Департамент образования города Москвы Городской методический центр Тема: «Об особенностях реализации программ общего образования, профильных общеобразовательных программ в пределах ОПОП ФГОС СПО в ПОО: перспективные направления работы на учебный год. Организация участия обучающихся ПОО в Московской и Всероссийской олимпиадах по основам безопасности жизнедеятельности и физической культуре» Контингент участников: преподаватели предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» г.
Вопросы для обсуждения Анализ реализации в ПОО программ общего образования в учебном году; Основные подходы к реализации ФГОС основного общего и среднего общего образования в ПОО, обеспечивающие результаты освоения программ в соответствии с требованиями нормативных документов; Основные мероприятия, направленные на повышение качества общеобразовательной подготовки в ПОО. Профессионализм преподавателя; Реализация образовательного проекта «Профессионально направленный урок в Москве» как средство удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении знаний по профилю получаемого профессионального образования Формирование содержания примерных профильных программ среднего общего образования, предназначенных для реализации в пределах ОПОП ФГОС СПО. Изменения к требованиям освоения профильных программ по ООД в рабочих программах Задачи на учебный год Организация участия обучающихся ПОО в Московской и Всероссийской предметных олимпиадах в целях выявления и поддержки одаренных обучающихся
Анализ реализации программ общего образования в учебном году Из 65 ПОО ДОгМ в 65 реализуются программы общего образования: 1. Программы начального общего образования реализуются в 7 ПОО, открыт 21 первый класс. 2. Программы основного общего образования реализуются в 35 ПОО (по результатам ГИА основного общего образования в 2014 году). 3. Программы среднего общего образования реализуются в 10 ПОО (по результатам ГИА среднего общего образования в 2014 году). 4. В 65 ПОО осуществляется реализация профильных общеобразовательных программ среднего общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ ФГОС по профессиям/специальностям и с учетом профиля получаемого профессионального образования. С сентября 2014 года в 10 ПОО ДОгМ открыты классы предпрофильной и профильной подготовки обучающихся в соответствии с Распоряжением ДОгМ от г. 167 р. По данным на сентябрь 2014 г. количество обучающихся – участников проекта по программам основного общего образования – 248 обучающихся, по программам среднего общего образования – 209 обучающихся. Итого: 457 обучающихся.
Современный преподаватель это профессионал, который ушел от традиционных методов преподавания способный создавать условия для развития творческих способностей обучающихся; развивать у обучающихся стремление к творческому восприятию знаний; учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе освоения учебного материала, полнее реализовывать их потребности; повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования Основание: особенность ФГОС общего образования их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. Необходим уход от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений, навыков. Современные виды профессиональной деятельности преподавателя, необходимые для личностных и метапредметных результатов обучения: Анализ планируемых результатов обучения, целей и задач учебного процесса; Выстраивание содержательных линий изучения дисциплины; Разработка педагогического сценария, планирование и подбор учебных ситуаций, методов, организационных форм; Разработка учебных задач, а также подбор средств обучения для осуществления планируемой учебной деятельности и др. В основе: организация деятельностного характера обучения (через учебные ситуации, проблемные задачи, профессионально-значимое содержание изучения общеобразовательной дисциплины и т.д.)
Основные подходы к реализации ФГОС основного общего и среднего общего образования в ПОО. Обеспечение профильной составляющей освоения программ по ООД 1. Обеспечение выполнения требований к результатам освоения программ общего образования в ПОО: примерные профильные программы по ООД – ФКГСОО – ФГОС (основного и среднего общего образования) – 273-ФЗ – ФГОС по профессиям/специальностям: личностным метапредметным предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. 2. Обеспечение профильной составляющей при освоении основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования: в соответствии с выбранным профилем, в т.ч. При освоении программы предметной области Технология; В соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессиям/специальностям (в пределах ОПОП ФГОС СПО)
Организация работы в ПОО, направленная на повышение качества общеобразовательной подготовки и повышение профессиональной компетенции преподавателей ООД Организация образовательного процесса, предусматривающая использование в организации образовательного процесса компетентностного и системно деятельностного подходов к обучению с организацией внутриколледжного контроля Объективность оценки образовательных результатов обучающихся преподавателями ООД и администрацией ПОО в рамках внутриколледжного контроля Организация участия преподавателей ООД в образовательном проекте «Профессионально направленный урок в Москве» (в целях усиления профильной составляющей в реализации программ общего образования)
