Проект Энергетической стратегии России на период до 2035 г. Москва, 15 января 2014 г.
2 Динамика добычи и производства первичных ТЭРДинамика внутреннего потребления первичных ТЭР несмотря на соответствие большинства количественных (объемных) показателей развития ТЭК России целевым значениям I этапа ЭС-2030, существенное отставание отмечается в качественных характеристиках этого развития; с момента разработки ЭС-2030 ( гг.) принципиально изменилась конъюнктура внешних и внутреннего энергетических рынков, существенно ухудшив общие перспективы сбыта российских энергоносителей; на волне попыток посткризисного восстановления в мире остро проявляются черты нового энергетического уклада, формирование которого должно стать ответом на вызовы текущего структурного кризиса экономики и энергетики.
3 Замедленное посткризисное развитие экономики; Усиление давления со стороны энергетики на экономический рост (высокие инвестиционные и операционные издержки, затраты на энергетические товары и услуги по ряду позиций превысили уровень развитых стран); Старение инфраструктуры и производственных фондов в условиях роста потребления ТЭР на внутреннем рынке; Технологическое отставание ТЭК России от уровня развитых и развивающихся стран; Несбалансированность инвестиций по отраслям энергетики, направлениям и регионам (перекос в пользу нефтигазового сектора и экспортных проектов при недофинансировании внутренней энергетической инфраструктуры, особенно теплоснабжения); Недостаточные темпы технологического энергосбережения при исчерпании потенциала структурного энергосбережения; Слабое развитие производства энергоносителей с высокой добавленной стоимостью (светлые нефтипродукты, газомоторное топливо, продукция нефти- и газохимии); Недостаточно активное развитие возобновляемой энергетики и использования местных видов топлива в региональных энергетических балансах; Сохраняющаяся высокая нагрузка ТЭК на окружающую среду. 3 Внутренние вызовы
44 стагнация или невысокие темпы роста спроса на традиционных экспортных рынках для российских углеводородов, в первую очередь в ЕС; появление новых производителей ТЭР (включая разработку нетрадиционных нефтигазовых ресурсов) и ужесточение конкуренции на ключевых мировых энергетических рынках; неустойчивость мировых энергетических рынков и волатильность мировых цен на энергоресурсы; снижение конкурентоспособности российских энергоресурсов на внешних рынках; неблагоприятная трансформация в регулировании мировых энергетических рынков (требования к условиям поставок; эволюция регулирования бирж; глобальная климатическая политика); слабая диверсификация рынков сбыта российских энергоресурсов и товарной структуры экспорта. Внешние вызовы
5 1. Ориентация на сдержанный рост внешнего и внутреннего энергопотребления соответственно снижению темпов экономического роста (вместо среднегодового темпа роста ВВП России 4,7% заложено 3,8% в базовом сценарии и 2,8% - в сценарии риск-анализа; вместо темпа роста внутреннего энергопотребления 2,2% заложен темп 1,2%). 2. Акцент на экономической (ценовой) доступности поставок энергоносителей на внутренний рынок (ранее задачи энергетической безопасности и эффективности сводились к обеспечению ресурсной достаточности, резерву мощностей и снижению энергорасточительности). 3. Энергетическая политика переориентируется от ресурсно-сырьевого варианта к ресурсно- инновационному развитию, что позволяет во главу угла поставить проблему не количественного увеличения объемных показателей, а качественного изменения структуры энергопотребления, повышения уровня энергетических услуг, технологического энергосбережения и модернизации, углубленной электрификации, развитию нефтигазохимии и других новых отраслей) 4. ТЭК должен стать не "донором" и не "локомотивом" российской экономики, а "стимулирующей инфраструктурой", обеспечивающей энергетическую интеграцию всех регионов страны, а также условия для их комплексного развития как в виде территориально- производственных кластеров, так и более развитой электрификации. Синергетический инфраструктурный эффект будет достигаться за счет взаимоувязанной инвестиционной, инновационной и институциональной политики в сфере энергетики, а также диверсификации номенклатуры (СПГ) и направлений (восточный вектор) российского энергетического экспорта Принципиальные отличия ЭС-2035 от ЭС-2030
