Реформаторская педагогика и педагогические взгляды Джона Миля. Илларионова А. Помелова А. Л-11
Джеймс Миль Серьезное влияние на развитие педагогической психологии Великобритании оказала работа Джеймса Милля «Анализ феномена человеческого ума», вышедшая в 1829 году. Ее автор утверждал, что человек живет, опираясь на два главных закона – избегание боли и получение удовольствия.
Но наибольший интерес представляла его попытка реализовать свою теорию воспитания и обучения в жизни. Исходя из того, что ум человека подобен часовому механизму, который необходимо постоянно «заводить», Джеймс Милль поставил перед собой цель – воспитать гения на примере собственного сына – Джона Стюарта Миля.
Джон Стюарт Милль известен как философ, социолог, психолог, логик и, в целом, как человек, безусловно, обладающий способностями в самых разных областях научного знания. Его несомненным вкладом в развитие проблем педагогической психологии была одна из глав системы логики, в которой Милль-младший предложил новую науку этиологию. Предметом этиологии Дж.Ст. Милля было изучение факторов, влияющих на развитие личности человека.
Дж.Ст. Милль ввел понятие «ментальной химии», согласно которому соединение между собой качеств исходных частей предмета не является их простой механической суммой, а представляет иное качественное образование, получаемое в результате химического синтеза или реакции соединения. Концепция «ментальной химии» Дж.Ст. Милля оказала огромное влияние на дальнейшее развитие ассоциативной теории обучения.
Основные педагогические взгляды Миля изложены в его речи (1867) при вступлении на пост ректора университета та в Сент-Андрусе (Шотландия), в которой район отстаивал принцип сочетания естественно-научного и гуманитарного образования. В предложенном им учебном плане много времени отводилось на изучение древних языков, меньше внимания уделялось математике и естествознанию, исключались новые языки и литература, оставляемые для самостоятельного изучения
Реформаторская педагогика (движение нового воспитания) выступала против интеллектуализма в обучении. Сделать школу местом подготовки людей нового типа, разрешить противоречие между узкой специализацией и задачами общего развития стало основной общей идеей всех новых педагогических концепций и направлений: теории свободного воспитания, экспериментальной педагогики, прагматической педагогики (или прогрессивизма) и др. Вслед за традицией «естественного и свободного воспитания» (Ж. -Ж. Руссо) в основе реформаторской педагогики лежал принцип педоцентризма - педагогический процесс должен строиться, исходя из непосредственных интересов детей, заложенных в них потенций, а не по заранее разработанным программам и планам, противоречащим природе развития ребенка.
«Новые школы» - платные частные учебные заведения интернатного типа стали лабораторией практической педагогики. Это широко распространенное движение сформулировало требования к школам иного, чем традиционные, типа, соответствующие требованиям класса буржуазии. Здесь применялись «свободные и активные» методы обучения, были хорошо оборудованные лаборатории, обучали ручному труду, было введено самоуправление. Умственное образование давалось не путем накопления знаний, а развивающими мышление методами, осуществлялся индивидуальный, развивающий подход к способностям воспитанников. Образование было направлено на удовлетворение интересов и потребностей учеников.