ЗАРУБЕЖНЫЕ ТЕОРИИ ТЕМПЕРАМЕНТА Ганс Юрген Айзенк. «Биологические основы личности» «Парадоксы психологии» «Структура личности» Опросники EPI и EPQ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МИНИ-КОНТРОЛЬНАЯ 1 1. Основателем дифференциальной психологии как науки принято считать: А) Е.П. Ильина Б) У. Штерна В) А. Анастази.
Advertisements

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ В ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына Теплов Борис Михайлович «Типологические свойства нервной.
Особенности темперамента как предикторы успешности выполнения задачи на внимание Осокина Е.С., стажер-исследователь Лаборатории когнитивной психофизиологии.
Особенности темперамента как предикторы успешности выполнения задачи на внимание Осокина Е.С. Национальный исследовательский университет «Высшая школа.
Ташкентский государственный институт физической культуры Выполнила студентка II курса гр Шарипова Юлия.
Связь факторов темперамента со способностью к концентрации внимания Осокина Е.С. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
СВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА И СЛУХОВЫХ ВЫЗВАННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ Безсонова В. Е. Научно - учебная группа когнитивной психофизиологии НИУ ВШЭ.
Темперамент это совокупность динамических характеристик и поведения человека.
Психологические особенности взаимодействия с детьми отцов-одиночек Т.М. Харламова,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Пермского государственного.
Концепция темперамента В.М. Русалова. Одной из современных и достаточно широко используемых концепций темперамента является теория, разработанная под.
Презентация к уроку по психологии по теме: психология человека
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII-ХIХ вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Темперамент Понятие темперамента в общей психологии.
Темперамент Учение о темпераменте Типы темпераментов Типы темпераментов.
Психические свойства личности. Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик,
Педагогика и психология ПСИХОЛОГИЯ 4 класс Автор презентации Жук Марина Анатольевна Психолог ГБОУ СОШ 917 Город Москва.
Виды темпераментов. темперамент – это совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека,
Транксрипт:

ЗАРУБЕЖНЫЕ ТЕОРИИ ТЕМПЕРАМЕНТА Ганс Юрген Айзенк. «Биологические основы личности» «Парадоксы психологии» «Структура личности» Опросники EPI и EPQ

ФАКТОРНАЯ ТЕОРИЯ ТИПОВ 1. Дедуктивный метод научного исследования. 2. Черты личности (и обобщенные типы) во многом определяется наследственностью. 3. Элементы личности располагаются иерархически. 4. Факторное описание личности частично соотносится с классическими типами темперамента.

Иерархическая модель личности

Нейротизм

Критерии идентификации факторов 1. Статистическая подтверждаемость и проверяемость фактора. 2. Фактор должен обладать свойством наследования и не иметь отношения к выученным характеристикам. 3. Фактор должен иметь смысл с точки зрения теории. 4. Социальная уместность фактора (математически определенный фактор должен иметь отношение к социальным явлениям).

. НЕЙРОТИЗМ СУПЕРЭГО ИНТРОВЕРСИЯ ЭКСТРАВЕРСИЯ ПСИХОТИЗМ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Регуляторная теория темперамента Я. Стреляу - Все свойства темперамента выполняют функцию регуляции поведения человека в окружающей среде. Разные люди по-разному реагируют на среду в зависимости от своих индивидуальных особенностей. Темперамент определяет время и степень взаимодействия человека со средой. Опросник «Темперамент – формальные характеристики поведения» (2000).

Основные положения РТТ 1. Т. играет ключевую роль в адаптации человека к природным и социальным условиям. 2. Т. является результатом специфического взаимодействия между генотипом и средой. 3. Т. является результатом биологической эволюции. 4. Т. является формальной характеристикой поведения. 5. Т. проявляется генерализованно. 6. Различия в Т. наблюдаются как у людей, так и у животных. 7. Т. может изменяться с возрастом или под влиянием каких-либо факторов. 8. Т. проявляется на энергетическом и временном уровнях.

Уровни проявления темперамента. ВРЕМЕННОЙЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЖИВОСТЬ (ДИНАМИЧНОСТЬ) НАСТОЙЧИВОСТЬ ВЫНОСЛИВОСТЬ СЕНСОРНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКТИВНОСТЬ АКТИВНОСТЬ

ВРЕМЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕМПЕРАМЕНТА. ЖИВОСТЬ (ДИНАМИЧНОСТЬ) НАСТОЙЧИВОСТЬ тенденция быстро реагировать на воздействующие стимулы (1), выполнять действия в высоком темпе (2) и легко приспосабливаться к новой ситуации (3) тенденция продолжать действия после прекращения воздействия раздражителя; мера Н. определяется временем, в течение которого реакция продолжается, несмотря на прекращение стимуляции

ВРЕМЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕМПЕРАМЕНТА. ЖИВОСТЬ (ДИНАМИЧНОСТЬ) НАСТОЙЧИВОСТЬ тенденция быстро реагировать на воздействующие стимулы (1), выполнять действия в высоком темпе (2) и легко приспосабливаться к новой ситуации (3) ВКЛЮЧАЕТ 2 КОМПОНЕНТА: 1. ПОВТОРЯЕМОСТЬ (повторение реакции после прекращения стимуляции) 2. УПОРСТВО (сохранение способов поведения)

