дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации инженерных кадров: «Принципы ХАССП и инструменты бережливого производства как средства повышения эффективности производства на предприятиях пищевой промышленности» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный университет инженерных технологий» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный университет инженерных технологий»
Цель программы: освоение системы управления качеством и безопасностью производства пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Ознакомление и получение навыков внедрения системы бережливого производства. Разработка мероприятия для повышения эффективности производства. Целевая аудитория образовательных услуг -Руководители предприятия всех уровней -Специалисты - Инженерно-технические работники Вид профессиональной деятельности, на который ориентирована программа Технологическая, организационно-управленческая, производственно- технологическая Целевая аудитория образовательных услуг -Руководители предприятия всех уровней -Специалисты - Инженерно-технические работники Вид профессиональной деятельности, на который ориентирована программа Технологическая, организационно-управленческая, производственно- технологическая
Задачи программы получить следующие знания: - теоретические основы «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции»; - требования к качеству и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, - методы и методики анализа продукции и сырья на предмет оценки их потребительских свойств; требования к планировке производственных помещений, технологическим схемам, оборудованию. - разработка руководства по менеджменту безопасности пищевой продукции. приобрести трудовые навыки по выполнению практических мероприятий в области разработки и внедрения принципов ХАССП в соответствии с ГОСТ Р ИСО – 2007 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции»: - умение разрабатывать мероприятия по управлению и классифицировать их на мероприятия, относящиеся к «Производственной программе обязательных мероприятий» и на мероприятия, относящиеся к плану ХАССП; - составление и внедрение документов по Производственной программе обязательных мероприятий на основе положений ГОСТ Р /ISO/TS :2009; -разработка и оформление рабочих листов ХАССП. -- иметь способность оптимизации производства, рассматривая эффективность производственной системы при низких удельных затратах; -- овладеть навыками непрерывного совершенствования, обеспечению эффективности и продуктивности деятельности предприятия, в том числе: -- уметь разрабатывать политику в области безопасности, обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевой продукции, -- уметь устанавливать критические пределы, системы мониторинга критических контрольных точек, корректирующих действий, -- уметь проводить анализ опасностей, факторов опасностей, в т.ч. биологические, химические, физические. -- приобрести навыки управления изменениями в процессе внедрения принципов и инструментов ХАССП на основе бережливого производства, противостояния сопротивлениям непрерывному совершенствованию и вовлеченности персонала в процесс постоянных изменений и улучшений; -- уметь систематизировать знания о производственной системе и ее элементах; -- охарактеризовать сущность концепции Бережливого производства, его инструментов, этапов внедрения, проектирования; - - выработать умение выделять и устранять непроизводительные затраты и процессы, не создающие ценность, -- уметь выделять и устранять «узкие места» в производственной деятельности, устранение потерь, не создающих ценность продукции; -- уметь вовлекать персонал в процесс обеспечения качества и постоянного улучшения; -- уметь разрабатывать корректирующие действия получить следующие знания: - теоретические основы «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции»; - требования к качеству и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, - методы и методики анализа продукции и сырья на предмет оценки их потребительских свойств; требования к планировке производственных помещений, технологическим схемам, оборудованию. - разработка руководства по менеджменту безопасности пищевой продукции. приобрести трудовые навыки по выполнению практических мероприятий в области разработки и внедрения принципов ХАССП в соответствии с ГОСТ Р ИСО – 2007 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции»: - умение разрабатывать мероприятия по управлению и классифицировать их на мероприятия, относящиеся к «Производственной программе обязательных мероприятий» и на мероприятия, относящиеся к плану ХАССП; - составление и внедрение документов по Производственной программе обязательных мероприятий на основе положений ГОСТ Р /ISO/TS :2009; -разработка и оформление рабочих листов ХАССП. -- иметь способность оптимизации производства, рассматривая эффективность производственной системы при низких удельных затратах; -- овладеть навыками непрерывного совершенствования, обеспечению эффективности и продуктивности деятельности предприятия, в том числе: -- уметь разрабатывать политику в области безопасности, обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевой продукции, -- уметь устанавливать критические пределы, системы мониторинга критических контрольных точек, корректирующих действий, -- уметь проводить анализ опасностей, факторов опасностей, в т.ч. биологические, химические, физические. -- приобрести навыки управления изменениями в процессе внедрения принципов и инструментов ХАССП на основе бережливого производства, противостояния сопротивлениям непрерывному совершенствованию и вовлеченности персонала в процесс постоянных изменений и улучшений; -- уметь систематизировать знания о производственной системе и ее элементах; -- охарактеризовать сущность концепции Бережливого производства, его инструментов, этапов внедрения, проектирования; - - выработать умение выделять и устранять непроизводительные затраты и процессы, не создающие ценность, -- уметь выделять и устранять «узкие места» в производственной деятельности, устранение потерь, не создающих ценность продукции; -- уметь вовлекать персонал в процесс обеспечения качества и постоянного улучшения; -- уметь разрабатывать корректирующие действия
