Михаил Шолохов Тихий Дон Роман в четырех книгах.
Подуй ветер длинный – с Дона Во все стороны и дни, И лицо ополосни Зеленью студеных кленов, Августом запорошенных, До озноба уплотненных, - Листья на сердце плесни!
Биография автора Шолохов Михаил Александрович [р. 11(24) , хутор Кружилин станицы Вёшенской Области войска Донского, ныне Вешенской район Ростовской области], русский советский писатель, академик АН СССР (1939), Герой Социалистического Труда (1967). Член КПСС с Член ЦК КПСС с Родился в крестьянской семье. Участвовал в Гражданской войне. В 1923 начал публиковаться в газетах и журналах рассказы, объединённые впоследствии в сборники "Донские рассказы" и "Лазоревая степь" (оба 1926). Гражданская война на Дону, ожесточённая классовая борьба, место человека в великих социальных сдвигах, происходивших в деревне, его мечта о новом мире социальной справедливости таковы темы ранних рассказов Ш., которые стали заметным явлением в советской литературе 1-й половины 20-х гг. Шолохов Михаил Александрович [р. 11(24) , хутор Кружилин станицы Вёшенской Области войска Донского, ныне Вешенской район Ростовской области], русский советский писатель, академик АН СССР (1939), Герой Социалистического Труда (1967). Член КПСС с Член ЦК КПСС с Родился в крестьянской семье. Участвовал в Гражданской войне. В 1923 начал публиковаться в газетах и журналах рассказы, объединённые впоследствии в сборники "Донские рассказы" и "Лазоревая степь" (оба 1926). Гражданская война на Дону, ожесточённая классовая борьба, место человека в великих социальных сдвигах, происходивших в деревне, его мечта о новом мире социальной справедливости таковы темы ранних рассказов Ш., которые стали заметным явлением в советской литературе 1-й половины 20-х гг.
История создания романа В 1925 Ш. начинает писать "Тихий Дон" (кн. 14, ; Государственная премия СССР, 1941) роман, принёсший писателю мировую известность. Идея исторической закономерности определяет сложность сюжетно-композиционной структуры произведения. Ш. создаёт грандиозную картину борьбы двух миров, ломки старых общественных отношений, традиций, навыков, возникновения и упрочения новых. Проблематика романа включает вопросы большой общественной значимости: о характере связей личности с историческими судьбами народа, об исторической необходимости и свободе выбора, об исторических обстоятельствах, определяющих трагические конфликты, драматические исходы. В "Тихом Доне" плодотворно развиваются традиции эпического повествования о "судьбах народных". Исторический процесс предстаёт в эпосе Ш. в широком движении масс. В 1925 Ш. начинает писать "Тихий Дон" (кн. 14, ; Государственная премия СССР, 1941) роман, принёсший писателю мировую известность. Идея исторической закономерности определяет сложность сюжетно-композиционной структуры произведения. Ш. создаёт грандиозную картину борьбы двух миров, ломки старых общественных отношений, традиций, навыков, возникновения и упрочения новых. Проблематика романа включает вопросы большой общественной значимости: о характере связей личности с историческими судьбами народа, об исторической необходимости и свободе выбора, об исторических обстоятельствах, определяющих трагические конфликты, драматические исходы. В "Тихом Доне" плодотворно развиваются традиции эпического повествования о "судьбах народных". Исторический процесс предстаёт в эпосе Ш. в широком движении масс.
Главный герой рассказа Образ Григория Мелехова открытие в мировом искусстве. Характер его раскрывается во всей полноте чувств, в разнообразии обстоятельств. Эта объёмность психологического анализа одна из характерных сторон художественного мастерства Ш. Психологическому анализу Ш. присуще важное качество оценочности. Борьба революционного народа становится объективным критерием оценок, который позволяет отделить исторически оправданные заблуждения Мелехова от его вины. На крутых исторических поворотах Григорий всё время оказывается перед необходимостью выбора. Социальная трагедия переносится в глубины сознания. Истоки её в социальной двойственности, противоречивости самого героя. Григорий отринул старый мир, но правды новой действительности, утверждавшейся в крови, в борьбе, страданиях, он не понял, не поверил ей и, в конце концов, оказался на историческом распутье. В умении видеть действительность во всей её сложности, обусловленности, в её суровых закономерностях и состоит подлинное величие художника. Способ изображения характера и судьбы Григория Мелехова в значительной степени способствовал развитию метода социалистического реализма. Революционные массы, с такой мощью изображенные в "Тихом Доне", утверждают оптимистическую идею торжества жизни, победы нового через муки, через страдания, создают ощущение грандиозности совершающихся перемен. Образ Григория Мелехова открытие в мировом искусстве. Характер его раскрывается во всей полноте чувств, в разнообразии обстоятельств. Эта объёмность психологического анализа одна из характерных сторон художественного мастерства Ш. Психологическому анализу Ш. присуще важное качество оценочности. Борьба революционного народа становится объективным критерием оценок, который позволяет отделить исторически оправданные заблуждения Мелехова от его вины. На крутых исторических поворотах Григорий всё время оказывается перед необходимостью выбора. Социальная трагедия переносится в глубины сознания. Истоки её в социальной двойственности, противоречивости самого героя. Григорий отринул старый мир, но правды новой действительности, утверждавшейся в крови, в борьбе, страданиях, он не понял, не поверил ей и, в конце концов, оказался на историческом распутье. В умении видеть действительность во всей её сложности, обусловленности, в её суровых закономерностях и состоит подлинное величие художника. Способ изображения характера и судьбы Григория Мелехова в значительной степени способствовал развитию метода социалистического реализма. Революционные массы, с такой мощью изображенные в "Тихом Доне", утверждают оптимистическую идею торжества жизни, победы нового через муки, через страдания, создают ощущение грандиозности совершающихся перемен.
«Тихий Дон»- роман эпопея Рождение романа-эпопеи связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая война годов. Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата. Характерно, что в 20-е годы почти одновременно стали работать: М. Горький над эпопеей Жизнь Клима Самгина, А. Н. Толстой над эпопеей Хождение по мукам, М. Шолохов обратился к созданию эпопеи Тихий Дон. Рождение романа-эпопеи связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая война годов. Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата. Характерно, что в 20-е годы почти одновременно стали работать: М. Горький над эпопеей Жизнь Клима Самгина, А. Н. Толстой над эпопеей Хождение по мукам, М. Шолохов обратился к созданию эпопеи Тихий Дон.
Роман-эпопея Тихий Дон занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа. Роман-эпопея Тихий Дон занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа. События в Тихом Доне начинаются в 1912 году, перед первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, Шолохов основное внимание уделил изображению казачества. В произведении тесно соединяются документ и художественный вымысел. В Тихом Доне много подлинных названий хуторов и станиц Донского края. Центром событий, с которым связано основное действие, является станица Вешенская. События в Тихом Доне начинаются в 1912 году, перед первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, Шолохов основное внимание уделил изображению казачества. В произведении тесно соединяются документ и художественный вымысел. В Тихом Доне много подлинных названий хуторов и станиц Донского края. Центром событий, с которым связано основное действие, является станица Вешенская. Тихий Дон начинается изображением мирной довоенной жизни казачества. Дни хутора Татарского проходят в напряженном труде. На первый план повествования выдвигается семья Мелеховых, типичная середняцкая семья с патриархальными устоями. Война прервала трудовую жизнь казачества. Тихий Дон начинается изображением мирной довоенной жизни казачества. Дни хутора Татарского проходят в напряженном труде. На первый план повествования выдвигается семья Мелеховых, типичная середняцкая семья с патриархальными устоями. Война прервала трудовую жизнь казачества. Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и нравственно. Казак Чубатый поучает Григория Мелехова: В бою убить человека святое дело... человека уничтожай. Поганый он человек! Но Чубатый со своей звериной философией отпугивает людей. Смерть, страдания будят сочувствие и объединяют солдат: люди не могут привыкнуть к войне. Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и нравственно. Казак Чубатый поучает Григория Мелехова: В бою убить человека святое дело... человека уничтожай. Поганый он человек! Но Чубатый со своей звериной философией отпугивает людей. Смерть, страдания будят сочувствие и объединяют солдат: люди не могут привыкнуть к войне.