Организация методической службой ПОО системы повышения квалификации преподавателей ООД ПОО с подтверждением полученных знаний на КПК посредством проведения открытых уроков с использованием инновационных форм и методов проведения учебных занятий Системная организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся ПОО (50% от аудиторной нагрузки), предусматривающая системный внутриколледжный контроль за ее выполнением (принципы: гуманист личности обращенность обучения к обучающемуся, создание индивидуальных условий ), целесообразности выбора содержания, преемственности обучения, прозрачности)
Реализация образовательного проекта «Профессионально направленный урок в Москве» как средства удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении знаний по профилю получаемого профессионального образования Цель: использование социокультурных и интеллектуальных ресурсов города Москвы (музеи, высокотехнологичные предприятия, в т.ч. Предприятия социальных партнеров, раскрывающие устройство современных инновационных производств и творческих индустрий, в т.ч. лаборатории и учебно- производственные мастерские ПОО) для формирования у обучающихся креативных навыков, необходимых в профессиональной деятельности по выбранной профессии/специальности. Основная задача: усиление профильной составляющей освоения профильных общеобразовательных программ, реализуемых в пределах ОПОП ФГОС по профессиям/специальностям
Изменения в формировании содержания примерных профильных программ среднего общего образования, предназначенных для реализации в пределах ОПОП ФГОС СПО. Рекомендации (проект) Минобрнауки РФ по организации получения среднего общего образования в пределах ОПОП СПО на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности СПО Об участии в проекте по организации предпрофильного и профильного обучения по основным общеобразовательным программам в ПОО, подведомственных ДОгМ (Распоряжение ДОгМ от г. 167 р)
Задачи ГМЦ на учебный год 1. Методическое сопровождение реализации программ общего образования (начальное общее, основное общее, среднее общее образование и профильные общеобразовательные программы) в соответствии с требованиями нормативных документов: 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; ФГОС начального общего образования (от г. 373); ФГОС основного общего образования (от г. 1897); ФГОС среднего (полного) общего образования (от г. 413); Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. 464
2. Способствовать посредством методического сопровождения реализации программ общего образования созданию в ПОО условий для достижения каждым обучающимся минимума знаний в соответствии с требованиями нормативных документов и достижения обучающимся максимальных результатов обучения в соответствии со своими индивидуальными способностями (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программ для успешной социализации при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности); 3. Оказание методической помощи ПОО в разработке (корректировке) учебно-программной документации в соответствии с требованиями нормативных документов; 4. Оказание методической помощи ПОО в организации участия обучающихся ПОО в Московской и Всероссийской предметных олимпиадах в целях выявления и поддержки талантливых обучающихся, повышения престижа ПОО
5. Оказание методической помощи методистам ПОО по организации в колледже системы повышения квалификации преподавателей ООД с подтверждением полученных новых знаний, обеспечивающих качественное проведение учебных занятий в соответствии с требованиями нормативных документов; 6. Организация и проведение технической и содержательной экспертизы учебно-программной документации преподавателей ООД (учебных планов, рабочих профильных общеобразовательных программ, КТП, КОС и ФОС по ООД и т.п.); 7. Организация и проведение предметных олимпиад и других интеллектуальных конкурсных мероприятий, направленных на выявление и поддержку талантливых обучающихся ПОО.
8.Организационно-методическое и информационное сопровождение деятельности профессиональных образовательных организаций и педагогических работников: а) организация и проведение консультаций для преподавателей ООД и заместителей директоров по ООД ПОО; б) организация и проведение семинаров-совещаний, мастер-классов, «круглых» столов, конференций; в) организация и проведение конкурса педагогического мастерства преподавателей общеобразовательных дисциплин; г) разработка типовой учебно-программной документации по ООД; д) разработка методических рекомендаций по реализации профильных общеобразовательных программ в соответствии с современными требованиями к обучению;
Определяющие, перспективные направления работы ПОО и ГМЦ по методическому сопровождению программ общего образования: задачи и пути их решения. 1. Разработка примерных программ по ООД, соответствующих нормативным документам в части требований к результатам их освоения ( 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС основного общего и среднего общего образования) Решение: ГМЦ ДОгМ включено Минобрнауки РФ в рабочую группу по разработке примерных программ по ООД в соответствии с требованиями нормативных документов с обеспечением профильной направленности и принимает участие в мероприятиях по обсуждению методических рекомендаций по разработке примерных профильных программ.
