Урок – игра по теме «Металлы»
Цели урока: 1. Закрепить знания о физических и химических свойствах металлов, их нахождении в природе, основных областях их применения. 2. Формирование активной жизненной позиции учащихся и естественнонаучной картины мира как высшей форме систематизации знаний. 3. Развитие познавательной активности как личностного качества. 4. Воспитание взаимовыручки, взаимопомощи, ответственности. Урок проводится в форме игры, все учащиеся делятся на 5 команд ( по 4-5 человек).
Металлов много есть, но дело не в количестве; В команде работящей металлической Такие мастера, такие личности! Преуменьшать нам вовсе не пристало Заслуги безусловные металлов Пред египтянином, китайцем, древним греком И каждым современным человеком.
1 тур. ( 3 мин) «Загадочная пауза» ( за правильный ответ 1 балл) ( золото) 1. Он в теченье многих лет был причиной многих бед. 3. Красит Пламя в желтый цвет, в воду кинь – его уж нет. 2. Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом. (кальций) (натрий)
4. К восьмой группе отнесен, в честь России назван он. (рутений) 5. «Камнем» прозван он людьми, но попробуй-ка возьми. (литий)
2 тур. ( 3 мин) «Чья цепочка длиннее». Составьте генетический ряд превращений ( за каждый правильный переход - 1 балл) Na – 1-я команда Mg – 2-я команда Fe – 3-я команда Ca – 4-я команда Cu – 5-я команда
3 тур. ( 3 мин) «Химические превращения». Составьте уравнения реакций, соответствующих вашей цепочке превращений. (за каждую реакцию - 1 балл)
4 тур. ( 2 мин) Угадайте о каких металлах идет речь. «Семь металлов создал свет по числу семи планет» ( за каждое правильное совпадение – 0,5 баллов). Солнце Венера Луна Марс Юпитер Сатурн Меркурий
Au Солнце Cu Венера Ag Луна Fe Марс Sn Юпитер Pb Сатурн Hg Меркурий
5 тур. ( 3 мин) «Перевертыши». Используя текст, определите правильное звучание пословицы. ( 1 балл) Разговор – ртуть, крик – платина. Гладь металл, пока холодно. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. Не та грязь, что тусклая. Звери живут за металл.
Разговор – ртуть, крик – платина. Слово – серебро, молчание – золото. Гладь металл, пока холодно. Куй железо, пока горячо. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. Прошел огонь, воду и медные трубы. Не та грязь, что тусклая. Не то золото, что блестит. Звери живут за металл. Люди гибнут за металл.
6 тур «Блиц – турнир» (за правильный ответ – 1 балл). 1. Какой металл называют элементом плодородия? а) магний; б) калий; в)цинк. 2. Известный «автомобильный король» Форд сказал «Если бы не было…,- не было бы автомобиля». О каком металле говорил Форд? а)алюминий, б) цинк, в)ванадий. 3. Какова суточная потребность в кальции у человека? а)от 1 до 1,5 г; б) от 2 до 2,5 г; в)от 0,7 до 1,1 г.
4. Какой самый твердый металл? а)вольфрам; б) титан; в) хром. 5. Какой металл человек обработал первым? а)золото; б) железо; в)медь. 6. От серебра произошло название одной из стран Южной Америки. Назовите эту страну. а)Бразилия; б)Боливия; в)Аргентина. 7. Его называют металлом пота, слез и крови людской. О каком металле идет речь? а)серебро; б)золото; в)платина.
8. Прослушайте поэтические строки и догадайтесь, кто их автор. Не знаю, что будет со мною… Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь. а)И. Сельвинский; б)А.Блок; в)С.Есенин. 9. В каких пищевых продуктах содержится много железа? а)гречиха, соя, какао; б)фасоль, горох, яблоки; в)апельсины, лимоны, бананы.
10. Какой металл используют для защиты от рентгеновского излучения? а)свинец; б)олово; в)молибден.
7 тур «Пирамида» (3 мин.) (за правильный ответ – 6 баллов). Другие металлы Распределите распространение металлов в земной коре: Al, K, Fe, Na, Mg, Ca
Другие металлы Mg K Na Ca Fe Al
Подведение итогов, выставление оценок. Пояснение к уроку. Урок рассчитан на 45 минут. Игра проводится с учащимися 9 классов, как итоговое занятие по теме «Металлы». Результаты 2 и 3 тура сопровождаются комментариями учителя ( что правильно, что неправильно и почему).4, 5 и 7 туры могут проверяться командами соперников – взаимопроверка.
Список используемой литературы: 1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия.1999 г. 2. Курганский С.М. Внеклассная работа по химии г. 3. Газета «Химия в школе» 2002 г. 2. Модульная технология: изучаем металлы.
Урок разработан учителем химии Анисимовой Натальей Александровной. Проведен в 9 классе ( гуманитарный профиль) 28 января 2008 года.