САМОАНАЛИЗ УРОКА Тема и цели урока
Требования к теме урока: предельно сжато выражает его основное содержание; выразительно проговаривается классу и записывается на доске; может содержать и просматривающуюся образовательную цель.
Примеры правильно сформулированных тем уроков: * «Знакомство с природными зонами Австралии» (география, 6 кл., урок усвоения новых знаний); * «Слитное и раздельное написание приставок в наречиях» (русский язык, 4 кл., урок формирования умений и навыков); * «Понятие о растении как целостном организме», (ботаника, 6 кл., урок обобщения и систематизации знаний); * «Характеристика процесса кипения жидкостей. Удельная теплота парообразования», (физика, 7 кл., комбинированный урок)
КАК ОБЫЧНО УЧИТЕЛЬ ВЫРАЖАЕТ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ Если цель ясна и понятна – она будет действовать сама. (М. Мольц)
Цели обучения формулируются через изучаемое содержание Например: изучить народное движение в России 17 века, изучить правописание личных окончаний глагола, изучить основные положения молекулярно-кинетической теории изучить биографию В.П. Астафьева изучить структуру повествовательного текста и т.д. Предмет проверки: область знаний, которая подлежит измерению и оценки
Цели обучения формулируются через деятельность учителя Например: рассказать учащимся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, рассказать об эволюции органического мира, рассказать о промышленном производстве серной кислоты познакомить со сказками народов Севера и т.д. Предмет проверки: деятельность самого учителя, а не реальные результаты обучения учащихся
Цели обучения формулируются через внутренние процессы и сдвиги в развитии учащихся Например: проанализировать причины революции гг., научить критически мыслить при чтении, научить учеников анализировать текст, отбирать главные идеи текста и осуществлять языковую догадку, проанализировать строение кровеносной системы, научить анализировать содержание расчетных задач по химии Предмет проверки: внутренние психические процессы (мышления, понимания, восприятия, анализа, синтеза и т.д.)
Цель «научить анализировать содержание расчетных задач по химии» Конкретные действия ребенка: составляет краткую запись условия задачи с помощью математических, химических и физических символов, находит и записывает необходимые дополнительные данные, находит метод решения задачи (по формуле или с применением химического уравнения), предлагает рациональный способ решения
Цели формулируются через внешне выраженную учебную деятельность Например: наносить на контурную карту границы государств и колоний, находить главные члены в предложении и обозначать их, записывать химические уравнения процесса горения углеводородов, измерять силу тока с помощью амперметра, разбирать слово по составу и т.д. Предмет проверки: действия учеников
КАК СЛЕДУЕТ ФОРМУЛИРОВАТЬ ЦЕЛИ: Современная педагогическая технология предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в таких действиях ученика, которые можно реально опознать.
Традиционный подход к целеполаганию: Ознакомить учащихся с образованием страдательных причастий прошедшего времени, морфемным анализом причастий; Выработать умение выделять их суффиксы; Закрепить навык правописания гласных в окончании причастий; Воспитывать интерес к предмету
Новый подход к целеполаганию: К концу урока мои ученики: -будут знать способы образования страдательных причастий прошедшего времени; -будут уметь выделять суффиксы причастий (ур.А), производить морфемный анализ (ур.Б, В); -приобретут навык правописания гласных в окончаниях причастий(ур.А); ур.А+навык правописания суффиксов (ур. Б); ур.В-указанные навыки на творческом уровне + умение рассуждать по названной проблеме; -смогут проявить коммуникативные качества при работе во взаимодействии друг с другом.
Цели обучения, сформулированные через результаты, которые выражены в действиях слушателей, реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента, называются диагностичными (диагностируемыми, диагностическими, конкретизированными или операциональными)
Каковы «плюсы» диагностической цели? * Есть эталон, на который следует ориентироваться в ходе обучения; * Результат сравнения с эталоном позволяет корректировать деятельность учителя и учащихся; * Цель инициирует непрерывный контроль за ее достижением; * В ходе достижения цели очевидна степень продвижения учащихся к ней.
ТАКСОНОМИЯ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ Таксономия целей обучения - систематизация целей обучения, в основе которой лежит последовательность уровней усвоения учебного материала (например, таксономия целей обучения Б. Блума) таксономия целей обучения Б. Блума Таксономия ( taxis – располагать по порядку, nomos– закон) - это четкая система целей внутри которой выделены их последовательные уровни (иерархия)
Классификация целей обучения Таксономия Б.Блума - такая классификация целей обучения по конкретному предмету, в основе которой лежит иерархическая структура: освоение навыков более высокого уровня сложности, включают менее сложную деятельность. То есть категории навыков систематизированы от простых к сложным.
Цель урока его образовательные результаты Образовательная цель направлена на развитие у школьников системы знаний, умений и навыков и неразрывно связанных с ними познавательных способностей (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). Образовательную цель надо адресовать школьникам.
Цель урока его учебно-воспитательные результаты Воспитательная цель направлена на развитие идейно-политических, нравственных, эстетических, волевых качеств личности. Воспитательная цель детям не сообщается, она называется лишь при самоанализе проведенного занятия. И образовательная и воспитательная цели урока являются развивающими, т.к. направлены на развитие, т.е. положительное изменение тех или иных свойств личности.