Проект Энергетической стратегии России на период до 2035 г. Москва, 15 января 2014 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОЕКТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ на период до 2035 года 21 апреля 2014 г. Москва.
Advertisements

Проект Энергетической стратегии России на период до 2035 г. Москва, 18 июня 2014 г. Бушуев В.В., Генеральный директор Института энергетической стратегии.
Энергетическая безопасность как основной приоритет ЭС-2030 «Энергетика и Стратегия национальной безопасности России» Круглый стол Комитета Госдумы по науке.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
1 Россия в условиях обострения борьбы за невосполнимые природные ресурсы Симпозиум «Энергетика и безопасность» Москва, 21 ноября 2008 г. А.И. Громов, к.г.н.,
Новаяэлектроэнергетика Москва, ВШЭ, г. В.В. Бушуев, д.т.н., проф., Генеральный директор Института энергетической стратегии.
Москва 2014 г. Директор Департамента административной и законопроектной работы Минэнерго России Смирнов Владимир Витальевич Человеческий капитал ТЭК в.
ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Директор Департамента угольной и торфяной промышленности К.Ю. Алексеев.
Опыт стратегического планирования в энергетике России в гг. Бушуев В.В. д.т.н., проф., Генеральный директор ЗАО «ГУ Институт энергетической стратегии»
Энергетическая стратегия России (ЭС-2030) д.т.н., проф. Бушуев В.В. (ГУ ИЭС) Москва ( предварительные материалы)
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
Вызовы и тренды мировой энергетики г. и Россия Институт энергетической стратегии Генеральный директор Проф., д.т.н. В.В. Бушуев Московский Международный.
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
Глобализация и устойчивое развитие ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ Новая энергетическая стратегия ЕС: вызов или возможность для России? А.И. ГРОМОВ Заместитель.
Глобальное позиционирование России на энергетических рынках II Национальный нефтегазовый форум Москва, г. В.В. Бушуев, д.т.н., проф., Генеральный.
Генеральный директор Института энергетической стратегии д.т.н., проф. БУШУЕВ В.В. Место ТЭК в будущей экономике России VII Ежегодный Форум крупного бизнеса.
Губернатор Омской области, Председатель Правительства Омской области Виктор Иванович Назаров О приоритетных задачах и направлениях развития потребительского.
Д.т.н., проф. Бушуев В.В. Институт энергетической стратегии (Минэнерго России, Союз нефтегазопромышленников России) 15 октября, 2009 г. Энергоэффективность.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Роль государствa в развитии топливно-энергетического комплекса России Подготовил Презентацию: Исмаилов Фарид ЭЭ-406.
Транксрипт:

Проект Энергетической стратегии России на период до 2035 г. Москва, 15 января 2014 г.

2 Динамика добычи и производства первичных ТЭРДинамика внутреннего потребления первичных ТЭР несмотря на соответствие большинства количественных (объемных) показателей развития ТЭК России целевым значениям I этапа ЭС-2030, существенное отставание отмечается в качественных характеристиках этого развития; с момента разработки ЭС-2030 ( гг.) принципиально изменилась конъюнктура внешних и внутреннего энергетических рынков, существенно ухудшив общие перспективы сбыта российских энергоносителей; на волне попыток посткризисного восстановления в мире остро проявляются черты нового энергетического уклада, формирование которого должно стать ответом на вызовы текущего структурного кризиса экономики и энергетики.

3 Замедленное посткризисное развитие экономики; Усиление давления со стороны энергетики на экономический рост (высокие инвестиционные и операционные издержки, затраты на энергетические товары и услуги по ряду позиций превысили уровень развитых стран); Старение инфраструктуры и производственных фондов в условиях роста потребления ТЭР на внутреннем рынке; Технологическое отставание ТЭК России от уровня развитых и развивающихся стран; Несбалансированность инвестиций по отраслям энергетики, направлениям и регионам (перекос в пользу нефтигазового сектора и экспортных проектов при недофинансировании внутренней энергетической инфраструктуры, особенно теплоснабжения); Недостаточные темпы технологического энергосбережения при исчерпании потенциала структурного энергосбережения; Слабое развитие производства энергоносителей с высокой добавленной стоимостью (светлые нефтипродукты, газомоторное топливо, продукция нефти- и газохимии); Недостаточно активное развитие возобновляемой энергетики и использования местных видов топлива в региональных энергетических балансах; Сохраняющаяся высокая нагрузка ТЭК на окружающую среду. 3 Внутренние вызовы

