Подготовила Перепелятникова Татьяна
Эпос кавказских народов : кабардинцев, черкесов, адыгейцев, осетин. Известен также абхазам, балкарцам, карачаевцам, ингушам, чеченцам. Отзвуки эпоса находят у сванов, горных грузинских племен и у дагестанских народов. Термин " нарт " служит общим наименованием героев эпоса, которые образуют своего рода богатырское сообщество.
Основная тема эпоса - героические деяния. В нем прослеживается эволюция форм богатырства : в архаичных версиях героизируется не только физическая сила, но и хитрость, и коварство ( Сосруко, Сослан, Сосрыква ). Окончательное формирование в нартском эпосе типа богатыря - народного героя связано с созданием особого героического характера : ослабевает гиперболизация физической силы, и главным идеализирующим моментом становится смелость героя, его готовность идти навстречу любой опасности и любым противникам. Этот своеобразный кодекс чести северокавказского средневекового рыцаря, художественно материализованный в нартском эпосе, в течение веков оказывал глубокое воздействие на сознание горцев Кавказа, стал характерной чертой их ментальности.
В генезисе нартского эпоса не все еще ясно. Несомненно, что ядром послужил древний аланский эпический цикл, восходящий к скифской эпохе VII-IV веков до н. э. Национальные варианты эпопеи обогащались за счет местного фольклора. Возникнув в условиях родового строя с пережитками матриархата, нартский эпос вбирал в себя элементы последующих общественных формаций.
В наиболее архаичных вариантах нартовского эпоса Сатана выступает как мать племени, наставница главных героев, мудрая советчица, могущественная чародейка. Этот образ несомненно отражал реалии матриархата, но обладал такой художественной силой, что народы - носители нартовского эпоса сохранили его до наших дней, воплотив в нем свой идеал женщины.
Он сохраняет свою жизненность по сей день. В Осетии, Кабарде, Адыгее, Абхазии живут десятки сказителей, исполняющих песни о нартах. Нартовские сказания осетин и адыгов стали записываться с середины XIX века, другие национальные варианты - позднее. Абхазские нартовские сказания стали известны только в последние десятилетия. В советское время впервые изданы сводные тексты в оригинале и в русских переводах. Сказания переводились на немецкий, французский, английский языки. В формирование научного наруто ведения основополагающий вклад внесли В. И. Абаев, В. Ф. Миллер, Ж. Дюмезиль.