Отражение требований новых нормативных документов в учебно- программной документации (рабочей программе ) преподавателя общеобразовательных дисциплин ПОО
Двуединая задача изучения любой общеобразовательной дисциплины: выполнить Федеральный государственный стандарт общего образования возможность освоения обучающимися ОПОП ФГОС по профессии/специальности
Основополагающие составляющие обучения общеобразовательных дисциплин формирование общих компетенций (4 блока общеучебных компетенций: самоорганизация, самообучение, коммуникативный и информационный блоки) профильная направленность изучения учебной дисциплины организация внеаудиторной самостоятельной работы
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Минобрнауки от ) Устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным; метапредметным; предметным
Общеучебные компетенции Блок самоорганизации ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности Метапредметные результаты Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения
Общеучебные компетенции Блок самообучения (ОК.8) Метапредметные результаты Владение навыками познавательной, учебно- исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания
Общеучебные компетенции Блок коммуникативный (ОК.6, ОК.7) Метапредметные результаты Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
Общеучебные компетенции Блок информационный (ОК.4, ОК.5) Метапредметные результаты Готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников Умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности Умение определять назначение и функции различных социальных институтов
Рабочая программа по ООД 1.3. Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Краткое описание назначения учебной дисциплины (из примерной программы); связь с другими общеобразовательными и профессиональными дисциплинами учебного плана (из ФГОСа и учебного плана ПОО). Личностные результаты освоения программы дисциплины : готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме. Метапредметные результаты освоения программы дисциплины : освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлдении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. Предметные результаты освоения программы дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:…. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:… В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общими (общеучебными) компетенциями по 4 блокам (самоорганизация, самообучение, информационный и коммуникативный блоки (раздел V, п ФГОС по профессии/специальности))………. Указываются требования к знаниям и умениям в соответствии с ФКГС, примерной программой.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формируемые общеучебные и общие компетенции; освоенные метапредметные результаты обучения Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Отражение в рабочей программе самостоятельной работы обучающихся 1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины: Раскрыть, каким образом осуществляется профильное изучение дисциплины (частичное перераспределение учебных часов в зависимости от важности раздела/темы для данной профессии/специальности, отбор дидактических единиц, использование потенциала межпредметных связей, отражение профильной составляющей в организации самостоятельной работы обучающихся) Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы (таблица): перечислить виды самостоятельных работ обучающихся (с указанием часов) – в учебном плане ПОО должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов) – по ФГОС СОО.
Всероссийская олимпиада школьников в городе Москве Нормативные документы Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 года 1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников»; Приказ Департамента образования города Москвы от 29 августа 2014 года 741 «Об утверждении Положения об этапах всероссийской олимпиады школьников в городе Москве»; Приказ Департамента образования города Москвы от 2 сентября 2014 года 748 «О порядке проведения школьного, муниципального и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников в городе Москве в 2014/2015 учебном году»
Олимпиада проводится в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний, содействия профессиональной ориентации школьников
Порядок Школьный этап - Окружной этап - Региональный этап - Заключительный этап - Международные олимпиады Информация по организации и проведению олимпиады размещена на сайте Olimpiada.ruOlimpiada.ru Для образовательных организаций на сайте создана специальная страница специальная страница
Данная страница адресована тем, кто организует в своей ПОО I этап ВсОШ-2014 и для тех, кто по каким-либо объективным причинам не может участвовать в очной форме в своей школе ВсОШ-2014 Школьный этап проводится в соответствии с действующими документами по утвержденному графику.с действующими документами В первый день, указанный для каждого предмета, образовательным организациям становятся доступны варианты заданий для 1 этапа. После этого в течение указанного срока проводится школьный этап олимпиады по предмету. До начала школьного этапа необходимо собрать (и хранить в ОО) заполненные и подписанные разрешения родителей (или законных представителей) на хранение и обработку персональных данных учащихся в соответствии с ФЗ разрешения Отчеты о проведении школьного этапа олимпиады: Форма 0 «Состав школьного жюри» - состав жюри и оргкомитета утверждается ДОгМ; Форма 1 «Сводная по образовательной организации»; Форма 2 «Протоколы жюри по предмету»; Форма 3 «Призеры II – IV этапа в прошлом году
Предмет График школьного этапа График муниципального этапа Русский язык сентября 15 ноября ОБЖ сентября 25 октября Немецкий язык сентября 29 октября Экология сентября 28 октября Физика сентября 16 ноября Обществознание сентября 26 октября Математика сентября 7 декабря География сентября 21 ноября Французский язык сентября 17 ноября Биология 24 сентября - 1 октября 14 ноября Искусство (МХК) 24 сентября - 1 октября 20 ноября История 25 сентября - 2 октября 30 ноября Английский язык 26 сентября – 3 октября ноября Литература 29 сентября - 6 октября 25 ноября Информатика 30 сентября - 7 октября 14 декабря Физическая культура октября ноября Экономика октября 5 декабря Химия октября 27 ноября Астрономия октября 24 ноября Право октября 28 ноября Технология октября 6 декабря
III. Московская олимпиада школьников Нормативные документы Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 апреля 2014 года 267 «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников» Приказ Департамента образования города Москвы от 16 мая 2014 года 394 «Об утверждении Положения о Московской олимпиаде школьников»
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Городского методического центра Департамента образования города Москвы Иванова Ольга Константиновна тел. (499) Адрес электронной почты: