Готовимся к экзамену по химии. 9 класс Задания С3 Качественные реакции.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Готовимся к экзамену по химии. 9 класс Задания С3 Качественные реакции Автор: учитель химии МОУ «Гатчинский Лицей 3» Ткаченко Лариса Тадеушевна Автор:
Advertisements

К раствору сульфата меди (II) добавим раствор щёлочи-гидроксида натрия CuSO 4 +2NaOH=Cu(OH)2 + Na2SO4.
Подготовка к Г ИА по химии 9 класс Задание С 3 Автор: учитель химии ГОУ Лицей 1571 Медведева Наталья Николаевна.
Качественные реакции на ионы 9 класс. КатионРеагент или воздействие Внешний эффектУравнение реакции на катион Н+Н+ Индикатор ы Изменение цвета: универсальный.
Консультация экспертов ЕГЭ по химии 2012 год С1 Cr 2 (SO 4 ) 3 + Br 2 + NaOH = = Na 2 CrO 4 + NaBr + Na 2 SO 4 + H 2 O = Na 2 CrO 4 + NaBr + Na 2 SO.
Азот. Соединения азота.. Азот образует с водородом несколько прочных соединений, из которых важнейшим является аммиак. Электронная формула молекулы аммиака.
С3. На занятиях химического кружка учащиеся исследовали кристаллическое вещество белого цвета. В результате добавления к нему гидроксида калия и последующего.
Тема «Классификация, номенклатура и характерные химические свойства неорганических веществ» Подготовка к ЕГЭ по химии.
СaCO 3 AgNO 3 Zn(NO 3 ) 2 KI PbS FeCl 3 Солями называются сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов металлов и кислотного остатка.
Соли 8 класс.
У атома азота имеется три неспаренных p-электрона на внешнем слое, за счет которых он образует с атомами кислорода три σ -связи. За счет неподеленной.
Мин. 20 Время тестирования Начать тестирование 15 Всего заданий Введите фамилию и имя Соли Составила Нешетаева Галина Васильевна, учитель химии МОУСО школы.
LOGO Соли. Гаврилова Светлана Викторовна учитель химии МБОУ лицей «Престиж» городского округа Самара Презентация для учащихся 8 класса.
Основные классы неорганических соединений урок – игра 8 класс учитель Кашонова И.А.
ГБОУ школа 501 Учитель химии Белорусова Марина Вадимовна Санкт-Петербург 2013.
Электролитическая диссоциация веществ Реакции ионного обмена и условия их протекания.
С + О 2 = СО 2 СаО + СО 2 = СаСО 3 + Простое или cложное вещество Простое или сложное Более сложное.
ГИДРОКСИДЫ И КИСЛОТЫ ТЕСТ ЕГЭ ПО ХИМИИ Тест по основным вопросам темы: характерные химические свойства оснований, и амфотерных гидроксидов; характерные.
Соединения АЗОТА Материал для повторения и подготовки к ГИА Учитель химии МОУ «Гимназия 1»г. Саратова Шишкина И.Ю.
По Презентация по химии « Соли. Названия и классификация солей »
Транксрипт:

Готовимся к экзамену по химии. 9 класс Задания С3 Качественные реакции

Кати он Реактив Реакция Признак реакции Li + По цвету пламени солей -красноый Na + -желтый K+K+ -фиолетовый Be 2+ OH - Ве 2+ +2OH - =Be(OH) 2 Ве(OH) 2 + ОН - =[ Ве(OH) 4 ] 2- Белый студенистый, раств.в избытке OH - Mg 2+ OH - Mg 2+ +2OH - =Mg(OH) 2 Белый студенистый, нераств.в избытке OH - Ba 2+ SO 4 2- Ba 2+ +SO 4 2- =BaSO 4 Белый кристаллич., нерастворимый в Н + Ag + Cl - Ag + +Cl - =AgCl Белый творожистый Al 3+ OH - Al 3+ +3OH - =Al(OH) 3 Al(OH) 3 + ОН - =[ Al(OH) 4 ] - Белый студенистый, раств.в избытке OH -, нераств.в NH 3 *Н 2 О Ca 2+ СО 3 2- Ca 2+ +СО 3 2- =СаСО 3 Белый кристаллич, растворимый в Н + NH 4 + OH - NH 4 + +OH - =NH 3 +Н 2 ОРезкий запах аммиака

Катион Реактив Реакция Признак реакции Zn 2+ OH - Zn 2+ +2OH - =Zn(OH) 2 Zn(OH) 2 + ОН - =[ Zn(OH) 4 ] 2- Zn(OH) 2 +4 NH 3 = [Zn(NH 3 ) 4 ] 2+ +2OH - Белый студенистый, раств.в избытке OH -, раств.в NH 3 *Н 2 О Fe 2+ OH - K 3 [Fe(CN) 6 ] (красноая кровяная соль) Fe 2+ +2OH - =Fe(OH) 2 Зеленый студенист 3K 3 [Fe(CN) 6 ] + 3Fe 2+ = 3KFe II [Fe III (CN) 6 ] + 6K + Синий осадок турнбулевой сыни Fe 3+ OH - K 4 [Fe(CN) 6 ] (желтая кровяная соль) SCN - Fe 3+ +3OH - =Fe(OH) 3 Коричневый студен 4K 4 [Fe(CN) 6 ] + 4Fe 3+ = 12К + + 4КFe III [Fe II (CN) 6 ] Синий осадок берлинской лазури Fe SCN - Fe(SCN) 3 Кроваво-красноый раствор Cu 2+ OH - Cu 2+ +2OH - =Cu(OH) 2 Cu(OH) 2 +4NH 3 =[Cu(NH 3 ) 4 ] OH - Синий студенистый, нераств.в избытке OH -, раств.в NH 3

Анион Реактив Реакция Признак Cl - Ag + Ag + +Cl - =AgCl Белый творожистый Br - Ag + Ag + +Br - =AgBr Светло-желтый Cl 2 2Br - + Cl 2 = 2Cl - + Br 2 окрашивает органический растворитель в соломенно-желтый цвет I-I- Ag + Ag + +I - =AgI Темно-желтый Cl 2 2I - + Cl 2 = I 2 + 2Cl - I 2 +крахмал=сыний цвет Выделившийся йод можно открыть с помощью крахмала, который окрашивается йодом в сыний цвет S 2- H+H+ S H + = H 2 S Запах тухлых яиц Cu 2+, Pb 2+, Ni 2+ CuS, PbS, NiS Черные осадки SO 3 2- H+H+ SO H + = H 2 O+ SO 2 SO 4 2- Ba 2+ Ba 2+ +SO 4 2- =BaSO 4 Белый кристаллич., нерастворимый в Н + CO 3 2- H+H+ CO H + = H 2 O + CO 2 Б/цв газ SiO 3 2- H+H+ SiO H + =H 2 SiO 3 Белый студенист

Газообразное простое вещество Молекула состоит из двух атомов Плохо растворим в воде Один из основных составляющих воздуха Поддерживает горение 2 Н 2, Не, N 2, O 2, O 3, F 2, Ne, Cl 2, Ar, Kr, Xe, Rn Н 2, N 2, O 2, F 2, Cl 2 Н 2, N 2, O 2 N 2, O 2 O2O2 O2O2 Р Р

Газы простые H 2,O 2,He, Ne, Ar, Kr, Xe, Rn – б/цв; F 2 – св.-зал.; Cl 2 – ж.-зал.;О 3 – сын. остальные СО, СО 2, N 2 O, NO, SO 2, CH 4, SiH 4, NH 3, PH 3, AsH 3, SbH 3, H 2 S, H 2 Se, H 2 Te, HHal, B 2 H 6, BCl 3, BF 3, COCl 2 – б/цв; OF 2 – св.желт., CL 2 O – желт., ClO 2 – ж.-зал., NO 2 - бурый

Жидкости простые Br 2 - бурая, Hg – серебро.-бел. оксиды Н 2 О, SO 3, Cl 2 O 7 – б/цв.; ClO 3 – т.-красно.; N 2 O 3 – сын.; Mn 2 O 7 – зален. остальные H 2 SO 4, H 2 O 2, HClO 4, HCN, CCl 4, CS 2, N 2 H 4, PCl 3, PBr 3 – б/цв.; HNO 3 б/цв.летуч.на свету желтеет (разлог.до NO 2 ); PbCl 3, Cl 3 N – желт.

