Презентация ученицы 11 класса Пироженко Екатерины Руководитель: учитель русского языка и литературы Капитонова Ирина Васильевна Медицинская лексика в речевом.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Чехов Антон Павлович Ученица 5- Б класса Бабали Эльвина МБОУ « СШ 15» Кл. руководитель Бушовская Е. Н.
Advertisements

Проект Руководители проекта: Габбасова А.И. Фахретдинова Э.Ф.
Презентация выполнена ученицей 11 А класса школы 983 Егеревой Анастасией.
Чехов Антон Павлович ( ). Детство и юность 17 (29) января 1860 года в небольшом домике на Полицейской улице (сейчас Чехова) в Таганроге в семье.
Урок и спектакль по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон» Исполнители: учащиеся 6 класса Исполнители: учащиеся 6 класса Учитель : Шаповал Наталия Петровна. Учитель.
ГБОУ лицей 1568 г. Москвы имени Пабло Неруды
Игра состоит из 5 туров В игре принимают участие 6 игроков Участники игры отвечают на вопросы, выполняют задания. За правильные ответы участники получают.
Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) Он не просто описывал жизнь, он жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее… К.Чуковский.
Антон Павлович Чехов. Антон Павлович Чехов.. Антон Павлович Чехов - писатель, родился 29 января 1860 года.
Зачем тебе это надо? Можно участвовать в конкурсах. Можно поступить в институт!
Тема проекта: Псевдонимы А. П. Чехова Руководитель проекта: Жадан О.В. Москва 2010 г.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
О Б Щ И Е В О П Р О С Ы К Л И Н И Ч Е С К О Й Ф А Р М А К О Л О Г И И Занятие 1.
Презентация на тему: «Фармакологическая терминология в фармации и её применение» по учебной дисциплине «Фармакология» Выполнила: Голышева Наталья Студентка.
Лингвистические особенности дискурса живописи Выполнила: студентка 3 курса 2нем. группы факультета РГФ Нахмурова А.А. Научный руководитель: доктор Научный.
В мастерской художника слова.. «Маленький рассказ» Антона Павловича Чехова Антона Павловича Чехова «Толстый и тонкий».
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля») Учитель МОУ «Лицей « 21» Елагина Н.И.
Методическая разработка по естествознанию по теме: Как правильно написать и оформить исследовательскую работу.
ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ? (РОЛЬ АНТРОПОНИМОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ НАСЛЕДИИ В.М.ШУКШИНА) Работу выполнила Степанова Гаплина Иосифовна, МОУ «Лицей 8 города Новоалтайска.
Проектная работа по русскому языку. ФГОС ( старшая ступень ) Выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности,
Транксрипт:

Презентация ученицы 11 класса Пироженко Екатерины Руководитель: учитель русского языка и литературы Капитонова Ирина Васильевна Медицинская лексика в речевом поведении героев А.П. Чехова Департамент образования г. Москвы Северо-Восточное окружное управление образования ГБОУ лицей 1568 с углублённым изучением испанского языка имени Пабло Неруды 12721,Москва, пр. Шокальского, д. 11, к. 3, тел./факс , Айданцева Н. И. Москва 2014

ПРЕДИСЛОВИЕ Пусть вместе со славой мирового писателя в сердцах русских врачей живет незабвенная память о том, кто украсил собой русскую медицинскую корпорацию. Н.Н.Баженов

ГИПОТЕЗА Цель: Выяснить сферу использования и функции медицинской лексики в рассказах А. П. Чехова. Отобрать рассказы, имеющие в своем составе медицинскую лексику.

Объект исследования: Профессиональная лексика (медицинские термины), использованные А. П. Чеховым в рассказах. Предмет исследования: Функции медицинских терминов в системе художественных текстов. Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы на уроках, в системе дополнительного образования ( при подготовке к предметным олимпиадам, конкурсам, марафонам.) ЗАДАЧИ

Русский врач, публицист. «Занятие медицинскими именами оказывали серьёзное влияние на мою литературную деятельность, они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня значениями, истинную цель которых для меня, как писателя, может понять только тот, кто сам врач…» А.П.Чехов (1860 – 1904) АВТОБИОГРАФИЯ

ЧЕХОВ – ВРАЧ - ПИСАТЕЛЬ А. П. Чехов поступил на медицинский факультет Колеблется в окончательном выборе своего призвания Получил диплом врача Медицина моя законная жена, а литература любовница Его рассказы это не «записки врача» в узком смысле, это диагноз несовершенному обществу Благодаря Чехову в русской и мировой литературе возник литературный образ интеллигента-врача, врача- гуманиста

РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ Термины - слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства. В основе каждого термина обязательно лежит определение (дефиниция) обозначаемой им реалии, благодаря чему термины представляют собой точную и в то же время сжатую характеристику предмета или явления. Каждая отрасль знания оперирует своими терминами, составляющими суть терминологической системы данной науки. Специальные термины, которые закреплены за определенными научными дисциплинами, отраслями производства и техники; например в лингвистике: подлежащее, сказуемое, прилагательное, местоимение; в медицине: инфаркт, миома, пародонтит, кардиология Специальные термины, которые закреплены за определенными научными дисциплинами, отраслями производства и техники; например в лингвистике: подлежащее, сказуемое, прилагательное, местоимение; в медицине: инфаркт, миома, пародонтит, кардиология Общенаучные термины, которые используются в различных областях знаний и принадлежат научному стилю речи в целом: эксперимент, адекватный, эквивалент, прогнозировать, гипотетический, прогрессировать, реакция Термины

АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ В РАССКАЗАХ ЧЕХОВА Медицинская лексика в прямом значении во множественном числе историзмы на латинском языке в разговорной форме в роли изобразительного средства

МЕДИЦИНСКАЯ ТЕРМИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. П. ЧЕХОВА п/п Функции Примеры применения 1. в прямом значении Для создания достоверной картины места действия: «В аптеке» Для названия заболевания: «Попрыгунья» Для описания врачебной практики: «Цветы запоздалые» Для медицинских рекомендаций: «Сельские эскулапы» Для названия химических веществ: «Именины» 2. на латинском языке В рецептах Для достижения комического эффекта: «Интриги», «Анюта» 3. во множественном числе «Симулянты», «Наивный леший» 4. в роли изобразительного средства языка В роли олицетворения: «Тиф» В роли метонимии: «Аптекарша»

5.историзмы«горячечные рубашки» 6. в форме разговорной лексики Для описания состояния персонажей Для описания действия врачей Для названия лекарств Для отражения эмоционального состояния героя ПРИМЕРЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЛЕКСИКИ 1.«Во вторник у мальчика высасывал дифтеритные пленки. У него настоящий дифтирит? 2. «Правое легкое состоит из трех долей… - Границы! Верхняя доля на передней стенке груди достигает до 4.5 ребер, на боковой поверхности до 4-го ребра «позади до spinf scapulae …» 3. «Руки и ноги его как-то не укладывались на диване, хотя весь диван был к его услугам, во рту было сухо и липко, в голове стоял тяжелый туман; …и он чувствовал, что вместе с ним вышли из вагона его жар, жажда…». 4. «Потом поступил я в доктора. Сначала мне повезло. Дифтериты, знаете ли, тифы…». 5. «… кровеносные банки, горячечные рубахи». 6. «Хирургия – пустяки… Зубы разные бывают. Один рвёшь щипцами, другой – козьей ножкой, третий – ключом».

ПСЕВДОНИМЫ А. П. ЧЕХОВА Известно более 50 псевдонимов Чехова: А.П.; Антоша; Антоша Чехонте; А-н Ч-те; Ан. Ч.; Ан, Ч-е; Анче; Ан. Че-в; А.Ч; А. Че; А. Чехонте, А-н Ч-те; Ан. Ч.; Ан, Ч-е; Анче; Ан. Че-в; А.Ч; А. Че; А. Чехонте; Г. Балдастов; Макар Балдастов; Брат моего брата; Врач без пациентов; Вспыльчивый человек; Гайка 6; Гайка 9; Грач; Дон-Антонио Чехонте; Дяденька; Кисляев; М. Ковров; Крапива; Лаэрт; Прозаический поэт; полковник Кочкарев, Пурселепетанов; Рувер; Рувер и Ревур; С. Б. Ч.; Улисс; Ц; Ч. Б С.; Ч. без С.; Человек без селезенки; Ч. Хонте; Шампанский; Юный старец; «...въ»; Z… На медицинскую тематику: Человек без селезенки; Врач без пациентов; Ч. без С. Юмористические подписи и псевдонимы Чехова: Акакий Тарантулов, Некто, Шиллер Шекспирович Гете, Архип Индейкин; Василий Спиридонов Сволачев; Известный; Индейкин; Н. Захарьева; Петухов; Смирнова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Профессиональная лексика в рассказах А.П.Чехова выполняет номинативную функцию. Медицинские термины называют органы, болезни, симптомы, лекарства, операции, медицинские инструменты. Профессиональная лексика является стилистическим средством создания медицинской профессиональной атмосферы. Терминология способствует воспроизведению социальной среды, к которой принадлежат действующие лица. Диалоги пациентов и врачей, в речи которых имеются медицинские термины, достоверны, точны, конкретны. Медицинский термин семантически преобразуется, становится тропом, что связано с художественным методом писателя. Профессиональная лексика в рассказах А.П.Чехова выполняет номинативную функцию. Медицинские термины называют органы, болезни, симптомы, лекарства, операции, медицинские инструменты. Профессиональная лексика является стилистическим средством создания медицинской профессиональной атмосферы. Терминология способствует воспроизведению социальной среды, к которой принадлежат действующие лица. Диалоги пациентов и врачей, в речи которых имеются медицинские термины, достоверны, точны, конкретны. Медицинский термин семантически преобразуется, становится тропом, что связано с художественным методом писателя. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИТОГ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Результаты исследований могут быть использованы на уроках литературы, в системе дополнительного образования (при подготовке к предметным олимпиадам, конкурсам, марафонам).