Лекция 9. Развитие языка 1. Две линии развития языка: внутренне и внешнее давление на язык. 2. Социально-исторический тип языка. 3. Языковые контакты.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Введение в языкознание Л.А. Козловская. Лекция 1. Предмет, структура и задачи языкознания Место языкознания в системе наук. Внутренняя и внешняя лингвистика.
Advertisements

Язык и общество. ПЛАН 1.Общественное значение языка. 2.Социально-исторические общности и язык, его функционирование, развитие и обогащение. 3.Понятие.
«Видообразование. Результаты микроэволюции.» 2 Критерии вида Физиологический (сходство процессов, проте- кающих в организмах одного вида; нескрещиваемость.
Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
ЯЗЫК-РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ. СВЯЗЬ ЯЗЫКА С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ НАРОДА. ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ЯЗЫКОВ.
ЭТНОС: НАЦИИ И НАРОДНОСТИ.. Цели Выяснить: Выяснить: - что такое этнос, - какие существуют типы этносов, - что влияет на образование этносов, - какова.
Социально-демографическая структура как часть социальной стратификации Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин.
Лекция 4. Становление национальных государств в странах Европы.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Лекция 4: Этногенез, этническая история и этнические процессы.
Язык и речь Понятие модели при описании лингвистических фактов. Структурность языка. Соотношение единиц плана выражения и плана содержания. Уровни и единицы.
Выполнила: студентка 1-го курса группы к 483/9 Ахметшина Азалия Выполнила: студентка 1-го курса группы к 483/9 Ахметшина Азалия.
Этнос и нация. План урока. 1.Этническая общность и ее виды. 2.Этнос, нация и национальность. 3.Национальный менталитет. 4.Этническое многообразие современного.
Изучение стилистики на уроках русского языка в старших классах.
Исторические изменения в морфемной структуре слова Преподаватель- кандидат филологических наук доцент Крапотина Т.Г.
Нации и межнациональные отношения Бочкарёва Т.Н., учитель обществознания МАОУ «Лицей 62»
Формирование грамматических понятий. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. План: 1.Социальный институт 2.Типы социальных институтов 3.Функции социальных институтов 4.Социальная инфраструктура ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Подготовила студентка группы э 121 б Прохорова Анастасия.
Транксрипт:

Лекция 9. Развитие языка 1. Две линии развития языка: внутренне и внешнее давление на язык. 2. Социально-исторический тип языка. 3. Языковые контакты. 4. Развитие грамматического строя языка. 5. Языковые антиномии.

Что управляет развитием языка? Целый ряд типичных языковых изменений повторяется приблизительно в одинаковой форме в исторически различающихся языках - как родственных, так и неродственных. 2 линии развития в языке: «функциональная» (социальное давление на язык) и внутриструктурная (давление системы).

Основные факторы внешнего давления социально-экономическая формация глобализация, экономические, культурные, политические контакты языковые контакты

Социально-исторический тип языка Социальные общности людей (племя, народность, нация, объединение наций) пользуются разными социальными типами языков. Первобытный строй - совокупность родственных племенных диалектов. Рабовладельческий строй - диглоссия и билингвизм. (диалект + койне), двуязычие (особенно в устной речи). Возникает и получает распространение письменный язык Период феодализма - двуязычие и разные типы диглоссии: территориальные диалекты, междиалектные койне крупных городских центров, письменные разновидности литературных языков (родного и неродного).

Языковые контакты Конвергенция (от лат. сonvergo – приближаюсь, схожусь) - сближение или совпадение 2-х и более языков (как родственных, так и неродственных). При этом происходит возникновение у них общих структурных свойств. Дивергенция (от лат.divergo – отклоняюсь, отхожу) – отдаление, расхождение 2-х и более языков (например, история распада праславянского).

Конвергенция. Заимствования заимствования языковые контакты собственно конвергенция Виды заимствований: лексические: визави, боулинг, ресепшен. семантические: вернисаж, шеф, супермаркет фонетическая и морфологическая адаптация: три осенних лука, тет-а-темный разговор калькирование: православие, все включено заимствование морфем и словообразовательных моделей: -ёр, - изм, -аж, -оз; шуб-тур, PR-игры фонетическое: англ. – ing, дифтонги, носовые.

Конвергенция. Языковые контакты По сравнению с заимствованиями более длительный, тесный контакт, который приводит к взаимопроникновению языков. Родной язык служит субстратом. Язык «пришельцев» – суперстратом. Интерференция (1-ый этап языковых контактов) – нарушения норм одного языка под воздействием другого: Я буду к вам приходить завтра. Я имел встречу с ним.

Собственно конвергенция Конвергенция - возникновение у нескольких языков (родственных или неродственных) общих структур и свойств. В этом случае один язык не вытесняется другим, а образуется языковой союз (например, на Балканах).

Дивергенция Это диахронический процесс расхождения родственных языков или диалектов одного языка вследствие миграции, контактов с другими языками, географического или политического обособления и т.д. Дивергенция - основной путь формирования семьи языков после расщепления общего праязыка.

Внутриструктурные изменения языка 1. Семантическое и стилистическое размежевание: Др-рус. порох - «пыль» и «любое порошковидное вещество». порох > умен. порошок; пыль, порох, прах; ортодокс 2. Расширение значения: вернисаж – кавалькада, бестселлер. 3. Метафоры, метонимия.

Развитие грамматического строя В чем причина изменений? Разнообразие коммуникативных задач (развитие переходности, развитие видовых коррелятов) Фонетические изменения деформируют грамматические показатели (облако – объвлако); склонение сущ. типа волкъ, конь Развитие человеческого мышления (категория одушевленности)

Языковые антиномии Внутренние факторы изменений в языке, обусловленные законом единства и борьбы противоположностей. Асимметрия означающего и означаемого (развитие многозначности и омонимии, развитие синонимии) Антиномия нормы (узуса) и возможностей системы. Антиномия стандарта (регулярности) и индивидуальности (экспрессии). Антиномия кода и текста