(В. Даль) Экскурсия - проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр. (В. Даль) (М. П. Анциферов) Экскурсия - есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию (М. П. Анциферов) (Малая советская энциклопедия, т. 10, с. 195) Экскурсия - коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью (Малая советская энциклопедия, т. 10, с. 195) (Толковый словарь русского языка Л. Н. Ушакова) Экскурсия – это коллективная поездка или прогулка с научно- образовательной или увеселительной целью (Толковый словарь русского языка Л. Н. Ушакова) Большая советская энциклопедия, т. 29, с. 63 Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода (Большая советская энциклопедия, т. 29, с. 63)
Это особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых
Достопримечательности Культурные объекты Природные ландшафты Производственные заведения
Объекты растительного и животного мира Сезонные изменения в природе Виды сельскохозяйственного и другого труда
Вторая младшая – внутри дошкольного учреждения, участка Средняя, старшая, подготовительная за пределами детского сада
При разработке плана экскурсий необходим учет: -Краеведческого принципа -Принципа сезонности - Постепенное усложнение знаний
Должна обеспечить яркое целостное восприятие предметов и явлений(эмоциональный фактор побуждения любознательности) Проведение повторных экскурсий для расширения, углубления, обобщения представлений о знакомом объекте или явлении Постепенное усложнение программного материала: за счет расширения круга наблюдаемых явлений и за счет углубления и обобщения знаний об одних и тех же явлениях Единство воспитательных и образовательных задач
Подготовительный этап Ход экскурсии Послеэкскурсионная работа
Определение темы экскурсии Определение содержания экскурсии Определение сроков проведения экскурсии Осмотр места проведения экскурсии Подготовка маршрута
Сообщение новых, интересных для детей сведений Актуализация опыта детей Использование произведений искусства с целью воздействия на эмоциональную сферу ребенка
Ведущий метод обучения – наблюдение - знакомство с объектом в целом - непосредственное восприятие объекта -анализ объекта При этом используются вопросы разных типов: - Нацеливающие внимание (как называется, какие части и др.) -Активизирующие мышление -Стимулирующие деятельность воображения, побуждающие к выводам
Ведущий метод обучения – беседа Необходимо заранее подготовить вопросы: - Что воспринимают - Что заинтересовало -Что кажется непонятным -Что узнали, увидели -Что понравилось -Что было особенно интересным
Расширение, уточнение, систематизация знаний: -Оформление материалов, принесенных с экскурсии -Обращение к художественным произведениям, с помощью которых усиливаются впечатления от экскурсии -Работа в уголке книги (оформление альбомов) -Работа в уголке природы (изготовление гербариев, коллекций и др.) -Организация игр (режиссерских, сюжетно-ролевых, дидактических) -Обобщающие беседы
С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах ДОУ. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: Не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны. Автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов. Помогает организовать деятельность по овладению научными знаниями
это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным изображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов и др.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.
является доступность – возможность осмотра объектов или услуг без больших материальных и временных затрат, возможность осмотра объектов или услуг в любое время, возможность многократного просмотра экскурсий и прилагаемой к ней информации, и наглядность – возможность, по принципу, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
выбор темы; отбор литературы и составление библиографии; определение источников экскурсионного материала; отбор и изучение экскурсионных объектов; сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления проекта, составление маршрута экскурсии на основе видеоряда; подготовка текста экскурсии; определение техники ведения виртуальной экскурсии; показ экскурсии.
Текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для «использования» рассказ.