44 стагнация или невысокие темпы роста спроса на традиционных экспортных рынках для российских углеводородов, в первую очередь в ЕС; появление новых производителей ТЭР (включая разработку нетрадиционных нефтигазовых ресурсов) и ужесточение конкуренции на ключевых мировых энергетических рынках; неустойчивость мировых энергетических рынков и волатильность мировых цен на энергоресурсы; снижение конкурентоспособности российских энергоресурсов на внешних рынках; неблагоприятная трансформация в регулировании мировых энергетических рынков (требования к условиям поставок; эволюция регулирования бирж; глобальная климатическая политика); слабая диверсификация рынков сбыта российских энергоресурсов и товарной структуры экспорта. Внешние вызовы

5 1. Ориентация на сдержанный рост внешнего и внутреннего энергопотребления соответственно снижению темпов экономического роста (вместо среднегодового темпа роста ВВП России 4,7% заложено 3,8% в базовом сценарии и 2,8% - в сценарии риск-анализа; вместо темпа роста внутреннего энергопотребления 2,2% заложен темп 1,2%). 2. Акцент на экономической (ценовой) доступности поставок энергоносителей на внутренний рынок (ранее задачи энергетической безопасности и эффективности сводились к обеспечению ресурсной достаточности, резерву мощностей и снижению энергорасточительности). 3. Энергетическая политика переориентируется от ресурсно-сырьевого варианта к ресурсно- инновационному развитию, что позволяет во главу угла поставить проблему не количественного увеличения объемных показателей, а качественного изменения структуры энергопотребления, повышения уровня энергетических услуг, технологического энергосбережения и модернизации, углубленной электрификации, развитию нефтигазохимии и других новых отраслей) 4. ТЭК должен стать не "донором" и не "локомотивом" российской экономики, а "стимулирующей инфраструктурой", обеспечивающей энергетическую интеграцию всех регионов страны, а также условия для их комплексного развития как в виде территориально- производственных кластеров, так и более развитой электрификации. Синергетический инфраструктурный эффект будет достигаться за счет взаимоувязанной инвестиционной, инновационной и институциональной политики в сфере энергетики, а также диверсификации номенклатуры (СПГ) и направлений (восточный вектор) российского энергетического экспорта Принципиальные отличия ЭС-2035 от ЭС-2030

6 Среднегодовые темпы роста ВВП* Производство ТЭР (всего) * Темпы роста ВВП в сценариях ЭС-2035 базируются на Прогнозе социально- экономического развития РФ на период до 2030 года Минэкономики РФ (варианты 1 и 2 соответственно) с пролонгацией до 2035 года В ЭС-2030 – 4,7% В ЭС-2035 – 3,8%

7 Внутренний спрос Внешний спрос

8 создание инновационного и эффективного энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций Цель Задачи Комплексная модернизация и развитие энергетики Развитие внутренней энергетической инфраструктуры Развитие внутренних энергетических рынков Повышение эффективности воспроизводства запасов, добычи и переработки ТЭР Повышение доступности (по цене, наличию и надежности) и качества энергетических товаров и услуг Повышение гибкости и диверсификация экспортных поставок Повышение конкурентоспособности компаний ТЭК на внешних рынках Внедрение принципов устойчивого развития в управление энергетическими компаниями и государственное регулирование развития энергетики

9 Новый фундамент переход от ресурсно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию ТЭК, ориентированному на внутреннего потребителя, в результате синергетического взаимодействия новой институциональной среды, модернизированной инфраструктуры и технологических инноваций. Новая роль в экономике от «локомотива развития» к «стимулирующей инфраструктуре», обеспечивающей: удовлетворение рационального внутреннего спроса со стороны населения и экономики с учетом необходимости значительного роста эффективности потребления энергоресурсов; экономически оправданные объемы, формы и направления внешнеэкономической деятельности (экспорт энергоресурсов, энергетических технологий и услуг); поддержку развития экономики через обеспечение спроса на отечественную продукцию и услуги и сохранение внутренних цен на энергоносители на приемлемом для экономики и населения уровне.

