Педагогический совет «Инновационная деятельность учителя»
Цели и задачи педагогического совета Сконцентрировать внимание педагогического коллектива на проблеме реализации инновационной деятельности учителя. Сконцентрировать внимание педагогического коллектива на проблеме реализации инновационной деятельности учителя. Задачи: Задачи: Выявить особенности инновационной деятельности. Выявить особенности инновационной деятельности. Определить основные ориентиры и направления инновационных процессов в соответствии с новыми ФГОС. Определить основные ориентиры и направления инновационных процессов в соответствии с новыми ФГОС. Представить опыт коллег в этом направлении. Представить опыт коллег в этом направлении.
План 1. Теоретический аспект темы педагогического совета -15 мин. 1. Теоретический аспект темы педагогического совета -15 мин. 2. Определение направления инновационной деятельности (практическая работа) -30 мин. 2. Определение направления инновационной деятельности (практическая работа) -30 мин. Представление опыта: Дыханова Т.А.Матвиенко Н.М., Представление опыта: Дыханова Т.А.Матвиенко Н.М., Яскевич Е.Н., Дунаева Е.А., Закидина Н.П.(20 мин.) Яскевич Е.Н., Дунаева Е.А., Закидина Н.П.(20 мин.) Подведение итогов (5 мин) Подведение итогов (5 мин)
Современная интерпретация понятия «инновационная деятельность» Не просто использование Не просто использование новых технологий, а трудоемкий процесс их создания, апробации и внедрения. Результат инновационной деятельности - продукт, способный к передаче другим образовательным учреждениям и востребованный ими.
Инновации в образовании Новшество – Новшество – научная разработка Инновация – Инновация – реализованное новшество Инновационное развитие – Инновационное развитие – цепь реализованных новшеств Инновационное развитие Инновационное развитие= Основной инновационный процесс + Развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления (инновационного потенциала)
Типология инноваций Два основных инновационных подхода в образовании в образовании Инновации- модернизации Инновации- модернизации Инновации- трансформации Инновации- трансформации Инновации в содержании образования в содержании образования в методиках, технологиях, методах УВП в методиках, технологиях, методах УВП в организации и управлении УВП в организации и управлении УВП
Инновационная деятельность деятельность педагога, направленная на постоянное решение направленная на постоянное решение бесчисленного множества профессиональных задач в меняющихся обстоятельствах, во время которой педагогом вырабатываются и воплощаются в деятельности оптимальные, органичные для данной педагогической индивидуальности, не стандартизированные педагогические решения, опосредованные особенностями объекта-субъекта педагогического воздействия. не стандартизированные педагогические решения, опосредованные особенностями объекта-субъекта педагогического воздействия.
Уровни нового Усовершенствование (рационализация) - изменение правил использования известных педагогических средств в новых условиях деятельности при решении прежних задач. Усовершенствование (рационализация) - изменение правил использования известных педагогических средств в новых условиях деятельности при решении прежних задач. Пример: перенос опыта учителя математики на уроки биологии Пример: перенос опыта учителя математики на уроки биологии Комбинация и уточнение (изобретение) – новое сочетание известных педагогических средств, изменение правил их использования в новых условиях деятельности при решении прежних задач. Комбинация и уточнение (изобретение) – новое сочетание известных педагогических средств, изменение правил их использования в новых условиях деятельности при решении прежних задач. Пример: технология «коллективное творческое дело». Пример: технология «коллективное творческое дело».
Уровни нового Дополнение (эвристика) – использование новых, не известных ранее педагогических средств, правил их применения, что расширяет спектр успешно решаемых задач. Пример: методика Шаталова, коллективный способ обучения В.К.Дьяченко и др. Дополнение (эвристика) – использование новых, не известных ранее педагогических средств, правил их применения, что расширяет спектр успешно решаемых задач. Пример: методика Шаталова, коллективный способ обучения В.К.Дьяченко и др. Преобразование (открытие) – решение абсолютно новых педагогических задач, обновление технологической цепочки в целом. Преобразование (открытие) – решение абсолютно новых педагогических задач, обновление технологической цепочки в целом. Пример: дидактические системы Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, Ш.А.Амонашвили, В.С.Библера, А.М.Лобка; технология личностно- ориентированного образования и др. Пример: дидактические системы Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, Ш.А.Амонашвили, В.С.Библера, А.М.Лобка; технология личностно- ориентированного образования и др.
Инновационный потенциал педагога Технологический компонент - владение педагогов технологиями комплексной деятельности по созданию, освоению, использованию и распространению инноваций. Креативный компонент – наличие у педагогов творческого подхода к своей профессиональной деятельности; Мотивационный компонент позволяет понять, какие основные мотивы движут педагогами в инновационной деятельности. Когнитивный компонент подразумевает наличие или отсутствие у субъектов реализации инноваций знаний о новшествах, которые будут вводиться в организации, когнитивных трудностей. Регулятивный компонент определяется как отношение субъекта инноваций к инициаторам нововведений, к способам создания и распространения инноваций. Эмоциональный компонент, эмоции могут способствовать восприятию инноваций или препятствовать им. Сложность организации инновационной деятельности усугубляется тем, что структура эмоциональных состояний индивида и их динамика глубоко индивидуальны и поэтому очень разнообразны.
