Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Цель научно-методического сопровождения Цель научно-методического сопровождения обеспечивать подготовку учителей начальных классов к реализации государственного стандарта начального общего образования второго поколения, ориентировать их на ценностные установки, цели и задачи, определенные государственным стандартом.
Основные задачи научно- методического сопровождения принятие педагогами идеологии нового государственного образовательного стандарта и концептуальных подходов к его построению; освоение педагогами структуры и содержания основных документов нового государственного стандарта, системы основных, ведущих и дополняющих их документов;
коррекция представлений педагогов о решении проблем когнитивного и личностного развития ребенка, в том числе, разработки содержания образования, отбора эффективных инновационных форм и методов образовательной деятельности, ориентированной на развитие интеллектуально- творческого и социально-психологического потенциала личности ребенка; освоение педагогами новой системы требований к оценке итогов образовательной деятельности обучающихся; принятие современных педагогических стратегий обучения детей и др.
Направления работы по подготовке МО начальных классов к введению в ФГОС нового поколения
Первое направление Первое направление Организация и работа постоянно действующего семинара – практикума для учителей начальных классов: «ФГОС второго поколения. Первая ступень школьного образования».
Второе направление Второе направление Организация системы занятий с зам. директоров начальных классов по ФГОС второго поколения.
Проблемы Проблемы «Подготовка школ г.Читы к введению ФГОС нового поколения.Требования к условиям (методическое письмо)»; «Примерные программы по предметам», «Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы в начальной школе»; «Школа полного дня на первой ступени»; «Образовательная программа первой ступени» опыт регионов, требования к проектированию и оформлению.
Третье направление Третье направление семинары – практикумы для руководителей МО начальных классов по организации методического сопровождения учителей начальных классов в период подготовки к введению ФГОС нового поколения.
Темы семинаров Темы семинаров «Проектирование работы и формы организации деятельности МО в период подготовки к переходу на ФГОС нового поколения»; «Сопровождение учителей начальных классов в период изучения ФГОС второго поколения в рамках МО начальных классов»; «Современные образовательные технологии, как условие развития творческих способностей младших школьников»; «Современный урок - от идеи до реализации».
Четвертое направление Четвертое направление Работа творческой группы: «ФГОС – эксперимент».
Проблемы Проблемы «Проектирование основной образовательной программы первой ступени» «Проблемы и противоречия в период эксперимента, пути их решения»
Предполагаемые изменения в деятельности педагога целеполагание, требования к результатам (УУД); новые примерные программы, новая система оценивания достижений; новые требования к условиям; внеучебная деятельность.
Предполагаемые изменения в деятельности администрации ОУ Организация работы педагогов по осмыслению функций стандартов и определению необходимых изменений в образовательной системе. Разработка проекта модернизации образовательной системы.
Возможные сферы изменений в образовательных целях; в учебном плане; в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности; в образовательных технологиях; в условиях реализации образовательных программ; в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.
Перспективы создание организационно-управленческой и содержательной модели методической работы на муниципальном уровне с учителями начальных классов, которая позволит сформировать у заинтересованных педагогов профессиональную компетентность по вопросам обновления содержания образования в начальной школе в период введения ФГОС второго поколения.
Содержательные аспекты обогащение содержания образования интеллектуальными умениями и способами творческой деятельности через внедрение развивающих технологий и методов обучения; создание системы распространения идеологии и практики организации введения ФГОС в пилотных школах для их изучения и применения другими ОУ г.Читы.
Основная задача деятельности Разработка модели сетевой организации методического сопровождения, позволяющей объединить усилия и возможности ГНМЦ и заинтересованных педагогов из разных ОУ для решения проблем в рамках обозначенной темы, расширения возможностей для повышения квалификации педагогов - участников сетевого взаимодействия.
Результаты деятельности пакет методического обеспечения процессов введения стандартов в пилотных школах; программы развития образовательных учреждений; созданная и продуктивно функционирующая сеть пилотных школ и базовых площадок для демонстрации педагогических практик в рамках повышения квалификации кадров; создана система распространения идеологии и практики организации введения ФГОС в пилотных школах; обобщенная практика подготовки ОУ к введению ФГОС; действует информационно-методическое сопровождение введения ФГОС в пилотных школах через сайт МБУ ГНМЦ.
Ожидаемые результаты авторские проекты и программы организации образовательного процесса, обеспечивающего реализацию идеологии и нормативного содержания нового государственного образовательного стандарта в рамках муниципального конкурса «Рабочих программ предметных дисциплин и программ второй половины дня» (март 2010-март 2011). диагностируемая профессиональная готовность педагогических работников к реализации стандарта второго поколения на начальном этапе образования.
Программа «Формирование профессиональной компетентности педагогов начальных классов по обновлению содержания образования в период введения новых ФГОС»( г.) Цель программы: усовершенствование системы научно - методического обеспечения и сопровождения образовательного процесса ОУ на первой ступени.
Задачи программы 1. Выстроить систему непрерывного, в том числе опережающего, повышения профессионального уровня педагогических кадров для реализации ФГОС второго поколения. 2. Обеспечить эффективность системы научно- методического сопровождения ОУ по освоению и реализации новых государственных образовательных стандартов общего образования. 3. Реализовать программу «Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования в городском округе «Город Чита» на гг.
Ожидаемые результаты Разработанные образовательные программы 1 ступени и рабочие программы учебных дисциплин в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта. Созданное, продуктивно действующее сообщество педагогов, инициирующее инновационные процессы в современном образовании. Индивидуальные образовательные программы аттестующихся учителей.