: – речевую инициативу детей и в устной, и в письменной речи; – обязательную возможность для выражения детьми своих собственных мыслей и эмоций на иностранном языке; – самооценку овладения различными умениями иноязычной речи.
Спасибо за внимание