Твердые вещества простые Ме – Au – желт.; Cu – красно.; остальные сер./бел.(мет.блеск); Нем – I 2 –фиолет.,мет.блеск; S 8, S n – желт.; Р 4 – белый, Р (красноый) – красноо-фиол.; С (карбин) – черн.; С (алмаз) – прозр.; С 60 – желт.; Si – сер.мет.блеск;

оксиды Ме 2 О (Ме-Li,Na,K), MeO (Me- Be,Mg,Ca,Sr,Ba,Zn), Al 2 O 3, SnO 2, SiO 2, N 2 O 5, P 4 O 6,P 4 O 10 –бел.; Rb 2 O,Sb 2 O 5,WO 3,NiO– желт.; Cs 2 O, Pb 3 O 4 – оранж.; PbO, HgO – желт/красно.; CrO 3, Cu 2 O, HgO – красно.; Fe 2 O 3, Fe 3 O 4, CdO, Ag 2 O, PbO 2, SiO – корич.; MnO 2, Mn 2 O 3 – бурый.; Hg 2 O, CuO, FeO, CrO – черн.; MnO, Cr 2 O 3, CoO, NiO – зален.; SnO - сыний Твердые вещества

гидроксиды Fe(OH)2, Cr(OH)3 – серо-зален.; Ni(OH)2 – зален.; Cu(OH)2 – голуб.; Cr(OH)2 – желт.; Fe(OH)3, Mn(OH)4 – бур.; Co(OH)2 – розов./сын./фиолет.; Твердые вещества

соли кристаллогидраты и воду.р-ры Cu 2+ - голуб./св.зален.; Cr 2+ - голуб.; Fe 3+ - коричн.;Ni 2+ -зален. Mn 2+,Co 2+ - розов. CrO лимон.; Cr 2 O оранж.; MnO фиолет.; MnO т.-зален.; AgI,AgF,Ag 3 PO 4,PbI 2,K 4 [Fe(CN) 6 ]-желт.; AgBr, Ag 2 CO 3 – св.-желт. Твердые вещества

Задача 1. Учащимся для проведения опытов были выданы кристаллические соли белого цвета, которые при стоянии на воздухе изменяют окраску на голубую. Известно, что при разложении выданной соли образуется оксид металла черного цвета и ядовитый бурый газ. При добавлении к раствору выданной соли гидроксида калия привело к образованию студенистого осадка голубого цвета. Запишите химическую формулу и название выданной соли. Составьте два молекулярных уравнения реакций, соответствующих опытам. Cu(NO 3 ) 2 – нитрат меди (II) 2Cu(NO 3 ) 2 =2CuO +4NO 2 +O 2 Cu(NO 3 ) 2 +2KOH=Cu(OH) 2 +2KNO 3 Cu(NO 3 ) 2 – нитрат меди (II) 2Cu(NO 3 ) 2 =2CuO +4NO 2 +O 2 Cu(NO 3 ) 2 +2KOH=Cu(OH) 2 +2KNO 3

Для определения качественного состава выданной соли двухвалентного металла, применяющегося в качестве антикоррозионного покрытия стальных изделий, учащийся провел две реакции. В ходе первого опыта учащийся приливал к раствору соли раствор гидроксида натрия и наблюдал выпадение студенистого осадка, растворившегося при дальнейшем добавлении щелочи. А при добавлении к раствору выданной соли хлорида бария выпал белый кристаллический осадок. Запишите формулу и название выданной соли. Составьте два молекулярных уравнения реакции, соответствующих опытам. Задача 2. ZnSO 4 – сульфат цинка ZnSO 4 +2NaOH=Zn(OH) 2 +Na 2 SO 4 Zn(OH) 2 +NaOH=Na 2 [Zn(OH) 4 ] ZnSO 4 +BaCl 2 =BaSO 4 + ZnCl 2 ZnSO 4 – сульфат цинка ZnSO 4 +2NaOH=Zn(OH) 2 +Na 2 SO 4 Zn(OH) 2 +NaOH=Na 2 [Zn(OH) 4 ] ZnSO 4 +BaCl 2 =BaSO 4 + ZnCl 2

Для проведения опытов учащимся выдана соль, анион которой образован атомами единственного неметалла – жидкости (при н.у.). Учащимися было проведено две реакции. В ходе первой, при пропускании через выданный раствор соли хлора, образовалась новая соль и указанный неметалл – жидкость. А при добавлении к выданной соли раствора карбоната натрия выпал белый осадок, являющийся основой горной породы – мрамор. Запишите формулу и название выданной соли. Составьте два молекулярных уравнения реакции, соответствующих опытам. Задача 3. CaBr 2 – бромид кальция CaBr 2 + Cl 2 =CaCl 2 + Br 2 CaBr 2 + Na 2 CO 3 =CaCO 3 +2NaBr CaBr 2 – бромид кальция CaBr 2 + Cl 2 =CaCl 2 + Br 2 CaBr 2 + Na 2 CO 3 =CaCO 3 +2NaBr