Григорий Мелехов- главный герой Григорий – цельная личность, словно вырубленная из одного куска, и это в эпоху, требующую от человека прежде всего умения приспособиться, скрывать свои чувства. От своего деда Прокофия унаследовал: вспыльчивый и независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви, не замечающей косых взглядов «доброхотов». Кровь бабки – «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, она играла в его жилах и на полях боев, и в стою перед заносчивым офицером. Такая связь характерна героя с его родословной очень важна для обновленного реализма 20 века: еще в 19 веке считалось, что только среда не отрицается и Шолоховым. Воспитанный в лучших традициях русского казачества, Мелехов смолоду берег казачью че 5 сть, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Главному герою «Тихого Дона» присущ своеобразный «иммунитет» против всякого рода двуличия: он не делит свою любовь между женой и Аксиньей, не участвует в казачьих грабежах и расправах. В.эпоху одно за одним посылающую Мелехову испытания, чтоб либо уничтожить, либо сломить непокорного, гордого казака. Григорий – цельная личность, словно вырубленная из одного куска, и это в эпоху, требующую от человека прежде всего умения приспособиться, скрывать свои чувства. От своего деда Прокофия унаследовал: вспыльчивый и независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви, не замечающей косых взглядов «доброхотов». Кровь бабки – «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, она играла в его жилах и на полях боев, и в стою перед заносчивым офицером. Такая связь характерна героя с его родословной очень важна для обновленного реализма 20 века: еще в 19 веке считалось, что только среда не отрицается и Шолоховым. Воспитанный в лучших традициях русского казачества, Мелехов смолоду берег казачью че 5 сть, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Главному герою «Тихого Дона» присущ своеобразный «иммунитет» против всякого рода двуличия: он не делит свою любовь между женой и Аксиньей, не участвует в казачьих грабежах и расправах. В.эпоху одно за одним посылающую Мелехову испытания, чтоб либо уничтожить, либо сломить непокорного, гордого казака.
Главные женские образы в романе. В образах центральных героинь романа М. Шолохова «Тихий Дон» воплощено представление автора о судьбе русской женщины в бурном 20 веке. Их основное назначение в романе, главная художественная функция, на мой взгляд, провозгласить приоритет вечных нравственных ценностей над социальной и политической суетой, всем, что разъединяет людей на «красных» и «белых». В образах центральных героинь романа М. Шолохова «Тихий Дон» воплощено представление автора о судьбе русской женщины в бурном 20 веке. Их основное назначение в романе, главная художественная функция, на мой взгляд, провозгласить приоритет вечных нравственных ценностей над социальной и политической суетой, всем, что разъединяет людей на «красных» и «белых».