10

11 1. Энергетическая безопасность 2. Энергетическая эффективность 3. Экономическая эффективность 4. Устойчивое развитие энергетики Основное направление – рационализация структуры ТЭБ Индикаторы: Отношение годового прироста балансовых запасов различных видов первичных ТЭР к объемам их добычи не менее 1 Динамика внутренних цен на газ, нефтипродукты, уголь и электроэнергию для промышленности не выше уровня инфляции Снижение среднего износа основных производственных фондов (в % к 2010 г.) на 10% на 5% Ликвидация дефицита и поддержание устойчивого резерва электро- и теплогенерирующих мощностей, включающих поддержание резерва мощности электростанций на уровне 17% общей установленной мощности электростанций в ЕЭС России Доля экспорта ТЭР в общем стоимостном объеме экспорта России не более 60% не более 55%не более 45% Доля продукции нефтипереработки и нефтихимии в общем стоимостном объеме российского экспорта ТЭР не менее 32% не менее 37%не менее 40% Доля стран АТР в общем объеме экспорта ТЭР России не менее 17% не менее 25%не менее 28%

12 2. Энергетическая эффективность 1. Энергетическая безопасность 3. Экономическая эффективность 4. Устойчивое развитие энергетики Снижение уровня электроемкости ВВП на 40%, а энергоемкости – на 50% к 2035 г. (от уровня 2010 г.) Энергосбережение – не самоцель, а составная часть повышения энергоэффективности за счет инновационного развития Индикаторы:

В основе экономической неэффективности – неразвитость институтов Экономическая эффективность 1. Энергетическая безопасность 2. Энергетическая эффективность 4. Устойчивое развитие энергетики Составные элементы новой институциональной системы: Формирование модели внутренних рынков с высоким уровнем конкуренции и развитыми механизмами ценообразования Формирование системы налогообложения ТЭК, максимизирующей долгосрочный экономический эффект Формирование сбалансированной линейки таможенных пошлин и акцизов, стимулирующих инвестиции в производство продуктов высокого качества и высокой степени переработки Совершенствование государственного ценового (тарифного) регулирования в сфере естественных монополий Устранение необоснованных административных барьеров Создание системы стимулов для внедрения компаниями передовых технологий и развития технологического энергосбережения Индикаторы: Отношение валовой добавленной стоимости, производимой в ТЭК, к налоговым доходам консолидированного бюджета РФ от ТЭК не менее 1,25 не менее 1,30 не менее 1,35 Доля затрат на топливо и энергию в расходах домохозяйств не более 7% Доля затрат на топливо и энергию в общих расходах в целом по экономике не более 9%

14 4. Устойчивое развитие энергетики 1. Энергетическая безопасность 2. Энергетическая эффективность 3. Экономическая эффективность Устойчивое развитие = социальная ответственность + экологическая эффективность + инновационное развитие компаний ТЭК Снижение удельных показателей выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброса загрязненных сточных вод в водоемы, образования отходов предприятиями энергетического сектора (в % к 2010 г.) не менее 25%не менее 40%не менее 50% Обеспечение уровня эмиссии парниковых газов (в % к 2010 г.) не более 110%не более 115%не более 120% Коэффициент утилизации ПНГ 95% Индикаторы экологической безопасности ТЭК: Основной критерий устойчивого развития ТЭК – увеличение его человеческого капитала

15 Формирование нефтигазовых комплексов с развитием производственной, транспортной и социальной инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке Освоение углеводородного потенциала континентального шельфа арктических морей и Севера России Развитие технологического энергосбережения Развитие внутренней энергетической инфраструктуры ( повсеместная доступность, легкость подключения, гибкость, надежность )

Развитие энергетической инфраструктуры на Дальнем Востоке Нефтяной комплекс Освоение нефтигазовых месторождений Сахалинской области (на континентальном шельфе Охотского моря) и залежей нефти на территории Республики Саха (Якутия) (Талаканское и прилегающие месторождения) ; Продолжение реализации проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2»; Строительство нефтиперерабатывающего завода в Приморском крае; Модернизация нефтиналивных терминалов в г. Находке, Де-Кастри Газовый комплекс Формирование Якутского газового центра (на базе Чаяндинского месторождения, с перспективой освоения соседних месторождений - Среднеботуобинского, Таас-Юряхского, Верхневилючанского и других); Строительство новых заводов по производству СПГ во Владивостоке и на Сахалине Создание восточной газотранспортной системы для поставок якутского, сахалинского и иркутского газа в районы Дальнего Востока и на экспорт. Завершение строительства газопровода «Сила Сибири»; Газификация юга ДФО на основе сахалинского газа Нефтегазохимия Формирование нефтигазохимических кластеров, крупных газоперерабатывающих комплексов и газохимических производств (в том числе в п. Белогорье в Амурской обл.) экспортной направленности Угольная промышленность Формирование угольных кластеров. Разработка Эльгинского месторождения в Якутии; Модернизация угольных терминалов в портах Ванино и Восточный Электроэнергетика Развитие гидроэнергетики, в том числе для решения водохозяйственных проблем региона; Развитие угольной генерации (в составе энергопромышленных комплексов); Присоединение Центрального энергорайона Якутии к ОЭС востока страны; Широкомасштабный экспорт электроэнергии в Китай; Сооружение ветропарка на юге Приморского края (о. Русский и о. Попова) 16