6 Среднегодовые темпы роста ВВП* Производство ТЭР (всего) * Темпы роста ВВП в сценариях ЭС-2035 базируются на Прогнозе социально- экономического развития РФ на период до 2030 года Минэкономики РФ (варианты 1 и 2 соответственно) с пролонгацией до 2035 года В ЭС-2030 – 4,7% В ЭС-2035 – 3,8%
7 Внутренний спрос Внешний спрос
8 создание инновационного и эффективного энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций Цель Задачи Комплексная модернизация и развитие энергетики Развитие внутренней энергетической инфраструктуры Развитие внутренних энергетических рынков Повышение эффективности воспроизводства запасов, добычи и переработки ТЭР Повышение доступности (по цене, наличию и надежности) и качества энергетических товаров и услуг Повышение гибкости и диверсификация экспортных поставок Повышение конкурентоспособности компаний ТЭК на внешних рынках Внедрение принципов устойчивого развития в управление энергетическими компаниями и государственное регулирование развития энергетики
9 Новый фундамент переход от ресурсно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию ТЭК, ориентированному на внутреннего потребителя, в результате синергетического взаимодействия новой институциональной среды, модернизированной инфраструктуры и технологических инноваций. Новая роль в экономике от «локомотива развития» к «стимулирующей инфраструктуре», обеспечивающей: удовлетворение рационального внутреннего спроса со стороны населения и экономики с учетом необходимости значительного роста эффективности потребления энергоресурсов; экономически оправданные объемы, формы и направления внешнеэкономической деятельности (экспорт энергоресурсов, энергетических технологий и услуг); поддержку развития экономики через обеспечение спроса на отечественную продукцию и услуги и сохранение внутренних цен на энергоносители на приемлемом для экономики и населения уровне.
10
11 1. Энергетическая безопасность 2. Энергетическая эффективность 3. Экономическая эффективность 4. Устойчивое развитие энергетики Основное направление – рационализация структуры ТЭБ Индикаторы: Отношение годового прироста балансовых запасов различных видов первичных ТЭР к объемам их добычи не менее 1 Динамика внутренних цен на газ, нефтипродукты, уголь и электроэнергию для промышленности не выше уровня инфляции Снижение среднего износа основных производственных фондов (в % к 2010 г.) на 10% на 5% Ликвидация дефицита и поддержание устойчивого резерва электро- и теплогенерирующих мощностей, включающих поддержание резерва мощности электростанций на уровне 17% общей установленной мощности электростанций в ЕЭС России Доля экспорта ТЭР в общем стоимостном объеме экспорта России не более 60% не более 55%не более 45% Доля продукции нефтипереработки и нефтихимии в общем стоимостном объеме российского экспорта ТЭР не менее 32% не менее 37%не менее 40% Доля стран АТР в общем объеме экспорта ТЭР России не менее 17% не менее 25%не менее 28%
12 2. Энергетическая эффективность 1. Энергетическая безопасность 3. Экономическая эффективность 4. Устойчивое развитие энергетики Снижение уровня электроемкости ВВП на 40%, а энергоемкости – на 50% к 2035 г. (от уровня 2010 г.) Энергосбережение – не самоцель, а составная часть повышения энергоэффективности за счет инновационного развития Индикаторы:
В основе экономической неэффективности – неразвитость институтов Экономическая эффективность 1. Энергетическая безопасность 2. Энергетическая эффективность 4. Устойчивое развитие энергетики Составные элементы новой институциональной системы: Формирование модели внутренних рынков с высоким уровнем конкуренции и развитыми механизмами ценообразования Формирование системы налогообложения ТЭК, максимизирующей долгосрочный экономический эффект Формирование сбалансированной линейки таможенных пошлин и акцизов, стимулирующих инвестиции в производство продуктов высокого качества и высокой степени переработки Совершенствование государственного ценового (тарифного) регулирования в сфере естественных монополий Устранение необоснованных административных барьеров Создание системы стимулов для внедрения компаниями передовых технологий и развития технологического энергосбережения Индикаторы: Отношение валовой добавленной стоимости, производимой в ТЭК, к налоговым доходам консолидированного бюджета РФ от ТЭК не менее 1,25 не менее 1,30 не менее 1,35 Доля затрат на топливо и энергию в расходах домохозяйств не более 7% Доля затрат на топливо и энергию в общих расходах в целом по экономике не более 9%
14 4. Устойчивое развитие энергетики 1. Энергетическая безопасность 2. Энергетическая эффективность 3. Экономическая эффективность Устойчивое развитие = социальная ответственность + экологическая эффективность + инновационное развитие компаний ТЭК Снижение удельных показателей выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброса загрязненных сточных вод в водоемы, образования отходов предприятиями энергетического сектора (в % к 2010 г.) не менее 25%не менее 40%не менее 50% Обеспечение уровня эмиссии парниковых газов (в % к 2010 г.) не более 110%не более 115%не более 120% Коэффициент утилизации ПНГ 95% Индикаторы экологической безопасности ТЭК: Основной критерий устойчивого развития ТЭК – увеличение его человеческого капитала
15 Формирование нефтигазовых комплексов с развитием производственной, транспортной и социальной инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке Освоение углеводородного потенциала континентального шельфа арктических морей и Севера России Развитие технологического энергосбережения Развитие внутренней энергетической инфраструктуры ( повсеместная доступность, легкость подключения, гибкость, надежность )
Развитие энергетической инфраструктуры на Дальнем Востоке Нефтяной комплекс Освоение нефтигазовых месторождений Сахалинской области (на континентальном шельфе Охотского моря) и залежей нефти на территории Республики Саха (Якутия) (Талаканское и прилегающие месторождения) ; Продолжение реализации проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2»; Строительство нефтиперерабатывающего завода в Приморском крае; Модернизация нефтиналивных терминалов в г. Находке, Де-Кастри Газовый комплекс Формирование Якутского газового центра (на базе Чаяндинского месторождения, с перспективой освоения соседних месторождений - Среднеботуобинского, Таас-Юряхского, Верхневилючанского и других); Строительство новых заводов по производству СПГ во Владивостоке и на Сахалине Создание восточной газотранспортной системы для поставок якутского, сахалинского и иркутского газа в районы Дальнего Востока и на экспорт. Завершение строительства газопровода «Сила Сибири»; Газификация юга ДФО на основе сахалинского газа Нефтегазохимия Формирование нефтигазохимических кластеров, крупных газоперерабатывающих комплексов и газохимических производств (в том числе в п. Белогорье в Амурской обл.) экспортной направленности Угольная промышленность Формирование угольных кластеров. Разработка Эльгинского месторождения в Якутии; Модернизация угольных терминалов в портах Ванино и Восточный Электроэнергетика Развитие гидроэнергетики, в том числе для решения водохозяйственных проблем региона; Развитие угольной генерации (в составе энергопромышленных комплексов); Присоединение Центрального энергорайона Якутии к ОЭС востока страны; Широкомасштабный экспорт электроэнергии в Китай; Сооружение ветропарка на юге Приморского края (о. Русский и о. Попова) 16
