Группа комбинированной направленности 2 (3-5 лет ) Проект разработали : Учитель - дефектолог Веселова Н. П воспитатели : Никифорова Г. М.; Ходько Е. И.
Актуальность Недостаточная сформированность представлений о неживой природе Возможность применения природно- бросового материала в играх
Расширение представлений у детей об объектах неживой природы
формировать представления у детей о свойствах воды, песка, глины, воздуха, света ; Обогащать словарь детей названиями объектов неживой природы ; Развивать интерес к опытно - экспериментальной работе.
п / п Исследуемый объект или явление Название мероприятия ( опыта, эксперимента ) Цель опыта Материал, оборудование ВОДА 1. Узнаем какая вода. Выявлять свойства воды : имеет вес, прозрачная, льется. - Две одинаковые емкости, закрытые крышками ; одна пустая, другая с чистой водой ; - Набор мелких цветных предметов 2. Вода - волшебница Продолжать выявлять свойства воды : она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества ( при этом вода меняет цвет, запах, вкус ) - Три одинаковые емкости с водой ; - Гуашевая краска ; - Пакетик растворимого кофе : - 10 кусочков сахара рафинада ; - Одинаковые стаканчики по количеству детей
ВОЗДУХ 3. Что в пакете ? Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха : прозрачный, невидимый, легкий Полиэтиленовые пакеты 4. Игра с соломинкой Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его. - Трубочки для коктейля ; - Емкости с водой 5. Игры с воздушными шариками Продолжать знакомить детей, что внутри человека есть воздух, обнаружить его - Два воздушных шарика ( один, надутый слабо, - мягкий ; другой, надутый сильно, - упругий ) 6. Выдувание мыльных пузырей Научить пускать мыльные пузыри ; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь - Тарелки ( поднос ); - Стеклянная воронка ; - Соломенные палочки с колечками на конце ; - Мыльный раствор и емкость для него 7. Ветер по морю гуляет Обнаружить воздух - Бассейн с водой ; - Модель судна - парусника
ВЕС 8. Легкий - тяжелый Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов - Перышко и камень ; - Непрозрачные пластиковые бутылки с песком и листьями, водой и травой 9. Плавает - тонет Показать, что в основном все легкие предметы обладают плавучестью - Кусочек пенопласта ; - Проволока ; - Деревянный брусок ; - Металлический брусок 4 ТЕМПЕ - РАТУРА ( теплота ) 10. Горячо - холодно Научить определять на ощупь температуру воды, предметов - Емкости ( пластиковые бутылки ) с водой, находящиеся : На солнечной стороне, В тени ; - Предметы, лежащие под лучами солнца ; - Предметы, лежащие в тени 11. Чудесный мешочек Продолжать учить определять температуру жидких веществ и твердых предметов ( металлические – холоднее, деревянные - теплее ) Мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы ( кубики, пластинки, шарики )
Песочные струйки Знакомство со свойством сухого песка - сыпучестью - Пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки 13. Чудесные фигурки Продолжать знакомить со свойствами песка : влажный песок можно формировать - Песок, вода ; - Лопаточки, совочки, ведерки, формочки 6 ГЛИНА 14. Узнаем, какая глина. Знакомить со свойствами глины ( размокает, мнется, бьётся ) -Куски глины ; -Емкость ( ведерко ); -Вода 15. Глиняные шарики Учить определять качество глины : мягкость, пластичность - Глиняные предметы, сделанные воспитателем ; -Глина ; -Миска с водой ; -Подставки для работы ; -Тряпочки 7 СВЕТ 16. Что в коробке ? Познакомить со значением света, источниками света - Коробка с крышкой. В которой сделана прорезь ; - Фонарик
Она жидкая, не имеет формы. Бывает холодной, горячей, теплой. Она прозрачная, не имеет вкуса и запаха.
Песок сыплется ( песочные часы ). Сухой песок сыпучий, а из влажного песка можно лепить разные фигурки.
В группе создана эколого - развивающая среда, позволяющая сформировать у воспитанников представления об объектах живой и неживой природы, о необходимости бережного отношения к природе. Для оформления группы изготовлены панно « Морской пейзаж » и « Ветер по морю гуляет ». Для закрепления представлений об окружающем мире изготовлены дидактические игры : « Маленькие помощники », « Кладовая Земли », « Песочные часы ». Разработаны рекомендации для родителей по ознакомлению детей с объектами неживой природы.
Емкости, крышки, мелкие предметы, вода, гуашь, сахар ; Полиэтиленовые пакеты ; Воздушные шарики, мыльные пузыри ; Перышко и камень ; Чудесный мешочек с бросовым материалом ; Игровой персонаж ; Песок, воронка, пластиковые бутылочки.
Бери только нужные для работы материалы ; Работай с сыпучими материалами на подносе ; Пробовать на вкус вещества можно только в том случае, если твердо уверен, какое вещество ты пробуешь ; « Ручеек » любит порядок : клади на место все материалы по окончанию работы.
При экспериментировании ребенок не просто усваивает знания, которые дает взрослый,- он активно привносит в этот процесс собственный опыт, дома вновь и вновь возвращается к самостоятельным исследованиям.