Технологии мотивационного обучения на уроках английского языка в начальной школе как средство формирования социокультурной компетенции Тимошкина Оксана Владимировна, учитель английского языка высшей квалификационной категории, ГБОУ гимназия 1595
Социокультурная компетенция ( осведомлённость ) в ракурсе ФГОС Знание : названий стран изучаемого языка ; названий некоторых литературных персонажей известных детских произведений ; сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на английском языке ; небольших произведений детского фольклора ( рифмовок, пословиц, поговорок, стихов, песен ); элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в англоязычных странах.
Требования к построению обучения младших школьников иностранным языкам язык должен усваиваться обучающимися осознанно, обучение не должно превращаться в имитативный процесс ; обучающиеся должны овладевать иностранным языком как средством общения, и все компоненты обучения ( отбор и подача языкового материала, содержание действий по его усвоению ) необходимо подчинить коммуникативной цели ; необходимо решать не только коммуникативную задачу, но и стимулировать развитие всей личности ребенка.
Народная мудрость гласит : « Ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить » Учебно - познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация " хочу учиться хорошо ", надо, чтобы каждый говорил себе : " Я смогу ! Я добьюсь !"
Для вызова и поддержания соответствующего уровня мотивации используются : скороговорки, рифмовки, стихи ; пословицы и поговорки ; видеоролики, сюжеты мультфильмов ; песенки - физминутки ; презентации, интернет - ресурсы.
Использование рифмовок и стихов для мотивированного изучения грамматики Простое настоящее время 3 лицо единственное число Алгоритм работы : прослушивание ; чтение ; составление схемы грамматического явления ; составление собственных предложений ; составление рассказа с использованием изученного грамматического явления. I am a bear. My name is Claire. I am very funny. I like honey. It is a bear. Its name is Claire. It is very funny. It likes honey. subject + Vs
Структура Ive got He/She/It has got. I am a cat. Ive got a hat. Ive a funny hat. Ive got a big funny hat. It is a cat. It has got a hat. It has got a funny hat. It has a big funny hat. Схема : I have got - It has got
Все типы предложений в прошедшем простом времени Утвердительные At the Party Bob danced with Kate, He dropped his plate, He returned home late, The party was great! Схема : subject + Ved Отрицательные Pete Beam liked ice cream. But he was in bed yesterday. He didn t jump, He didn t run, He didn t want to play. Схема : subject + did not (didn t) +V
Все типы вопросов в прошедшем простом времени Общие вопросы Last Summer Did you swim? Did you run? Did you lie in the sun? Did you watch cartoons? Did you fly balloons? Did you look at the moon? Was it warm or cool? Схема : Did+ subject +V? Специальные вопросы In Childhood What languages did you speak? -What books did you read? -What pets did you like? -What games did you play? -I d rather not say. Схема : WH + did + subject + V?
Использование физминуток на уроках английского языка Физминутки : повышают творческий потенциал обучающихся ; помогают повторить и закрепить лексический, грамматический, фонетический материал ; позволяют компенсировать негативные последствия переутомления в ракурсе преобладания здоровьесберегающих технологий.
Использование пословиц и поговорок для мотивированного формирования фонематического слуха Алгоритм работы : прослушивание ; определение учащимися часто употребляемого звука ; повторение пословицы за учителем ; осмысление пословицы ; поиск русского эквивалента. Звук [w] Watch which way the cat jumps. Which way the wind blows; Звук [m] So many men, so many minds. Звук [h] Handsome is as handsome does; Звук [b] Don't burn your bridges behind you. Business before pleasure.
Использование пословиц и поговорок для мотивированного изучения грамматических явлений Алгоритм работы : произношение пословицы учителем ; определение учащимися часто употребляемого звука ; повторение пословицы за учителем ; осмысление пословицы ; поиск русского эквивалента составление схемы грамматического явления ; игра « Собери пословицу »; иллюстрирование пословицы ; написание эссе ( дифференцированное задание для творческих детей ). to be East or West home is best. The face is the index of the mind. Practice is the best master. Custom is the second nature. Повелительное наклонение Keep your fingers crossed! Love me, love my dog. When in Rome, do as the Romans do.
Использование видеороликов для мотивированного изучения грамматики и лексики. Видеоролики развивают 2 вида мотивации : 1. Мотивацию, когда видеоролик интересен сам по себе. 2. Самомотивацию, когда учащийся рад факту понимания языка, который изучает. Were Going on a Bear Hunt
В заключении хотелось бы привести данные анкетирования учащихся. Опрос проводился в 2, 3 и 4 классах. Итоги анкетирования следующие : 1) Все 100% детей любят английский язык ; 2) 91% начальных классов рассказывают дома о том, что они делают на уроках английского языка ; 3) Только 36 % учащихся получают помощь от родителей в выполнении домашних заданий по английскому языку. Спасибо за внимание !