17 Ускоренный выход на рынок АТР Продуктовая диверсификация экспорта и повышение доли экспорта продукции глубокой переработки Стабильные отношения с традиционными и новыми потребителями российских энергоресурсов Интеграция российских компаний в международный энергетический бизнес
18 Реализация уже запланированных проектов : « Южный поток », « Сила Сибири », создание заводов по производству СПГ Ключевая возможность до 2035 г. – развитие энергетического коридора Северного морского пути
19
20 Ухудшение конъюнктуры мировых энергетических рынков Замедленное развитие экономики России Срыв реализации программ инвестиционного и инновационного развития в результате отставания в формировании целостной институциональной системы
Рационализация структуры ТЭБ 1. Увеличение производства и потребления первичных энергетических ресурсов на 26 – 27%; 2. Уменьшение доли нефти и конденсата с 39 до 32-33% в производстве первичных ТЭР; 3. Рост доли природного и попутного газа в с 41 до 47% в производстве первичных ТЭР; 4. Сохранение доли твёрдого топлива на уровне 11–12% в производстве первичных ТЭР; 5. Увеличение доли нетопливных источников энергии в производстве первичных ТЭР с 7 процентов до 9% при росте размеров их использования в 1,5 – 1,6 раза, в том числе атомной энергии – в 2 – 2,2 раза; 6. Относительно стабильная (в части потребления нефтигазовых ресурсов) структура внутреннего потребления первичных ТЭР при небольшом снижении доли твердого топлива (на 2,5-3%), которое будет компенсироваться ростом доли неуглеродных источников (АЭС и возобновляемых источников энергии); 7. позитивная тенденция опережающего роста внутреннего потребления ТЭР по сравнению с их экспортом (примерно на 1/3) 21 Структура внутреннего потребления ТЭР Структура производства ТЭР
22 Экспорт нефти Структура экспорта нефти (целевой сценарий) Добыча нефти Коэффициент извлечения нефти* * Численные параметры содержатся в Обосновывающих материалах к проекту ЭС-2035
23 Переработка нефти Производство нефтяных моторных топлив (целевой сценарий) Глубина нефтипереработки
Нефтяная отрасль: основные направления развития 24 расширенное воспроизводство запасов нефти за счет геолого-разведочных работ и своевременной подготовки месторождений к эксплуатации, как в традиционных, так и в новых районах нефтидобычи; внедрение современных методов увеличения нефтиотдачи для улучшения коэффициента извлечения нефти; формирование благоприятного «горного климата», направленного на активизацию роли малых и средних частных компаний в процессе разведки и разработки новых (как правило, мелких и трудных для освоения) месторождений, ускоренное формирование системы специализированных наукоемких сервисных компаний, обеспечивающих экономически эффективное применение современных технологий добычи нефти; расширенное вовлечение в эксплуатацию комплексных нефтигазовых месторождений сложнокомпонентного состава, расширение степени использования ПНГ и газоконденсатных жидкостей для последующей глубокой переработки с целью получения широкой гаммы нефтихимических продуктов, формирование новых крупных нефтяных комплексов, главным образом в восточных районах России; формирования информационных и организационных предпосылок для перехода к налогообложению финансового результата, определение и поэтапное внедрение целевой модели налогообложения финансового результата при обеспечении баланса интересов государства и компаний; сдерживание темпов роста издержек добычи и транспортировки углеводородов; сбалансированное развитие нефтипереработки в направлении дальнейшего повышения глубины переработки нефти и роста качества выпускаемых нефтипродуктов в увязке с потребностями внутреннего и внешнего рынков; развитие инфраструктуры поставок нефти и нефтипродуктов, повышающих конкурентность на региональных рынках; создание благоприятных условий для развития независимых компаний в сфере хранения, оптовой и розничной реализации нефтипродуктов; развитие ресурсо- и энергосбережения, сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче, транспортировке и переработке нефти.