ДИНАМИЧНОСТЬ Высокое разнообразие действий Легкость переключения с одних действий на другие Высокая сообразительность Легкая приспособляемость

.. ЭКСТРАВЕРСИЯ (Айзенк) СКОРОСТЬ (Русалов) ПЛАСТИЧНОСТЬ (Русалов) НЕЙРОТИЗМ (Айзенк) ДИНАМИЧНОСТЬ

НАСТОЙЧИВОСТЬ Речевые стереотипы Застревание на одних и тех же мыслях Повторение жестов Повторение ошибок Низкая приспособляемость Низкая восприимчивость к чужому опыту

... НАСТОЙЧИВОСТЬ ВТОРИЧНАЯ ФУНКЦИЯ (Хейманс, Вирсма) РИГИДНОСТЬ ПРИВЫЧЕК (Кеттелл) КОГНИТИВНАЯ ИНЕРЦИЯ (Спирмен) ПОДВИЖНОСТЬ (Павлов) ПЛАСТИЧНОСТЬ (Русалов)

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ВЫНОСЛИВОСТЬ способность адекватно реагировать в ситуации с длительной или интенсивной стимуляцией; включает физическую выносливость (1) и выносливость в ситуации отвлечения (2). АКТИВНОСТЬ СЕНСОРНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКТИВНОСТЬ тенденция реагировать интенсивно на стимулы, которые порождают эмоциональные реакции высокая восприимчивость слабых сенсорных стимулов; определяется порогом сенсорной чувствительности (точно можно измерить только в лабораторных условиях). тенденция совершать действия высокой стимулирующей силы или посредством своих действий вызывать сильную стимуляцию извне.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ВЫНОСЛИВОСТЬ АКТИВНОСТЬ СЕНСОРНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКТИВНОСТЬ тенденция реагировать интенсивно на стимулы, которые порождают эмоциональные реакции высокая восприимчивость слабых сенсорных стимулов; определяется порогом сенсорной чувствительности (точно можно измерить только в лабораторных условиях). тенденция совершать действия высокой стимулирующей силы или посредством своих действий вызывать сильную стимуляцию извне. способность адекватно реагировать в ситуации с длительной или интенсивной стимуляцией; включает физическую выносливость (1) и выносливость в ситуации отвлечения (2).

ВЫНОСЛИВОСТЬ Высокая работоспособность Высокая концентрация и устойчивость внимания Спокойствие Ровный эмоциональный фон

.. ВЫНОСЛИВОСТЬ ЭКСТРАВЕРСИЯ (Айзенк) ЭРГИЧНОСТЬ (Русалов) СТРЕМЛЕНИЕ К НОВОМУ (Клонингер) НЕЙРОТИЗМ (Айзенк) ИЗБЕГАНИЕ ОПАСНОСТИ (Клонингер)

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ВЫНОСЛИВОСТЬ способность адекватно реагировать в ситуации с длительной или интенсивной стимуляцией; включает физическую выносливость (1) и выносливость в ситуации отвлечения (2). АКТИВНОСТЬ СЕНСОРНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКТИВНОСТЬ тенденция реагировать интенсивно на стимулы, которые порождают эмоциональные реакции высокая восприимчивость слабых сенсорных стимулов; определяется порогом сенсорной чувствительности (точно можно измерить только в лабораторных условиях). тенденция совершать действия высокой стимулирующей силы или посредством своих действий вызывать сильную стимуляцию извне.

Эмоциональная реактивность Эмоциональная чувствительность Низкая эмоциональная выносливость Низкая стрессоустойчивость Раздражительность Плаксивость Сентиментальность Эмпатичность Сенситивность

. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКТИВНОСТЬ РЕАКТИВНОСТЬ (Мерлин) ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ (Русалов) НЕЙРОТИЗМ (Айзенк) СЛАБАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА (Павлов)

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ВЫНОСЛИВОСТЬ способность адекватно реагировать в ситуации с длительной или интенсивной стимуляцией; включает физическую выносливость (1) и выносливость в ситуации отвлечения (2). АКТИВНОСТЬ СЕНСОРНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКТИВНОСТЬ тенденция реагировать интенсивно на стимулы, которые порождают эмоциональные реакции тенденция совершать действия высокой стимулирующей силы или посредством своих действий вызывать сильную стимуляцию извне. высокая восприимчивость слабых сенсорных стимулов; определяется порогом сенсорной чувствительности (точно можно измерить только в лабораторных условиях).

Сенсорная чувствительность Высокая восприимчивость слабых стимулов (тонкие привкусы, слабые запахи, слабый звук и т.д.) Низкие пороги чувствительности для различных модальностей Низкие болевые пороги Желание избегать интенсивных стимулов (громкий голос, яркий свет, резкий запах грубая одежда, интенсивные прикосновения и т.д.)

