Использование возможностей физической культуры в формировании навыков здорового образа жизни среди учеников средней и старшей школы Доклад учителя физической культуры ЗОШ 10 Курочки В.П.
В конце прошлого XX столетия в сфере образования стали очевидными две тенденции, которые нарастают и усиливаются: Первая - это стремительный рост количества детей, которые с раннего возраста охвачены обязательным образованием с использованием разнообразных инновационных технологий и методик, программ, учебников и т.п. Первая - это стремительный рост количества детей, которые с раннего возраста охвачены обязательным образованием с использованием разнообразных инновационных технологий и методик, программ, учебников и т.п. Вторая - рост количества соматических и психологических заболеваний у детей, проблем морального порядка. Вторая - рост количества соматических и психологических заболеваний у детей, проблем морального порядка.
Задача учителя - наполнить новым содержанием образовательную направленность уроков физической культуры и внеурочных мероприятий по физическому воспитанию, содействовать формированию здорового образа жизни учащейся молодежи путем:
- формирования интереса к занятиям физической культурой; - формирования знаний, умений и навыков, необходимых старшекласснику для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе самосовершенствования; - понимания сущности действий, которые выполняются на занятиях по физической культуре и во время внеурочных мероприятий по физическому воспитанию.
Пути решения проблемы по формированию здорового образа жизни у учащейся молодежи условно можно объединить в три основных группы: оздоровительное направление; оздоровительное направление; тренировочное направление ; тренировочное направление ; образовательное направление образовательное направление
Согласно новой учебной программе по физическому воспитанию, уроки физкультуры должны нести, в первую очередь, образовательную направленность, которая оказывала бы позитивное влияние на формирование здорового образа жизни у школьников.
Обязательный минимум физкультурных знаний : О пользе процедур закаливания, физических упражнений, подвижных игр для укрепления здоровья и улучшение физического роста и развития организма. О пользе процедур закаливания, физических упражнений, подвижных игр для укрепления здоровья и улучшение физического роста и развития организма. Значение гигиенического ухода за руками, лицом, своим телом, культуры питания. Значение гигиенического ухода за руками, лицом, своим телом, культуры питания. Правила поведения в воде, в лесе, поле; профилактика несчастных случаев, отравлений вредными грибами, ягодами, растениями. Правила поведения в воде, в лесе, поле; профилактика несчастных случаев, отравлений вредными грибами, ягодами, растениями. Представление об этике поведения со своими ровесниками и взрослыми и во время выполнения физических упражнений и подвижных игр. Представление об этике поведения со своими ровесниками и взрослыми и во время выполнения физических упражнений и подвижных игр.
Основой должен быть подход, при котором физическое развитие и формирование здоровья ученика является не только целью, но одновременно процессом и результатом целенаправленного взаимодействия учителей, родителей и учеников, воспитателей и воспитанников.
Наиболее целесообразный в наших условиях комплекс физических упражнений на формирование правильной осанки:
2. Разноименные поднимания рук и ног.
3. Разноименные поднимания рук и ног (руки за спину).
4. Отжимания с махом ноги вверх.
5. Прогибания спины.
6. Прогибания назад.
7. Поднимания таза вверх и вниз.
8. Подтягивание на низкой перекладине.
9. Имитация подтягивания на перекладине.
Упражнения, которых следует избегать Существует несколько упражнений, которых следует избегать, так как они могут причинить вред. Существует несколько упражнений, которых следует избегать, так как они могут причинить вред.
Подъем обеих ног Избегайте любого упражнения, в котором необходимо напрягать и поднимать обе ноги одновременно. Такие упражнения довольно часто рекомендуются для тренировки брюшных мускулов, но на самом деле при этом работают мускулы бёдер и оказывается сильное давление на нижнюю часть спины. Избегайте любого упражнения, в котором необходимо напрягать и поднимать обе ноги одновременно. Такие упражнения довольно часто рекомендуются для тренировки брюшных мускулов, но на самом деле при этом работают мускулы бёдер и оказывается сильное давление на нижнюю часть спины.
Приподнимания В данном случае действует тот же фактор, что и при подъеме обеих ног. Основную нагрузку получают бедренные мышцы, и на нижнюю часть спины приходится большое давление. В данном случае действует тот же фактор, что и при подъеме обеих ног. Основную нагрузку получают бедренные мышцы, и на нижнюю часть спины приходится большое давление.
Поднимание рук и ног При выполнении упражнений в положении лежа не поднимайте одновременно обе ноги или руки по тем же самым причинам. При выполнении упражнений в положении лежа не поднимайте одновременно обе ноги или руки по тем же самым причинам.
Помните! Все упражнения на формирование осанки следует выполнять в позиции, когда таз наклонен вниз, в такой позиции позвоночник наиболее защищен, так как его части располагаются идеально и на него ничего не давит. Все упражнения на формирование осанки следует выполнять в позиции, когда таз наклонен вниз, в такой позиции позвоночник наиболее защищен, так как его части располагаются идеально и на него ничего не давит.
Помните!
Помните!
Актуальной является проблема нарушений зрения, особенно у старших школьников. Предлагаемый комплекс упражнений позволяет не только предупреждать развитие близорукости, но и в некоторой степени корректировать уже появившиеся нарушения. Предлагаемый комплекс упражнений позволяет не только предупреждать развитие близорукости, но и в некоторой степени корректировать уже появившиеся нарушения.
Движение глаз вверх - вперед Голову держите прямо, не запрокидывайте. Взгляд направлен вверх (в потолок), а мысленно продолжаем движение глаз под череп на макушку, как будто Вы туда посмотрели. Голову держите прямо, не запрокидывайте. Взгляд направлен вверх (в потолок), а мысленно продолжаем движение глаз под череп на макушку, как будто Вы туда посмотрели.
Движение глаз вниз - вперед А теперь глаза вниз, а внимание в область щитовидной железы, как будто Вы заглянули туда, где наше горло. А теперь глаза вниз, а внимание в область щитовидной железы, как будто Вы заглянули туда, где наше горло.
Движение глаз влево - вправо Посмотрели влево: глаза смотрят на стену, а внимание ушло за левое ухо. Посмотрели влево: глаза смотрят на стену, а внимание ушло за левое ухо.
«Бабочка». Непременное условие выполнения упражнения: голова неподвижна, работаем только глазами. «Рисунок» должен получаться максимально возможного размера в пределах лица, но мышцы глазных яблок при этом не перенапрягайте, следите за состоянием! Взгляд переводим в такой последовательности: в ниж ний левый угол, в верхний правый угол, в нижний пра вый угол, в верхний левый угол. Непременное условие выполнения упражнения: голова неподвижна, работаем только глазами. «Рисунок» должен получаться максимально возможного размера в пределах лица, но мышцы глазных яблок при этом не перенапрягайте, следите за состоянием! Взгляд переводим в такой последовательности: в ниж ний левый угол, в верхний правый угол, в нижний пра вый угол, в верхний левый угол.
«Восьмерка». Непременное условие выполнения этого упражнения такое же, как в «Бабочке». А теперь глазами плавно опишите горизонтальную восьмерку или знак бесконечности максимального размера в пределах лица. В одну сторону несколько раз, а затем в другую. Поморгайте часто-часто, легко-легко. Непременное условие выполнения этого упражнения такое же, как в «Бабочке». А теперь глазами плавно опишите горизонтальную восьмерку или знак бесконечности максимального размера в пределах лица. В одну сторону несколько раз, а затем в другую. Поморгайте часто-часто, легко-легко.
Упражнение на косоглазие Посмотрите на свой кончик носа, скосив глаза. Или поставьте перед собой палец и смотрите на него без отрыва, постепенно приближая его к кончику носа. Глаза сошлись. После этого посмотрите вперед расслаблено, рассеяно, а внимание распределите по сторонам. То есть отметьте какие-нибудь предметы боковым зрением, не переводя взгляда! Посмотрите на свой кончик носа, скосив глаза. Или поставьте перед собой палец и смотрите на него без отрыва, постепенно приближая его к кончику носа. Глаза сошлись. После этого посмотрите вперед расслаблено, рассеяно, а внимание распределите по сторонам. То есть отметьте какие-нибудь предметы боковым зрением, не переводя взгляда! И так попеременно на кончик носа вперед и, не переводя взгляда, стороны, на переносицу вперед и в стороны, на точку между бровями, а потом опять вперед и, не переводя взгляда, в стороны. Продолжаем 78 раз в каждом направлении. И так попеременно на кончик носа вперед и, не переводя взгляда, стороны, на переносицу вперед и в стороны, на точку между бровями, а потом опять вперед и, не переводя взгляда, в стороны. Продолжаем 78 раз в каждом направлении.
Упражнение на разведение осей зрения. Указательные пальцы подносим к кончику носа и Указательные пальцы подносим к кончику носа и взгляд устремляем на них. Затем начинаем, медленно - медленно отдаляя пальцы от носа, разводить их в стороны. При этом правый глаз «следит» за правым пальцем, левый за левым. Дам маленькую подсказку: сделать это можно только боковым зрением. Затем повторяем это упражнение, скосив глаза на переносицу. Не забывайте об отдыхе! взгляд устремляем на них. Затем начинаем, медленно - медленно отдаляя пальцы от носа, разводить их в стороны. При этом правый глаз «следит» за правым пальцем, левый за левым. Дам маленькую подсказку: сделать это можно только боковым зрением. Затем повторяем это упражнение, скосив глаза на переносицу. Не забывайте об отдыхе!
«Большой круг». Выполняем круговые движения глазными яблоками. Голова остается неподвижной. Спокойно моргайте, не переутомляйте глаза. Выполняем круговые движения глазными яблоками. Голова остается неподвижной. Спокойно моргайте, не переутомляйте глаза. А теперь то же упражнение, но лицо обращено к небу. Глаза открыты. А теперь то же упражнение, но лицо обращено к небу. Глаза открыты. Повторяем это упражнение в двух вариантах в обе стороны, но уже с закрытыми глазами. В это время массируется хрусталик. Повторяем это упражнение в двух вариантах в обе стороны, но уже с закрытыми глазами. В это время массируется хрусталик.
Упражнение не релаксацию
Для успешного формирования здорового образа жизни у старшеклассников целесообразно решить такие задачи: формировать у старших учеников положительное отношение к занятиям физическими упражнениями; формировать у старших учеников положительное отношение к занятиям физическими упражнениями; предоставлять им методические знания в области физической культуры; предоставлять им методические знания в области физической культуры; формирование умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, которые содержат частичное: умение определять цель самостоятельных физических занятий, формирование умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, которые содержат частичное: умение определять цель самостоятельных физических занятий, привлечение старшеклассников к самостоятельным занятиям физическими упражнениями по месту проживания; привлечение старшеклассников к самостоятельным занятиям физическими упражнениями по месту проживания; прививание интереса к двигательной активности через осознание ее необходимости. прививание интереса к двигательной активности через осознание ее необходимости.