25 Добыча газа Внутреннее потребление Экспорт Структура экспорта (целевой сценарий) Импорт
Газовая отрасль: основные направления развития 26 компенсация падения объемов добычи газа на старых месторождениях в Надым-Пур-Тазовском районе Тюменской области за счет ввода новых месторождений как в прилегающих, так и в отдаленных районах; активизация геолого-разведочных работ; дальнейшее строительство региональной магистральной и газораспределительной инфраструктуры; развитие газоперерабатывающей и газохимической промышленности, создание гелиевой промышленности с соответствующей инфраструктурой; развитие технологий, обеспечивающих значительное снижение издержек производства традиционного газа по всей цепочке создания стоимости – добыча, подготовка, транспорт и его распределение; либерализация и демонополизация газового рынка – стимулирование развития независимых производителей природного газа, развитие двусторонних договорных отношений на поставки природного газа между крупными потребителями и независимыми производителями природного газа; установление недискриминационных для всех участников правил доступа к инфраструктуре ОАО «Газпром»; развитие биржевых механизмов торговли и превращение их результатов в основной ценовой маркер для внутреннего рынка; привязка как ставки НДПИ, так и таможенной пошлины к экспортным ценам для сглаживания ценовых шоков для потребителей на внутреннем рынке; ускоренный выход на рынок Китая и всего АТР; расширение присутствия на рынке СПГ; адаптация системы взаимоотношений с европейскими потребителями природного газа с учетом как реальных тенденций развития мировых газовых рынков, так и интересов России; отказ от наименее приоритетных проектов при концентрации ресурсов на наиболее эффективных.
Нефтегазохимия 27 Основные индикаторы 1. государственная поддержка приоритетных проектов развития трубопроводного транспорта сырья для нефтигазохимии; 2. поддержание экономических обоснованных тарифов на перевозку продукции нефтигазохимии железнодорожным транспортом, обеспечивающих конкурентоспособность на экспортных рынках и наращивание внутреннего потребление; 3. совершенствование технического регулирования строительства и эксплуатации нефтигазохимических производств; 4. стимулирование потребления готовой продукции нефтигазохимии на внутреннем рынке России; 5. включение приоритетных направлений НИОКР в данной отрасли в государственные программы финансирования; 6. предоставление налоговых льгот для компаний, осуществляющих НИОКР в данной отрасли; 7. формирование в технологической платформе «Глубокая переработка углеводородной базы» отдельного направления «Глубокая переработка газа», включающего метановую химию и этановую химию и объединяющего технологические процессы и разработки по этому вопросу; 8. модернизация государственных образовательных учреждений с целью обеспечения отрасли требуемым количеством квалифицированных специалистов со знанием современных технологий и достижений Механизмы государственной политики 2010 (факт)2035 Среднедушевое потребление крупнотоннажных пластмасс 30,9 кг/чел. >100 кг/чел. Доля России в мировом производстве мономеров 1,6%5,6% Объемы производства этилена 2,4 млн т 14,2 млн т Доля легкого углеводородного сырья, направленного на глубокую переработку 30,80%>60% Увеличение производственных мощностей в разы (2035 г. к 2010 г.)
28 Добыча угля Внутреннее потребление Экспорт Добыча по бассейнам
Угольная отрасль: основные направления развития 29 реализация масштабных инфраструктурных проектов в Туве и Южной Якутии для освоения новых угольных месторождений с благоприятными горно-геологическими условиями. создание новых центров угледобычи, среди которых Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Забайкальский край и другие. внедрение передового оборудования и передовых методов добычи угля, развитие обогащения угля, глубокой переработки угля и комплексного использования сопутствующих ресурсов. ликвидация «узких мест» в пропускной способности железных дорог, прежде всего, на Транссибе, БАМе и Дальневосточной железной дороге, ускоренное наращивание мощности угольных терминалов, прежде всего, в Тихоокеанском бассейне. обеспечение предприятий угольной промышленности квалифицированными специалистами, ориентированными на длительные трудовые отношения и развитие профессиональной карьеры; оптимизация численности занятых, уровня зарплат и социальных выплат, адаптация трудового законодательства к современным конкурентным условиям. доведение соотношения цен на природный газ и энергетический уголь в энергетическом эквиваленте до 2:1. развитие российского угольного машиностроения.