Мать Григория- Ильинична. Невиданной мощью материнского чувства и женской мудрости награждает Шолохов Ильиничну. Эта женщина знает жизнь и порядок в ней. Она принимает сноху обратно в дом и советует молодой жене ждать мужа. Ильинична не меньше Натальи ждет появления ее детей, потому что знает, что детская любовь способна соединить родителей. Так и произошло. Григорий после смерти Натальи понял то, что издавна было известно его матери. Невиданной мощью материнского чувства и женской мудрости награждает Шолохов Ильиничну. Эта женщина знает жизнь и порядок в ней. Она принимает сноху обратно в дом и советует молодой жене ждать мужа. Ильинична не меньше Натальи ждет появления ее детей, потому что знает, что детская любовь способна соединить родителей. Так и произошло. Григорий после смерти Натальи понял то, что издавна было известно его матери. Как свидетельство редкостного умения Ильиничны поддерживать мир в семье, являются ее отношения с Пантелеем Прокофьевичем. Только она умела укрощать припадки его ярости, терпела его измены и рукоприкладство. Как свидетельство редкостного умения Ильиничны поддерживать мир в семье, являются ее отношения с Пантелеем Прокофьевичем. Только она умела укрощать припадки его ярости, терпела его измены и рукоприкладство. Ильинична мужественно перенесла смерть своего старшего сына, обеих снох, мужа. Никогда она не роптала на Бога, потому что была казацкой дочерью, казацкой женой и казацкой матерью. Свою судьбу эта героиня приняла как данность этого мира: «А я верю! Не может быть, чтобы лишилась я последнего сына». Писатель восхищается этой старой мужественной женщиной, которая, с трудом добравшись до гумна, всматривается в сумерки степи и негромко зовет своего младшенького, зная, что он обязательно услышит. Ильинична мужественно перенесла смерть своего старшего сына, обеих снох, мужа. Никогда она не роптала на Бога, потому что была казацкой дочерью, казацкой женой и казацкой матерью. Свою судьбу эта героиня приняла как данность этого мира: «А я верю! Не может быть, чтобы лишилась я последнего сына». Писатель восхищается этой старой мужественной женщиной, которая, с трудом добравшись до гумна, всматривается в сумерки степи и негромко зовет своего младшенького, зная, что он обязательно услышит.
Наталья Коршунова Наталья Коршунова – жена Григория Мелехова. Она пришлась по сердцу семье героя, но не ему самому. Автор любуется молодостью Натальи, ее нравственной силой, гармонией внешнего и внутреннего. Наталья Коршунова – жена Григория Мелехова. Она пришлась по сердцу семье героя, но не ему самому. Автор любуется молодостью Натальи, ее нравственной силой, гармонией внешнего и внутреннего. Трагедия жизни этой героини заключается в том, что ее не любит Григорий, и он сам признается Наталье в этом. Брошенная Григорием, она возвращается к отцу, но и в своем доме, где была когда-то весела и счастлива, не находит покоя. Наталья идет назад, к Пантелею Прокофьевичу и Ильиничне, где будет дожидаться своего мужа. На какое-то время Григорий вернется к ней, потому что знает, что Наталья - хранительница его дома, мать его детей. Трагедия жизни этой героини заключается в том, что ее не любит Григорий, и он сам признается Наталье в этом. Брошенная Григорием, она возвращается к отцу, но и в своем доме, где была когда-то весела и счастлива, не находит покоя. Наталья идет назад, к Пантелею Прокофьевичу и Ильиничне, где будет дожидаться своего мужа. На какое-то время Григорий вернется к ней, потому что знает, что Наталья - хранительница его дома, мать его детей. Наталья беззаветно любит Григория и твердо знает, что так, как любит она, не любит никто. Неразделенная любовь к мужу и горькая обида на него толкает героиню на страшное. Сначала она проклинает отца своих детей, а затем избавляется от ожидаемого ребенка. Наталья умирает. Страшным исходом завершается ее жизнь. Наталья беззаветно любит Григория и твердо знает, что так, как любит она, не любит никто. Неразделенная любовь к мужу и горькая обида на него толкает героиню на страшное. Сначала она проклинает отца своих детей, а затем избавляется от ожидаемого ребенка. Наталья умирает. Страшным исходом завершается ее жизнь.