17 Ускоренный выход на рынок АТР Продуктовая диверсификация экспорта и повышение доли экспорта продукции глубокой переработки Стабильные отношения с традиционными и новыми потребителями российских энергоресурсов Интеграция российских компаний в международный энергетический бизнес

18 Реализация уже запланированных проектов : « Южный поток », « Сила Сибири », создание заводов по производству СПГ Ключевая возможность до 2035 г. – развитие энергетического коридора Северного морского пути

19

20 Ухудшение конъюнктуры мировых энергетических рынков Замедленное развитие экономики России Срыв реализации программ инвестиционного и инновационного развития в результате отставания в формировании целостной институциональной системы

Рационализация структуры ТЭБ 1. Увеличение производства и потребления первичных энергетических ресурсов на 26 – 27%; 2. Уменьшение доли нефти и конденсата с 39 до 32-33% в производстве первичных ТЭР; 3. Рост доли природного и попутного газа в с 41 до 47% в производстве первичных ТЭР; 4. Сохранение доли твёрдого топлива на уровне 11–12% в производстве первичных ТЭР; 5. Увеличение доли нетопливных источников энергии в производстве первичных ТЭР с 7 процентов до 9% при росте размеров их использования в 1,5 – 1,6 раза, в том числе атомной энергии – в 2 – 2,2 раза; 6. Относительно стабильная (в части потребления нефтигазовых ресурсов) структура внутреннего потребления первичных ТЭР при небольшом снижении доли твердого топлива (на 2,5-3%), которое будет компенсироваться ростом доли неуглеродных источников (АЭС и возобновляемых источников энергии); 7. позитивная тенденция опережающего роста внутреннего потребления ТЭР по сравнению с их экспортом (примерно на 1/3) 21 Структура внутреннего потребления ТЭР Структура производства ТЭР

22 Экспорт нефти Структура экспорта нефти (целевой сценарий) Добыча нефти Коэффициент извлечения нефти* * Численные параметры содержатся в Обосновывающих материалах к проекту ЭС-2035

23 Переработка нефти Производство нефтяных моторных топлив (целевой сценарий) Глубина нефтипереработки

Нефтяная отрасль: основные направления развития 24 расширенное воспроизводство запасов нефти за счет геолого-разведочных работ и своевременной подготовки месторождений к эксплуатации, как в традиционных, так и в новых районах нефтидобычи; внедрение современных методов увеличения нефтиотдачи для улучшения коэффициента извлечения нефти; формирование благоприятного «горного климата», направленного на активизацию роли малых и средних частных компаний в процессе разведки и разработки новых (как правило, мелких и трудных для освоения) месторождений, ускоренное формирование системы специализированных наукоемких сервисных компаний, обеспечивающих экономически эффективное применение современных технологий добычи нефти; расширенное вовлечение в эксплуатацию комплексных нефтигазовых месторождений сложнокомпонентного состава, расширение степени использования ПНГ и газоконденсатных жидкостей для последующей глубокой переработки с целью получения широкой гаммы нефтихимических продуктов, формирование новых крупных нефтяных комплексов, главным образом в восточных районах России; формирования информационных и организационных предпосылок для перехода к налогообложению финансового результата, определение и поэтапное внедрение целевой модели налогообложения финансового результата при обеспечении баланса интересов государства и компаний; сдерживание темпов роста издержек добычи и транспортировки углеводородов; сбалансированное развитие нефтипереработки в направлении дальнейшего повышения глубины переработки нефти и роста качества выпускаемых нефтипродуктов в увязке с потребностями внутреннего и внешнего рынков; развитие инфраструктуры поставок нефти и нефтипродуктов, повышающих конкурентность на региональных рынках; создание благоприятных условий для развития независимых компаний в сфере хранения, оптовой и розничной реализации нефтипродуктов; развитие ресурсо- и энергосбережения, сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче, транспортировке и переработке нефти.

