После неудачных походов на крымских татар молодой Петр, решивший во что бы то ни стало избавить окраины России от постоянных набегов и грабежей беспокойных соседей, объявил новый поход и отправился на Азов. Большая часть армии – стародворянская конница – пошла сухим путем, а так называемый «новый строй», то есть полки Семеновский, Лефортовский и Преображенский, где в чине бомбардира числился сам Петр, отправились водой по маршруту: Москва – Ока – Волга – Дон. 16 мая 1695 года полторы сотни судов с войском и оружием бросили якоря у стен Нижнего Новгорода. Письма Петра к князю Ромодановскому свидетельствуют о том, что после многодневного перехода, флотилия имела вид весьма далекий от удовлетворительного. К тому же требовалось перегрузить артиллерию с мелких судов на более крупные. Поэтому и было решено сделать в Нижнем остановку. Дом торгового человека гостиной сотни Ефима Чатыгина стал местом недельного пребывания государя. Домик Петра, как чаще его называют, и сегодня можно видеть в начале Почаинского съезда. И, конечно, нельзя обойти этот дом вниманием.
Что бы увидел 23-летний государь, выглянув из решетчатого, затянутого слюдой окна дома Чатыгина? Крутую улицу, которая в конце XVII века, как и ныне, называлась Почаинской, нижегородский торг… Хотя, вряд ли у Петра было время сидеть у окна и любоваться видами. Предстояло перегрузить артиллерию из 40 ненадежных барж на 9 крупных судов, и для осуществления этой операции Петр, вероятно, проводил переговоры с нижегородскими судовладельцами, подбирал кормчих и ярыжных матросов. Ведь этот царь все привык делать своими руками. И на все это была отпущена одна неделя – неделя, которая вошла в историю Нижнего Новгорода
27 лет прошло с первого приезда Петра в наш город, прежде чем у стен Нижнего Новгорода вновь появилась государева флотилия. Весной 1722 года она была снаряжена в поход - на этот раз в Персию, в Шемаху, чтобы отомстить «за избиение» русских купцов. Войско было гораздо многочисленнее, чем в 1695 году: четыре сотни судов с пехотой и более чем 20-тысячная конница. На подходе к Нижнему царя встречали епископ Питирим, интендант Потемкин и губернатор Ржевский. Третий день пребывания Петра в Нижнем был посвящен осмотру пристаней и стоявших там купеческих судов. 30 мая (а по иным источникам 29-го) 1722 года Петр посетил нижегородского епископа Питирима: слушал литургию в Преображенском кафедральном соборе, где сам пел на клиросе с певчими и читал «Апостол». А после обедни царь спустился к гробнице Минина и, поклонившись до земли, произнес: «Вот истинный избавитель России». Продолжился этот день в доме купца Якова Пушникова. До глубокой ночи было шумно и весело: раздавалась пушечная пальба, здравицы - в палатах Пушникова Петр I праздновал свой день рождения, ему исполнилось 50 лет.