Структура программы Обучение на базе ФГОУ ВПО «ВГУИТ» 72 часа Стажировка за рубежом Основы применения системы ХАССП и инструментов бережливого производства на предприятиях пищевой промышленности Пивоваренная компания «Балтика», Воронеж Основы применения системы ХАССП и инструментов бережливого производства на предприятиях пищевой промышленности Пивоваренная компания «Балтика», Воронеж Стажировка в РФ Международный опыт применения системы ХАССП и инструментов бережливого производства на предприятиях пищевой промышленности Торгово-промышленная палата о. Корфу Международный опыт применения системы ХАССП и инструментов бережливого производства на предприятиях пищевой промышленности Торгово-промышленная палата о. Корфу ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 1 ПРИНЦИПЫ HACCP (ХАССП) «СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ» Категория работника Вид профессиональной (трудовой) деятельности Компетенции/ готовность к выполнению трудовых действий в разрезе видов профессиональной (трудовой) деятельности Руководител и предприятия всех уровней, специалисты, инженерно- технические работники ВПД 1.1. Технологическая ПК Способность к разработке концепции развития предприятия питания с учетом тенденций потребительского рынка ПК Способность к осуществлению контроля за соблюдением технологического процесса производства продукции питания ПК Способность к разработке и реализации мероприятий по управлению качеством и безопасностью сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на предприятиях питания ПК Способность к внедрению новых видов сырья, высокотехнологических производств пищевой продукции, нового технологического оборудования ПК Способность к оценке влияния новых технологий, новых видов сырья, продуктов и технологического оборудования, новых условий производства продукции на конкурентность продукции производства и рентабельность предприятия ВПД 1.2. Организационно- управленческая ПК Умение проводить оценку опасностей и составлять план мероприятий по управлению. Владение критериями их разделения на мероприятия, относящиеся к Производственным программам обязательных мероприятий и к плану ХАССП. ПК Умение идентифицировать критические контрольные точки, проводить мониторинг критических пределов, находить пути решения проблем. ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2 БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО Руководител и предприятия всех уровней, специалисты, инженерно- технические работники ВПД 1.1. Производственно- технологическая ПК Способность оптимизации производства, рассматривая эффективность производственной системы при низких удельных затратах, в т.ч.: - описание продуктов и процесса их производства; - определение Критических Контрольных Точек; - требования к документам, обязательные процедуры и записи; ПК Способность к непрерывному совершенствованию, обеспечению эффективности и продуктивности деятельности предприятия, в т.ч.: -разработка политики в области безопасности: обеспечение качества и безопасности продовольственного сырья и пищевой продукции; - установление критических пределов: системы мониторинга критических контрольных точек, корректирующих действий. - подготовка к проведению анализа опасностей, анализ факторов опасностей: биологические, химические, физические. ПК Способность к стратегическому мышлению, обеспечению конкурентоспособности предприятия и качества продукции: - анализ со стороны руководства, ответственность руководства; - информирование: внутренние и внешние коммуникации; - менеджмент ресурсов (персонал, финансы, сырье); ВПД 1.2. Организационно- управленческая ПК Умение выделять и устранять «узкие места» в производственной деятельности: - устранение потерь, не создающих ценность продукции; - подготовка к проведению анализа опасностей, анализ факторов опасностей: биологические, химические, физические. ПК Создание корпоративной культуры, способствующей созданию системы бережливого производства: - вовлечение персонала в процесс обеспечения качества и постоянного улучшения; - разработка корректирующих действий; - установление процедур учета и ведения документации ; - установление процедур проверки