25 Добыча газа Внутреннее потребление Экспорт Структура экспорта (целевой сценарий) Импорт

Газовая отрасль: основные направления развития 26 компенсация падения объемов добычи газа на старых месторождениях в Надым-Пур-Тазовском районе Тюменской области за счет ввода новых месторождений как в прилегающих, так и в отдаленных районах; активизация геолого-разведочных работ; дальнейшее строительство региональной магистральной и газораспределительной инфраструктуры; развитие газоперерабатывающей и газохимической промышленности, создание гелиевой промышленности с соответствующей инфраструктурой; развитие технологий, обеспечивающих значительное снижение издержек производства традиционного газа по всей цепочке создания стоимости – добыча, подготовка, транспорт и его распределение; либерализация и демонополизация газового рынка – стимулирование развития независимых производителей природного газа, развитие двусторонних договорных отношений на поставки природного газа между крупными потребителями и независимыми производителями природного газа; установление недискриминационных для всех участников правил доступа к инфраструктуре ОАО «Газпром»; развитие биржевых механизмов торговли и превращение их результатов в основной ценовой маркер для внутреннего рынка; привязка как ставки НДПИ, так и таможенной пошлины к экспортным ценам для сглаживания ценовых шоков для потребителей на внутреннем рынке; ускоренный выход на рынок Китая и всего АТР; расширение присутствия на рынке СПГ; адаптация системы взаимоотношений с европейскими потребителями природного газа с учетом как реальных тенденций развития мировых газовых рынков, так и интересов России; отказ от наименее приоритетных проектов при концентрации ресурсов на наиболее эффективных.

Нефтегазохимия 27 Основные индикаторы 1. государственная поддержка приоритетных проектов развития трубопроводного транспорта сырья для нефтигазохимии; 2. поддержание экономических обоснованных тарифов на перевозку продукции нефтигазохимии железнодорожным транспортом, обеспечивающих конкурентоспособность на экспортных рынках и наращивание внутреннего потребление; 3. совершенствование технического регулирования строительства и эксплуатации нефтигазохимических производств; 4. стимулирование потребления готовой продукции нефтигазохимии на внутреннем рынке России; 5. включение приоритетных направлений НИОКР в данной отрасли в государственные программы финансирования; 6. предоставление налоговых льгот для компаний, осуществляющих НИОКР в данной отрасли; 7. формирование в технологической платформе «Глубокая переработка углеводородной базы» отдельного направления «Глубокая переработка газа», включающего метановую химию и этановую химию и объединяющего технологические процессы и разработки по этому вопросу; 8. модернизация государственных образовательных учреждений с целью обеспечения отрасли требуемым количеством квалифицированных специалистов со знанием современных технологий и достижений Механизмы государственной политики 2010 (факт)2035 Среднедушевое потребление крупнотоннажных пластмасс 30,9 кг/чел. >100 кг/чел. Доля России в мировом производстве мономеров 1,6%5,6% Объемы производства этилена 2,4 млн т 14,2 млн т Доля легкого углеводородного сырья, направленного на глубокую переработку 30,80%>60% Увеличение производственных мощностей в разы (2035 г. к 2010 г.)

28 Добыча угля Внутреннее потребление Экспорт Добыча по бассейнам

Угольная отрасль: основные направления развития 29 реализация масштабных инфраструктурных проектов в Туве и Южной Якутии для освоения новых угольных месторождений с благоприятными горно-геологическими условиями. создание новых центров угледобычи, среди которых Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Забайкальский край и другие. внедрение передового оборудования и передовых методов добычи угля, развитие обогащения угля, глубокой переработки угля и комплексного использования сопутствующих ресурсов. ликвидация «узких мест» в пропускной способности железных дорог, прежде всего, на Транссибе, БАМе и Дальневосточной железной дороге, ускоренное наращивание мощности угольных терминалов, прежде всего, в Тихоокеанском бассейне. обеспечение предприятий угольной промышленности квалифицированными специалистами, ориентированными на длительные трудовые отношения и развитие профессиональной карьеры; оптимизация численности занятых, уровня зарплат и социальных выплат, адаптация трудового законодательства к современным конкурентным условиям. доведение соотношения цен на природный газ и энергетический уголь в энергетическом эквиваленте до 2:1. развитие российского угольного машиностроения.