30 Установленная мощность Потребление Структура установленной мощности (целевой сценарий ) Экспорт Структура производства (целевой сценарий )
Электроэнергетика: основные направления развития Параметр развития электросетей Целевой уровень Объемы реконструкции и технического перевооружения В основной электрической сети 220 кВ и выше: свыше 50 тыс. км ЛЭП, свыше 100 тыс. МВА трансформаторной мощности В распределительной электрической сети 0,4-220 кВ свыше 300 тыс. км ЛЭП, свыше 120 тыс. МВА трансформаторной мощности Доля электросетевого оборудования ЕНЭС со сроком службы до 25 лет для ВЛ - 55% в (15% в 2012 г.), для трансформаторного оборудования – 60% (30% в 2012 г.) 31 оптимизация структуры генерирующих мощностей, включая увеличение доли маневренных мощностей; расширенное внедрение новых экологически чистых и высокоэффективных технологий сжигания угля, парогазовых установок с высокими коэффициентами полезного действия, управляемых электрических сетей нового поколения; опережающее развитие атомной, угольной и возобновляемой энергетики, направленное на снижение зависимости отрасли от поставок природного газа; снятие сетевых ограничений на межрегиональные перетоки электроэнергии; развитие малой (в зоне децентрализованного энергоснабжения) и распределенной генерации (в виде нетрадиционных энергоустановок и сочетания ГТУ и котлов-утилизаторов); формирование конкурентных оптовых и розничных рынков электроэнергии и мощности
32 Централизованный отпуск тепла Расход топлива котельными Отпуск тепла ТЭС оптимальное сочетание централизованного и децентрализованного теплоснабжения с выделением соответствующих зон их эффективности в производстве тепловой энергии; существенное повышение доли теплофикационной (когенерационной) выработки тепловой и электрической энергии в общем их производстве, в том числе в рамках распределенной когенерации; реконструкция тепловых сетей и изменение принципов их построения в сторону системного резервирования, совместной работы источников, интеллектуального управления; массовое внедрение тепловой автоматики, энергоэффективного оборудования; максимальное использование возможностей геотермальной энергетики для обеспечения теплоснабжения изолированных регионов (Камчатка, Сахалин, Курильские острова); формирование конкурентного рынка тепловой энергии. Основные направления развития
33 поддержание отношения годового прироста балансовых запасов ТЭР к объемам их добычи на уровне не менее 1 ликвидация дефицита и поддержание устойчивого резерва электро - и теплогенерирующих мощностей снижение среднего износа основных производственных фондов к 2035 г. на 25% от уровня 2010 года увеличение доли продукции нефтипереработки и нефтихимии в общем стоимостном объеме экспорта ТЭР до уровня не менее 40% к 2035 г. увеличение доли стран АТР в общем объеме экспорта ТЭР до уровня не менее 28% к 2035 г. удержание уровня цен на электроэнергию ( как основной конечный продукт ТЭК ) для внутренних потребителей не выше уровня цен в США снижение удельных расходов топлива на выработку электроэнергии к 2035 г. приблизительно на 48% от уровня 2010 года обеспечение уровня эмиссии парниковых газов к 2035 г. не более 120% от уровня 2010 года
34 Базовые (согласованные внутри Минэнерго РФ) проекты ЭС-2035 и Концепции ЭС-2050 Январь 2014 г. Вынесение проектов на широкое общественное обсуждение и межведомственное согласование Март 2014 г. Внесение в Правительство РФ 2014 г. Доработка проектов на основе полученных замечаний. Детальная проработка перспектив развития отраслей и мер государственной энергетической политики Утверждение Правительством РФ итоговых документов (ноябрь/декабрь 2014 г.) I этап (июль 2013 г. – декабрь 2013 г.) – разработка исходных проектов силами консорциума ГУ ИЭС, ИНЭИ РАН и АЦ при Правительстве РФ, а также привлеченных экспертов II этап (январь-декабрь 2014 г.) – полноценная работа Межведомственной рабочей группы при сохранении координирующей роли разработчиков исходных проектов
Институт энергетической стратегии ИНЭИ РАН Аналитический центр при Правительстве РФ Спасибо за внимание