Наименование разделов профессионального модуля тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Раздел 1. Принципы ХАССП Тема 1.1. Эволюция ХАССП от 7 принципов до стандарта ИСО Содержание: Предпосылки создания ХАССП. Ее эволюция и сертификация. Система добровольной сертификации. Цели внедрения и сертификации. Система добровольной сертификации ХАССП в России. Тема 1.2. Документация Содержание: Виды разрабатываемых документов. Руководство по менеджменту безопасности продукции. Тема 1.3. Роль руководства в системе менеджмента Содержание: Роль руководства в системе менеджмента. Состав высшего руководства. Мероприятия, относящиеся к ответственности руководства. Тема 1.4. Документирование информации о сырье, ингредиентах и упаковке Содержание: Требования к сырью, ингредиентам, готовой продукции. Требования безопасности. Тема 1.5. Опасные факторы. Химические опасности. Физические опасности Содержание: Виды опасностей. Риски. Классификация опасностей для пищевой продукции. Основные понятия, термины и определения. Микробиологические критерии безопасности пищевых продуктов. Тема 1.6 Разработка руководства ХАССП на примере конкретного предприятия Содержание: Разработка плана продвижения сертификации НАССР и методы руководства. Составление документов по требованиям НАССР, их проверка, утверждение, методы их применения. Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1 : Изучение научной и технической литературы по тематике раздела «Принципы ХАССП» Раздел 2. План ХАССП Тема 2.1. Программы обязательных предварительных мероприятий Содержание: Состав требований и процедур Программы обязательных предварительных мероприятий в соответствии с ИСО и ИСО/ТУ Санитарные правила и программы. Гигиенические требования. Тема 2.2 Выбор критических контрольных точек Содержание: мониторинг, определение критических пределов, внедрение и актуализация Тема 2.3. Валидация, верификация и улучшение Содержание: цели и методы валидации, верификации, улучшения и актуализации. Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2. «План ХАССП» ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 1
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2 Наименование разделов профессионального модуля тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Раздел 1. Основа Бережливого производства Тема 1.1 Концепция Бережливого производства Содержание: Три основные фазы концепции Бережливого производства. Основные идеи и концепции логистического принципа just in time ("точно в срок"). Тема 1.2. Инструменты Бережливого производства, этапы внедрения, проектирования Содержание: Проблемы внедрения Бережливого производства. Тема 1.3. Постоянные изменения и улучшения - цикл «планируй – делай – проверяй - воздействуй» Содержание: Методы постоянного совершенствования сквозь призму цикла. Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1 : Изучение научной и технической литературы по тематике раздела «Основа Бережливого производства» Раздел 2. Принципы Бережливого производства Тема 2.1. Непроизводительные затраты и процессы, не создающие ценность, формирование системы управленческой отчетности на бережливом предприятии Содержание: Структура карты потока создания ценности в системе бережливого производства: практический подход. Тема 2.2 Противостояние сопротивлениям и разработка программы вовлеченности персонала в процесс постоянных изменений и улучшений Содержание: Формы вовлеченности персонала в процессы управления изменениями. Внедрение в деятельность предприятия программ преобразований. Неудачи менеджеров, связанные с "сопротивлением переменам". Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2. «Принципы Бережливого производства»
СТАЖИРОВКА «Основы применения системы ХАССП и инструментов бережливого производства на предприятиях пищевой промышленности»(на территории России) Задачи - получить навыки проведения теоретических и практических мероприятий в области разработки и внедрения принципов ХАССП «Система менеджмента безопасности пищевой продукции»; - освоить операционный менеджмент современных компаний, дать широкое понимание и видение операций, охарактеризовать производственные стратегии компаний; - получить навыки управления изменениями в процессе внедрения принципов и инструментов Lean, противостояния сопротивлениям и разработки программы вовлеченности персонала в процесс постоянных изменений и улучшений. СТАЖИРОВКА «Международный опыт применения системы ХАССП и инструментов бережливого производства на предприятиях пищевой промышленности»(за рубежом) Задачи - получить навыки проведения теоретических и практических мероприятий в области разработки и внедрения принципов ХАССП за рубежом; - сравнить и получить опыт операционного менеджмента современных зарубежных компаний. СТАЖИРОВКА «Международный опыт применения системы ХАССП и инструментов бережливого производства на предприятиях пищевой промышленности»(за рубежом) Задачи - получить навыки проведения теоретических и практических мероприятий в области разработки и внедрения принципов ХАССП за рубежом; - сравнить и получить опыт операционного менеджмента современных зарубежных компаний.
Контрольной измерительные материалы для входного, текущего и итогового контроля КИМ для зачета Слушателель ответил на все вопросы, допустил не более 1 ошибки в ответе - 5 Слушатель ответил на все вопросы, допустил более 1, но менее 3 ошибок - 4 Слушатель ответил не на все вопросы, но в тех, на которые дал ответ не допустил ошибки - 3 Слушатель ответил не на все вопросы, допустил более 5 ошибок - 2 Итоговая оценка по дисциплине определяется на основании определения значения баллов по каждому заданию по следующей шкале: 0-2,5 – незачтено; 2,6-5,0 – зачтено КИМ для зачета Слушателель ответил на все вопросы, допустил не более 1 ошибки в ответе - 5 Слушатель ответил на все вопросы, допустил более 1, но менее 3 ошибок - 4 Слушатель ответил не на все вопросы, но в тех, на которые дал ответ не допустил ошибки - 3 Слушатель ответил не на все вопросы, допустил более 5 ошибок - 2 Итоговая оценка по дисциплине определяется на основании определения значения баллов по каждому заданию по следующей шкале: 0-2,5 – незачтено; 2,6-5,0 – зачтено