«Аксинья» Аксинья является почти полной противоположностью Наталье. Ее роднит с Григорием Мелеховым неуемность характера, неспособность удовлетвориться компромиссом, всепоглощающая любовь и жажда свободы. Аксинья является почти полной противоположностью Наталье. Ее роднит с Григорием Мелеховым неуемность характера, неспособность удовлетвориться компромиссом, всепоглощающая любовь и жажда свободы. Вся буйная страсть природы сконцентрировалась в характере этой женщины. Наталья воспитана в строгом уважении к норме жизни и ждет того же от других. Аксинья считает, что ее незадавшееся замужество снимает с нее всякую вину за нарушение норм и запретов. Вся буйная страсть природы сконцентрировалась в характере этой женщины. Наталья воспитана в строгом уважении к норме жизни и ждет того же от других. Аксинья считает, что ее незадавшееся замужество снимает с нее всякую вину за нарушение норм и запретов. Семь трудных лет жизни постепенно меняют Аксинью и характер ее любви к Григорию. К финалу романа эгоистическое желание устроить собственное счастье во что бы то ни стало уступает место «почти материнской» нежности к Григорию, готовности заменить мать его осиротевшим детям. Семь трудных лет жизни постепенно меняют Аксинью и характер ее любви к Григорию. К финалу романа эгоистическое желание устроить собственное счастье во что бы то ни стало уступает место «почти материнской» нежности к Григорию, готовности заменить мать его осиротевшим детям.
Жена Петра «Дарья» Довольно ярок и образ жены Петра Мелехова - Дарьи. Это распутная женщина, неряшливая, ленивая. Дарья не любит работать, но любит быть в центре внимания, нравится мужчинам: «Замужняя жизнь не изжелтила, не высушила ее, высокая, тонкая, гибкая в стане, как хворостинка, была она похожа на девушку. Вилась в походке, перебирая плечами; на окрики мужа посмеивалась; под тонкой каймой алых губ плотно просвечивали мелкие частые зубы». Эта героиня остра на язык, бойка, своенравна. Довольно ярок и образ жены Петра Мелехова - Дарьи. Это распутная женщина, неряшливая, ленивая. Дарья не любит работать, но любит быть в центре внимания, нравится мужчинам: «Замужняя жизнь не изжелтила, не высушила ее, высокая, тонкая, гибкая в стане, как хворостинка, была она похожа на девушку. Вилась в походке, перебирая плечами; на окрики мужа посмеивалась; под тонкой каймой алых губ плотно просвечивали мелкие частые зубы». Эта героиня остра на язык, бойка, своенравна. Кажется, что в душе этой женщины нет никаких нравственных устоев: она запятнала себя даже кровавым преступлением. Недаром, когда Григорий увидел ее, в пьяном беспамятстве валяющуюся после убийства Котлярова, то еле подавил желание раздавить эту женщину, как ядовитую тварь. Кажется, что в душе этой женщины нет никаких нравственных устоев: она запятнала себя даже кровавым преступлением. Недаром, когда Григорий увидел ее, в пьяном беспамятстве валяющуюся после убийства Котлярова, то еле подавил желание раздавить эту женщину, как ядовитую тварь.
Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон» олицетворяют собой Россию – прекрасную, но обреченную на страдания. По мнению писателя, женщины – это хранительницы самобытной культуры казачества, хранительницы народной нравственности и животворящей силы Вселенной. Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон» олицетворяют собой Россию – прекрасную, но обреченную на страдания. По мнению писателя, женщины – это хранительницы самобытной культуры казачества, хранительницы народной нравственности и животворящей силы Вселенной.
