Изучение темы «Постоянные магниты» на основе технологии проблемного обучения
Цели технологии: Содействие развитию критического мышления, опыта и инструментария учебно- исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования; возможность творчески осваивать новый опыт; поиск и определение учащимися собственных личностных смыслов и ценностных отношений.
Образовательный процесс состоит из трёх этапов: Вводно-мотивационный; Операционно-познавательный; Рефлексивно-оценочный.
Используемые приёмы: Инсценирование (чтобы вызвать интерес); Эксперимент (для изучения явлений, наблюдения, подтверждения гипотез, закрепления); Самостоятельная работа.
Тема: «Постоянные магниты». Тип урока: изучение нового, технология проблемного обучения. Образовательные задачи урока: Изучение нового материала –Знания: научные факты: притяжение магнитами железосодержащих веществ, притяжение и отталкивание магнитов, повышение температуры и коррозия снижают магнитные свойства, существование намагниченных областей внутри вещества, воздействие внешнего магнитного поля усиливает магнитные свойства; понятия: постоянные магниты, полюсы магнита, нейтральная линия, домены. –Умение сформировать умения применять знания при объяснении явлений, связанных с существованием магнитного поля магнита, решении задач на определение полюсов магнитов по направлению линий магнитного поля. Повторение материала –Знания: понятия: магнитное поле, линии магнитного поля научные факты: направление линий магнитного поля (от северного полюса магнита к южному) –Умение выдвигать гипотезы, планировать эксперимент –Развивающие задачи: Развитие умений делать выводы, обобщать, анализировать. Развитие навыков рефлексии и взаимооценки. –Воспитательные задачи: Развитие навыков взаимодействия в паре, умений вести диалог.
Оборудование к уроку: мультимедиа проектор, компьютер, кодоскоп, модель внутреннего строения магнита, магнит дуговой демонстрационный, штатив, горелка, железный гвоздь; для фронтального эксперимента: две иглы на нити, магниты полосовой и дуговой, картон, металлические опилки (на пару учащихся). Наглядные пособия: –Атласы по физической географии для 9 класса. –Наборы минералов (железной руды) – 1 шт на пару учащихся. –Презентация, отражающая основные моменты урока. Дидактические материалы: карточки с задачами для каждого ученика. Методика использования компьютера. Компьютер на данном уроке использован для наглядного предъявления информации, а также эталонов выполнения тех или иных заданий, что в сравнении с традиционными методами, позволяет сэкономить время при проверке результатов деятельности учащихся. Информация по уроку занесена в презентацию.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Оргмомент Психологический настрой на урок Проверяют готовность принадлежностей к уроку Постановка задач на урок Создание проблемной ситуации с помощью отрывка из стихотворения: Кусок железа с неизменной силой Другой кусок железа привлекает Но эту силу не покой бескрылый, Лишь неустанный опыт укрепляет. А если ржавчиной его покрыло, В бездействии всю мощь оно теряет… И.Франко. – О чем речь в стихотворении? – Верно ли, что железо, покрытое ржавчиной, теряет магнитные свойства? – Сформулируйте тему урока – Для ответа на вопрос, какие проблемы вы бы решили? Учитель записывает ответы учащихся на доску Учащиеся высказывают свои предположения: – Тема «Постоянные магниты». Учащиеся предложили: – Откуда появилось слово «Магнит»? – Из чего и как изготовляют магниты? – Чем объясняются магнитные свойства? – Какие особенности строения имеют магниты? – Какие вещества притягиваются магнитами? – Как взаимодействуют магниты? – Как можно размагнитить магнит?
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Изучение нового материала Решение проблем, поставленных на урок:1) «О происхождении слова магнит» (слайд 2)Краткое содержание древних легенд: Пастух по имени Магнус обнаружил, что железный наконечник его посоха и гвозди сапог притягиваются к черному камню. Этот камень назвали камнем Магнуса или просто магнитом. Но известно и другое предание, которое гласит о том, что слово «магнит» произошло от названия местности, где добывали железную руду – холмы Магнезии в Малой Азии. Об этом упоминал философ и физик Фалес в VI веке до н.э.2) Магнитными свойствами обладают как природные минералы, так и искусственно созданные вещества.В природе существует минерал – железная руда, который обладает магнитными свойствами. Залежи железной руды имеются у нас в стране на Урале, Курской области, Карелии. (Учитель показывает в презентации)Природный магнит («Естественный») обладает слабыми магнитными свойствами, люди научились изготовлять из чистых металлов (железа, кобальта, никеля) искусственные магниты. Сплав альнико(Al + Ni + Go) позволяет поднимать железные предметы в 500 раз превышающие по массе сам магнит. Магниты, полученные искусственным путем, называют постоянными.3) Учитель демонстрирует слайд, объясняет, откуда появляются магнитные свойства. – Магнитные свойства объясняются наличием намагниченных областей-доменов внутри веществ, если вещество поместить во внешнее магнитное поле, то домены поворачиваются в одну сторону, магнитные поля доменов складываются, вещество приобретает магнитные свойства. Учитель демонстрирует модель внутреннего строения магнита с помощью кодоскопа и магнита.4) – Выясните экспериментально, какими особенностями строения обладают магниты. Учитель в подтверждение демонстрирует слайд.5) – Экспериментально выясните, какие вещества притягиваются магнитами (слайд ).6) – Экспериментально установите, как взаимодействуют магниты, используя предложенное оборудование (две иглы, нить, магнит)– Что является причиной взаимодействия магнитов?(слайд ).– Экспериментально проверьте существование магнитного поля при взаимодействии магнитов.7) – Какими способами можно размагнитить магнит? Что влияет на магнитные свойства магнита?(Учитель демонстрирует опыт, доказывающий существование точки КЮРИ у ферромагнетиков) Учащиеся рассматривают минералы из коллекции. Находят по атласам месторасположение залежей железной руды. Записывают в тетради определение постоянных магнитов. Выполняют эксперимент самостоятельно, делают вывод об особенностях строения магнитов. Выполняют эксперимент, делают вывод, что к магнитам притягиваются только железо и его соединения. Планируют и выполняют эксперимент. Делают вывод о том, что магниты разноименными полюсами притягиваются, а одноименными отталкиваются– магнитное поле Выполняют самостоятельно эксперимент– коррозия (на поверхности металла образуется оксидная пленка, которая ослабляет магнитное поле)– воздействие температуры (при высокой температуре молекулы начинают перемещаться хаотически, поэтому магнитные свойства ослабляются)
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Закрепление Решение задач из предложенного списка.Задачи 1– 4 решим коллективно, устно.– Задачи 5 и 6 решите письменно.– Проверяем, поменявшись тетрадями, по эталону предложенному на слайде Обсуждают решение задач Решают в тетрадях Взаимоконтроль по эталону, оценка решения. Подведение итогов Устная рефлексия. Анализ результатов решения проблем. Учитель обращает внимание учащихся на доску, где были записаны поставленные на урок проблемы. Высказывают свое мнение о результатах работы.
Оформление доски Учебные проблемы Способы деятельности – Откуда произошло слово «Магнит» ПК – Из чего изготовляют магниты? ПК – Чем объясняются магнитные свойства? Учитель, демонстрация опытов – Какие вещества притягиваются магнитами? Эксперимент – Какие особенности строения имеют магниты? Эксперимент – Как взаимодействуют магниты? Эксперимент – Как можно размагнитить магнит? Обсуждение, демонстрация опытов