Зеленый ? Ждем зеленый! Переходим дорогу! НЕТ ДА
Чтобы изменять последовательность выполнения различных частей программы, применяют условный оператор. Условный оператор позволяет выполнять или пропускать операторы программы в зависимости от некоторого условия. Условный оператор может иметь две формы: полная неполная
If условие then оператор_1 else оператор_2; В переводе на русский язык данная форма записи означает: если выполняется условие, то исполняется оператор_1, иначе исполняется оператор_2 Она позволяет выполнять программу по одной из двух ветвей. Такую алгоритмическую конструкцию называют ветвлением (по аналогии с развилкой ветвей дерева).
If условие then оператор; Применяется в тех случаях, когда какое-либо действие (группу действий) нужно выполнить только при выполнении заданного условия.
THENELSE BEGIN END В некоторых случаях после слов THEN и ELSE надо выполнить не один оператор, а несколько. Тогда эти операторы заключаются в так называемые операторные скобки, где BEGIN - открывающая скобка, END – закрывающая скобка. Все операторы находящиеся внутри операторных скобок называются составным оператором. Перед словом ELSE точка с запятой никогда не ставится.
uses CRT; var x: integer; begin read (x); if x=10 then write ('x равно 10') else begin write ('x не равно 10 x равно '); write (x); end; end.
Оператор выбора позволяет программировать сложные ветвления, когда имеется несколько (больше двух) вариантов действия. Этот оператор называется оператором выбора case (кейс). В процессе исполнения оператора case компьютер по очереди сравнивает значение переменной со всеми значениями, перечисленными перед двоеточиями. Наткнувшись на совпадающее значение, он выполняет оператор, стоящий после двоеточия. На этом исполнение оператора case завершается. Если же совпадающего значения так и не нашлось, то выполняется оператор, стоящий после оператора else.
program ocenka; uses crt; var otmetka: integer; begin clrscr; writeln (Вова, какую отметку ты получил по математике?'); Readln (otmetka); case otmetka of 1,2: writeln (Кошмар!'); 3: writeln (Неважно'); 4: writeln (Хорошо'); 5: writeln (Молодец!!!'); else writeln (Таких отметок не бывает'); end; end. Clrscr (Clear Screen) - очистка экрана ввода/вывода в модуле CRT. Рассмотрим программу, спрашивающую у ученика его отметку по математике и реагирующую на нее подходящим текстом:
program vremena_goda; uses CRT; var M: integer; begin Write ('Введите номер месяца: '); readln (M); case M of 1, 2, 12: writeln ('зима'); 3.. 5: writeln ('весна'); 6.. 8: writeln ('лето') ; : writeln ('осень') else writeln ('ошибка') ; end; end.
program nedelya; uses crt; var n :integer; begin clrscr; writeln ('Какой сегодня день недели по счету?'); readln (n); case n of 1: writeln ('понедельник'); 2: writeln ('вторник'); 3: writeln ('среда'); 4: writeln ('четверг'); 5: writeln ('пятница'); 6: writeln ('суббота'); 7: writeln ('воскресенье'); else writeln ('В неделе всего семь дней'); end; end.
Простое условие Простое условие - это математическое сравнение двух выражений по величине (сравнение двух величин). Операции сравнения на языке программирования можно записать при помощи следующих знаков: Знак Операция сравнения =Равно =Больше либо равно Не равно
Даны три вещественных числа. Найти максимальное из них. Program P1; Uses CRT; Var x,y,z,max : real; Begin clrscr; write (Введите три числа: ); read (x,y,z); if x>y then max:=x else max:=y; if z>max then max:=z; write (Maximum =, max:8:2); readkey End.