30 Установленная мощность Потребление Структура установленной мощности (целевой сценарий ) Экспорт Структура производства (целевой сценарий )

Электроэнергетика: основные направления развития Параметр развития электросетей Целевой уровень Объемы реконструкции и технического перевооружения В основной электрической сети 220 кВ и выше: свыше 50 тыс. км ЛЭП, свыше 100 тыс. МВА трансформаторной мощности В распределительной электрической сети 0,4-220 кВ свыше 300 тыс. км ЛЭП, свыше 120 тыс. МВА трансформаторной мощности Доля электросетевого оборудования ЕНЭС со сроком службы до 25 лет для ВЛ - 55% в (15% в 2012 г.), для трансформаторного оборудования – 60% (30% в 2012 г.) 31 оптимизация структуры генерирующих мощностей, включая увеличение доли маневренных мощностей; расширенное внедрение новых экологически чистых и высокоэффективных технологий сжигания угля, парогазовых установок с высокими коэффициентами полезного действия, управляемых электрических сетей нового поколения; опережающее развитие атомной, угольной и возобновляемой энергетики, направленное на снижение зависимости отрасли от поставок природного газа; снятие сетевых ограничений на межрегиональные перетоки электроэнергии; развитие малой (в зоне децентрализованного энергоснабжения) и распределенной генерации (в виде нетрадиционных энергоустановок и сочетания ГТУ и котлов-утилизаторов); формирование конкурентных оптовых и розничных рынков электроэнергии и мощности

32 Централизованный отпуск тепла Расход топлива котельными Отпуск тепла ТЭС оптимальное сочетание централизованного и децентрализованного теплоснабжения с выделением соответствующих зон их эффективности в производстве тепловой энергии; существенное повышение доли теплофикационной (когенерационной) выработки тепловой и электрической энергии в общем их производстве, в том числе в рамках распределенной когенерации; реконструкция тепловых сетей и изменение принципов их построения в сторону системного резервирования, совместной работы источников, интеллектуального управления; массовое внедрение тепловой автоматики, энергоэффективного оборудования; максимальное использование возможностей геотермальной энергетики для обеспечения теплоснабжения изолированных регионов (Камчатка, Сахалин, Курильские острова); формирование конкурентного рынка тепловой энергии. Основные направления развития

33 поддержание отношения годового прироста балансовых запасов ТЭР к объемам их добычи на уровне не менее 1 ликвидация дефицита и поддержание устойчивого резерва электро - и теплогенерирующих мощностей снижение среднего износа основных производственных фондов к 2035 г. на 25% от уровня 2010 года увеличение доли продукции нефтипереработки и нефтихимии в общем стоимостном объеме экспорта ТЭР до уровня не менее 40% к 2035 г. увеличение доли стран АТР в общем объеме экспорта ТЭР до уровня не менее 28% к 2035 г. удержание уровня цен на электроэнергию ( как основной конечный продукт ТЭК ) для внутренних потребителей не выше уровня цен в США снижение удельных расходов топлива на выработку электроэнергии к 2035 г. приблизительно на 48% от уровня 2010 года обеспечение уровня эмиссии парниковых газов к 2035 г. не более 120% от уровня 2010 года

34 Базовые (согласованные внутри Минэнерго РФ) проекты ЭС-2035 и Концепции ЭС-2050 Январь 2014 г. Вынесение проектов на широкое общественное обсуждение и межведомственное согласование Март 2014 г. Внесение в Правительство РФ 2014 г. Доработка проектов на основе полученных замечаний. Детальная проработка перспектив развития отраслей и мер государственной энергетической политики Утверждение Правительством РФ итоговых документов (ноябрь/декабрь 2014 г.) I этап (июль 2013 г. – декабрь 2013 г.) – разработка исходных проектов силами консорциума ГУ ИЭС, ИНЭИ РАН и АЦ при Правительстве РФ, а также привлеченных экспертов II этап (январь-декабрь 2014 г.) – полноценная работа Межведомственной рабочей группы при сохранении координирующей роли разработчиков исходных проектов

Институт энергетической стратегии ИНЭИ РАН Аналитический центр при Правительстве РФ Спасибо за внимание