Цель: Создание экологической тропы с целью изучения живой и неживой природы, получение навыков простейших экологических исследований, практическая деятельность детей в природе.
Задачи: Изучить литературу по проблеме. Оборудовать тропинку для наблюдений, экспериментов, исследовательской деятельности и практической деятельности детей. Показать детям многообразие растительного и животного мира, учить устанавливать взаимосвязи в природе. Разработать рекомендации по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
Картосхема экологической тропы яблоня цветник лекарственные растения пустырь старая береза лужайка участок лесопосадки луговые растения сад здание детского сада
Конкретные ожидаемые результаты. 1. Создание экологической тропы. 2. Дети научатся проводить экологические исследования, эксперименты. 3. Оказывать посильную помощь растениям, птицам. 4. Повысится уровень экологических знаний, навыков детей.
Литература. 1. Запартович Б. Б., Криворучко Э. Н., Соловьева Л. И. «С любовью к природе». Дидактический материал по природоведению. – М. Педагогика, 1983 – 232 с. 2. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2004 – 240 с. 3. Рыжова Н. А. Экологическая тропинка //Дошкольное воспитание// с Растительный мир Прикамья / Коми. Авт. –Р 24 Пермь: Кн. издательство, 1988 – 168 с. 5. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2002 – 128 с. 6. Плешаков А. А. Зеленые страницы. – М.: Просвещение, 1995 – 224 с. 7. Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфенова Г. М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: программа и конспекты занятий. – М.: Издательство «Союз», 2001 – 208 с.
Объект 1 «Яблоня». С весны до зимы показать рост и развитие дерева. Рядом с одной стороны растет береза, с другой – акации. Можно наглядно показать жизненные формы и систематические группы растений: деревья, кустарники, травы.
Объект 2 «Цветник». На клумбе растут цветы: однолетние (астры, рябинки) и многолетние (георгины, ноготки). Показать строение, рост и развитие от весны до осени.. Показать насекомых, прилетевших на цветы: пчелы, осы, бабочки.
Объект 3 «Лекарственные растения: подорожник, мята, мать-и-мачеха, зверобой, душица» Показать строение растений, как можно использовать в народной медицине при лечении или профилактике простуды, кашля.
Объект 4 «Пустырь». Пустырь между березками, где дети играют в подвижные игры (плотно утрамбованная почва). Зимой можно найти следы животных, человека. Показать места отдыха и его последствия для растений и животных.
Объект 5 «Большие березы» Большие березы с мхом на стволах с северной стороны (ориентирование) сравнить с рядом растущими липами по коре, листьям. Показать детям, какие происходят изменения с деревьями в разное время года, повесить кормушки, скворечники. Пронаблюдать, какие птицы прилетают на кормушку зимой, каких насекомых можно увидеть под деревьями летом (бабочки, муравьи, червяки, жуки).
Объект 6 «Лужайка». Полянка – открытое место, окруженное детскими постройками. Травянистые растения: лютик, подорожник, одуванчик. Объект 7 «Участок лесопосадки». Посадка и уход за молодыми деревьями (сосна, ель, осина, рябина).
Объект 9 «Культурные посадки». Наблюдение за кустарниками (ирга, смородина, малина, крыжовник). Объект 8 «Луговые растения». Наблюдение за растениями: мышиный горошек, клевер красный.
Объект 10 «Здание, в котором расположен детский сад». История возникновения детского сада. Человек – часть окружающего мира. Дети являются частью природы. Все существа, живущие на Земле, взаимосвязаны и важны друг для друга.