Поиск правды в романе «Тихий Дон» М.А. Шолохова по праву называют летописцем советской эпохи. «Тихий Дон» - роман о казачестве. М.А. Шолохова по праву называют летописцем советской эпохи. «Тихий Дон» - роман о казачестве. Центральный образ романа – Григорий Мелехов – обычный казачий парень. Правда, может быть, излишне горячий: «Григорий в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое». Центральный образ романа – Григорий Мелехов – обычный казачий парень. Правда, может быть, излишне горячий: «Григорий в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое». В семье Григория, большой и дружной, свято чтят казачьи вековые традиции, много работают, весело отдыхают. В семье Григория, большой и дружной, свято чтят казачьи вековые традиции, много работают, весело отдыхают. Симпатичный, работящий, жизнерадостный Григорий сразу завоевывает сердца читателей: он не боится людских толков, почти открыто, не таясь, любит красавицу Аксинью, жену казака Степана. Герой не считает зазорным уйти в батраки, чтобы сохранить свое чувство к любимой женщине. Симпатичный, работящий, жизнерадостный Григорий сразу завоевывает сердца читателей: он не боится людских толков, почти открыто, не таясь, любит красавицу Аксинью, жену казака Степана. Герой не считает зазорным уйти в батраки, чтобы сохранить свое чувство к любимой женщине. Особенно выгодно выделяет его среди многих других казаков благородное, чистое отношение к женщине. Когда на войне казаки, истосковавшись по женскому телу и плотским утехам, совершили гнусный поступок – изнасиловали женщину, один Григорий приходит в ярость от этого поступка: «Один из казаков, не глядя на товарищей, криво улыбаясь, отошел к стене, уступая место очередному. Григорий рванулся назад и побежал». Особенно выгодно выделяет его среди многих других казаков благородное, чистое отношение к женщине. Когда на войне казаки, истосковавшись по женскому телу и плотским утехам, совершили гнусный поступок – изнасиловали женщину, один Григорий приходит в ярость от этого поступка: «Один из казаков, не глядя на товарищей, криво улыбаясь, отошел к стене, уступая место очередному. Григорий рванулся назад и побежал».
Смысл финала романа «Тихий Дон» Конец романа подводит итоги большому периоду в жизни героя. Что с ним будет, мы не знаем. Финальная сцена – это итог жизни Мелехова. Но нас продолжает тревожить судьба этого героя. В романе нет прямого указания на то, что дальнейшая жизнь Григория будет неразрывно связана с жизнью всего казачества, начавшего новую жизнь. Тем не менее, совершенно очевидно, что Григорий вернулся в родной хутор, к земле, о которой он так тосковал во время своих бурных скитаний в поисках истины и правды. Герой вернулся, чтобы работать на ней, воспитывать своих детей: «И Григорий впервые за время своего пребывания в лесу, чуть приметно улыбнулся: «Домой». Григорий Мелехов, после того, как претерпел множество бедствий, пережил множество потерь, испытал множество физических мучений и страданий, приходит в родной хутор, и мы видим радость, охватившую его при виде родного села, радость от встречи с сыном. Конец романа указывает на то, что герой в своем внутреннем состоянии не исчерпал себя. Конец романа подводит итоги большому периоду в жизни героя. Что с ним будет, мы не знаем. Финальная сцена – это итог жизни Мелехова. Но нас продолжает тревожить судьба этого героя. В романе нет прямого указания на то, что дальнейшая жизнь Григория будет неразрывно связана с жизнью всего казачества, начавшего новую жизнь. Тем не менее, совершенно очевидно, что Григорий вернулся в родной хутор, к земле, о которой он так тосковал во время своих бурных скитаний в поисках истины и правды. Герой вернулся, чтобы работать на ней, воспитывать своих детей: «И Григорий впервые за время своего пребывания в лесу, чуть приметно улыбнулся: «Домой». Григорий Мелехов, после того, как претерпел множество бедствий, пережил множество потерь, испытал множество физических мучений и страданий, приходит в родной хутор, и мы видим радость, охватившую его при виде родного села, радость от встречи с сыном. Конец романа указывает на то, что герой в своем внутреннем состоянии не исчерпал себя.
ФИНАЛ Хочется закончить фразой из рассказа Шолохова «Судьба человека»: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути…» Хочется закончить фразой из рассказа Шолохова «Судьба человека»: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути…»