Сценарий проведения урока в 11 классе по теме «Виды химической связи» 175-летию со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева посвящается
Цель урока. Закрепить и систематизировать знания учащихся о видах химической связи, её единой природе, о типах кристаллических решёток веществ с тем или иным видом связи и свойствах этих веществ.
Тип урока. Урок обобщения знаний, умений и навыков. Методы обучения: репродуктивный, эвристический. Формы работы: парная, индивидуальная, групповая. Оборудование: таблица «Периодическая система элементов Д.И. Менделеева», компьютер, мультимедиа проектор, дидактический материал.
Этапы урока. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний Основная часть урока Подведение итогов.
Актуализация опорных знаний (работа в парах) Лист само- и взаимооценки 1 вариант Вопросы 1,3,5,7,9 2 вариант Вопросы 2,4,6,8,10
Вид химической связи зависит от электроотрицательности связанных атомов Ионная ковалентная металлическая водородная ЭО 1,7 Ме+Не Ме Не Ме+Не Ме неполярная полярная одинаковые Не Ме разные Не Ме ЭО=0 ЭО
Ионная связь возникает за счёт электростатического притяжения противоположно заряженных ионов возникает за счёт электростатического притяжения противоположно заряженных ионов
Ковалентная связь это связь между атомами за счёт образования общих электронных пар. это связь между атомами за счёт образования общих электронных пар. Ковалентная неполярная связь (Cl 2, H 2, O 2, N 2 ) Ковалентная неполярная связь (Cl 2, H 2, O 2, N 2 ) Ковалентная полярная связь (HCl, NH 3, CO 2 ) Ковалентная полярная связь (HCl, NH 3, CO 2 )
Металлическая связь возникает в металлической кристаллической решетке между положительными ионами металлов и свободными электронами возникает в металлической кристаллической решетке между положительными ионами металлов и свободными электронами
Водородная связь это связь между частично положительно заряженными атомами водорода одной молекулы и частично отрицательно заряженными атомами более электроотрицательных элементов (F,O,N) другой молекулы (или её части) это связь между частично положительно заряженными атомами водорода одной молекулы и частично отрицательно заряженными атомами более электроотрицательных элементов (F,O,N) другой молекулы (или её части)
Атомная кристаллическая решётка
Молекулярная кристаллическая решётка
Ионная кристаллическая решётка
Металлическая кристаллическая решётка
Основная часть урока Работа в группах по 4 человека 1. Определить вид химической связи. 2. Изобразить механизм образования связи. 3. Обосновать возможность образования межмолекулярной водородной связи. 4. Определить тип кристаллической решётки. 5. Назвать общие свойства веществ с данным типом решётки. Задания для групп: 1) O 2, NI 3, CaF 2, CH 3 COOH. 2) HCOOH, K 3 N, H 2, Fe. 3) N 2, CaS, Mg, CH 3 OH.
Самостоятельная работа с матрицей 1 CaCl 2 2 H δ+ F δ- 3 O=O 4 δ _ δ + δ _ δ + … OH…OH R R 5.. H N H H NN 7 δ _ δ + δ- O = C = O 8 Fe 9 10 K 2 S 11 H 2 C=CH алмаз (С) 14 H 2 О 15 H HCH H 16
Ответы к самостоятельной работе с матрицей 1. Найдите вещества с только ковалентной неполярной связью. 3,6,9,12,13 2. Найдите вещества с только ковалентной полярной связью. 2,5,7,14,15 3. Назовите вещества с ионной кристаллической решёткой. 1,10 4. Назовите вещества, содержащие ненаправленные связи. 1,8,10 5. Назовите вещества с атомной кристаллической решёткой В каких случаях возможно образование межмолекулярной водородной связи? 2,4,5,14 7. В каких случаях возможно образование внутримолекулярной водородной связи? В каких случаях в образовании химической связи участвует электростатическое взаимодействие? 1,4,10,16 9. Какие вещества образуют металлическую кристаллическую решётку? 8
Критерии оценок: (для учителя) 95% и более правильных ответов – оценка «5», % - «4», % - «3», менее 45% - материал недостаточно усвоен, требует серьёзной проработки. Критерии оценок: (для учащихся) «5» правильных ответов, «4» , «3» , «2» - 10 и меньше.
Результаты проверочной работы Класс 11А11Б11В * 11И11К % качества 74%51%32%88%33% *- контрольный класс 11А и 11И – классы с высоким уровнем мотивации и с высоким и средним уровнем усвоения программного материала 11Б класс со средним и ниже среднего уровнем мотивации и средним и ниже среднего уровнем обученности 11К – класс, имеющий низкий уровень мотивации и низкий уровень знаний 11В - класс со средним и ниже среднего уровнем мотивации и средним и ниже среднего уровнем обученности