Для проведения опытов исследователям выдано вещество, представляющее собой нерастворимые в воде кристаллы желтого цвета. Известно, что это вещество используется при изготовлении спичек и вулканизации каучука. В результате взаимодействия выданного вещества с концентрированной серной кислотой при нагревании образуется газообразный оксид и вода. А при пропускании образовавшегося оксида через раствор гидроксида бария выпадает осадок белого цвета, растворяющийся при дальнейшем пропускании газа. Запиши- те формулу и название соли, полученной в результате второго опыта. Составьте два молекулярных уравнения реакций, соответствующих опытам. Задача 6. BaSO 3 – сульфит бария или Ba(HSO 3 ) 2 – гидросульфит бария S +2H 2 SO 4 = 3SO 2 +2H 2 O SO 2 + Ba(OH) 2 =BaSO 3 +H 2 O или SO 2 + Ba(OH) 2 = Ba(HSO 3 ) 2

Учащимся в процессе исследования свойств раствора выданной соли было проведено два опыта. При проведении первого опыта к раствору соли добавили гидроксид калия и нагрели на спиртовке, в результате чего выделился газ с раздражающим запахом. А ко второй части раствора прилили раствор нитрата свинца, в результате чего образовался черный осадок. Запишите формулу и название выданной соли. Составьте два молекулярных уравнения реакций, соответствующих опытам. Задача 7. (NH 4 ) 2 S – сульфид аммония (NH 4 ) 2 S + 2KOH = K 2 S +2NH 3 +2H 2 O (NH 4 ) 2 S + Pb(NO 3 ) 2 =PbS + 2NH 4 NO 3

В процессе изучения свойств соединений элементов VIA группы были проведены два опыта. При взаимодействии натрия с концентрированной серной кислотой образовался газ с неприятным запахом. Известно также, что раствор этого газа в воде является кислотой, а при добавлении к нему раствора нитрата меди (II) образуется черный осадок. Запишите формулу и название вещества, выпавшего в осадок. Составьте два молекулярных уравнения реакций, соответствующих опытам. Задача 8. CuS – сульфид меди (II) 8Na + 5H 2 SO 4 = 4Na 2 SO 4 + H 2 S + 4H 2 O H 2 S + Cu(NO 3 ) 2 =CuS +2HNO 3 CuS – сульфид меди (II) 8Na + 5H 2 SO 4 = 4Na 2 SO 4 + H 2 S + 4H 2 O H 2 S + Cu(NO 3 ) 2 =CuS +2HNO 3

Учащимся для получения металла, из которого изготавливают ювелирные изделия, была вы- дана соль этого металла. Известно, что одним из способов получения металла является разложение выданной соли, при этом образуется металл и два газа, один из которых имеет бурый цвет, а другой поддерживает горение. А при внесении железного гвоздя в раствор соли на поверхности гвоздя также образуется полу- чаемый металл. Запишите формулу и название выданной соли. Составьте два молекулярных уравнения реакций, соответствующих опытам. Задача 9. AgNO 3 – нитрат сереброа 2AgNO 3 = 2Ag + 2NO 2 + O 2 2AgNO 3 + Fe = Fe(NO 3 ) 2 +2Ag

Учащимся для изучения химических свойств была выдана нерастворимая в воде соль белого цвета. Известно, что катион, входящий в состав этой соли, необходим растущим организмам для минерализации костей. При взаимодействии выданной соли с раствором азотной кислоты наблюдалось выделение бесцветного газа. А при добавлении к полученному раствору избытка раствора фосфата натрия выпал осадок, который на 70% соответствует составу костей человека. Запишите формулу и название выданной соли. Составьте два молекулярных уравнения реакций, соответствующих опытам. Задача 10. СаСО 3 – карбонат кальция СаСО 3 + 2HNO 3 =Ca(NO 3 ) 2 +CO 2 +H 2 O 3Ca(NO 3 ) 2 +2Na 3 PO 4 =Ca 3 (PO 4 ) 2 +6NaNO 3