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ВЫНОСЛИВОСТЬ способность адекватно реагировать в ситуации с длительной или интенсивной стимуляцией; включает физическую выносливость (1) и выносливость в ситуации отвлечения (2). АКТИВНОСТЬ СЕНСОРНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКТИВНОСТЬ тенденция реагировать интенсивно на стимулы, которые порождают эмоциональные реакции высокая восприимчивость слабых сенсорных стимулов; определяется порогом сенсорной чувствительности (точно можно измерить только в лабораторных условиях). тенденция совершать действия высокой стимулирующей силы или посредством своих действий вызывать сильную стимуляцию извне.

АКТИВНОСТЬ Потребность в поддержании оптимального уровня активности Рискованные действия Вовлеченнность в социальную активность Поиск нового опыта Тяга к приключениям

. АКТИВНОСТЬ ЭКСТРАВЕРСИЯ (Айзенк) АКТВНОСТЬ (Русалов) СТРЕМЛЕНИЕ К НОВОМУ (Клонингер) РЕАКТИВНОСТЬ

Игорь Т. Неважно, что происходит вокруг меня, я могу выполнять работу при громких разговорах коллег или работающем телевизоре. Я могу работать, не смотря на усталость или боль. С коллегами общение выстраивается сложно. Если я слышу неодобрительные высказывания, я потом долго «перевариваю» это. Часто перед сном я вспоминаю содержание разговоров, которые вел в течение дня. Что касается отпуска, то я так организую свой отдых, чтобы иметь развлечения, которых у меня обычно нет в будни. Я не прихотлив в плане еды, иногда я даже не могу определить, «из чего сделан» мой обед.

Илья М. Я человек творческий. Я использую любую возможность, чтобы изменить обстановку. В работе я достаточно активен, склонен к проявлению инициативы. Попадая в новую обстановку, я легко приспосабливаюсь к новым обстоятельствам. Я люблю общаться с людьми и редко робею. Отпуск я провожу каждый раз в новых местах, но я плохо переношу дорогу. Я замечаю изменение вкуса воды, когда попадаю в новое место.

Мини-контрольная 2 1. Рождение дифференциальной психологии как науки связано: А) с появлением первых экспериментальных работ Б) с появлением гуморальных теорий темперамента В) с появлением факторных (психологических) теорий темперамента

. 2. Авторы соматических теорий темперамента: А) Г. Айзенк Б) Э. Кречмер В) У. Шелдон Г) Ф. Гальтон Д) В.М. Русалов Е) А.Ф. Лазурский

3. В.М. Русалов полагает, что: 1.Т. – это всеобщая энергетическая характеристика, проявляющаяся генерализованно в различных сферах. 2. Свойства Т. связаны с основными блоками функциональной системы по П.Я. Анохину. 3. Темперамент включает два основных свойства – активность и реактивность. 4. Эмоциональность связана с чувствительностью к расхождению между планируемым и реальным результатом.

4. Согласно Г. Айзенку темперамент: А) чисто биологическая субстанция, а потому не может включаться в общую структуру личности; Б) в своей основе имеет генетические и врожденные факторы, и является биологической основой характера и личности; В) определенное соотношение нейротизма и экстраверсии, которые развиваются благодаря воспитанию.

5. В Пермской психологической школе были выдвинуты следующие положения: А) В основе темперамента лежит общая конституция человека Б) Т. определяет динамику психической деятельности, но не ее содержание В) Т. – это личностная характеристика, в основе которой лежат наследственные и врожденные факторы Г) Свойства Т. приобретают свои особенности, находясь в структуре разных типов темперамента

6. Согласно В.Д. Небылицыну общая активность преимущественно обусловлена функционированием: А) лобной коры Б) двигательной коры В) лобно-ретикулярного комплекса Г) ретикулярной формации В) лобно-лимбического комплекса

7. Фактор активности в теории темперамента В.М. Русалова составляют: А) скорость; Б) эмоциональность; В) эргичность; Г) пластичность; Д) динамичность; Е) резистентность.

8. Какое свойство нервной системы характеризуется уровнем работоспособности клеток коры головного мозга? А) сила; Б) уравновешенность; В) подвижность.

9. Скорее всего, какое свойство темперамента (эргичность, пластичность, скорость, эмоциональность) и в какой сфере (психомоторная, коммуникативная, интеллектуальная) выражено у человека (по В.М. Русалову ), если он положительно отвечает на следующие пары утверждений? (например, психомоторная скорость, интеллектуальная эмоциональность и т.д.)

. - Я легко переключаюсь с одного дела на другое, занимаясь ручной работой - Я без особого труда могу начертить сложную геометрическую фигуру ? - Я сильно переживаю, когда сдаю экзамен менее успешно, чем ожидал - Я переживаю, когда обнаруживаю ошибки при выполнение интеллектуальной работы ? - Я без труда включаюсь в разговор - Во время беседы я могу с легкостью переключаться с одной темы на другую ? - Я постоянно хочу приобретать новые знания - Я чувствую в себе переизбыток интеллектуальной энергии ? - Я чувствовал бы себя дискомфортно, если бы на длительное время был бы лишен возможности общения с людьми - В свободное время меня тянет пообщаться с людьми ?