Компетентность в области инновационной деятельности Готовность к решению проблем + Технологическая компетентность + Готовность к самообразованию + Коммуникативная компетентность
Реакция людей на изменения на разных стадиях ИД 1 - отрицание; 2 - сопротивление; 3 - экспериментирование, поиск; 4 - вовлеченность; 5 - традиционализация.
Практикум «Определение направлений инновационной деятельности» На основе текста документа ответьте на вопросы и выполните задание: На основе текста документа ответьте на вопросы и выполните задание: 1. На что должна направлять усилия образовательная система? 1. На что должна направлять усилия образовательная система? 2. На что должен быть в первую очередь направлен образовательный процесс? 2. На что должен быть в первую очередь направлен образовательный процесс? 2. Каким по заказу государства, должен быть выпускник образовательного учреждения? (Одно слово). 2. Каким по заказу государства, должен быть выпускник образовательного учреждения? (Одно слово). 3. Сформулируйте основное направление инновационной деятельности педагогического коллектива. 3. Сформулируйте основное направление инновационной деятельности педагогического коллектива.
1. На что должна направлять усилия образовательная система? На развитие личности ученика. На развитие личности ученика. Ученик должен понимать выполняемую им деятельность, наполнять ее личностным смыслом; быть личностно (внутренне) активным благодаря многократным актам выбора.
На что должен быть направлен образовательный процесс? На выявление и развитие способностей применять освоенное содержание к решению учебных и практических проблем. На выявление и развитие способностей применять освоенное содержание к решению учебных и практических проблем.
2. Каким по заказу государства, должен быть выпускник образовательного учреждения? Самостоятельным. Самостоятельным.
Основное направление инновационной деятельности педагогического коллектива. Основное направление инновационной деятельности педагогического коллектива. проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; индивидуализация образовательного процесса; индивидуализация образовательного процесса; реализация идей системно- деятельностного подхода. реализация идей системно- деятельностного подхода.
Интегральный алгоритм чтения Интегральный алгоритм чтения – последовательность правил, позволяющих упорядочить и организовать процесс чтения, делая его более эффективным. Интегральный алгоритм чтения – последовательность правил, позволяющих упорядочить и организовать процесс чтения, делая его более эффективным. Блоки алгоритма 1. Наименование читаемого источника (Н). 1. Наименование читаемого источника (Н). 2. Автор (А). 2. Автор (А). 3. Выходные данные: год издания, издательство, номер периодического издания, дата опубликования и т.п. (В). 3. Выходные данные: год издания, издательство, номер периодического издания, дата опубликования и т.п. (В). 4. Основное содержание: тема, главная идея автора, рассматриваемые проблемы (О). 4. Основное содержание: тема, главная идея автора, рассматриваемые проблемы (О). 5. Фактографические данные: конкретные факты, имена собственные, даты и т.п. (Ф). 5. Фактографические данные: конкретные факты, имена собственные, даты и т.п. (Ф). 6. Новизна материала, его критическая оценка (К). 6. Новизна материала, его критическая оценка (К). 7. Возможность использования на практике (П). 7. Возможность использования на практике (П).
Методика чтения текста по дифференциальному алгоритму Осваивая технику дифференциального алгоритма, следует читать текст с карандашом в руках три раза. При первом прочтении надо подчеркнуть только ключевые слова. Второе чтение – построение смысловых рядов, которые удобнее записывать на отдельном листочке. В третий раз читаются смысловые ряды, на основе которых выявляется основное значение текста – доминанта. Осваивая технику дифференциального алгоритма, следует читать текст с карандашом в руках три раза. При первом прочтении надо подчеркнуть только ключевые слова. Второе чтение – построение смысловых рядов, которые удобнее записывать на отдельном листочке. В третий раз читаются смысловые ряды, на основе которых выявляется основное значение текста – доминанта.
Блоки алгоритма 1. Выделение ключевых слов в каждом смысловом абзаце текста (КС). 1. Выделение ключевых слов в каждом смысловом абзаце текста (КС). Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия и часто местоимения. Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия и часто местоимения. 2. Составление смысловых рядов (СР). Смысловые ряды – это словосочетания или предложения, которые состоят из ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов. 2. Составление смысловых рядов (СР). Смысловые ряды – это словосочетания или предложения, которые состоят из ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов. 3. Выявление доминанты (Д). Доминанта – это основное значение текста, которое возникает в результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды. 3. Выявление доминанты (Д). Доминанта – это основное значение текста, которое возникает в результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды.
Облако слов Визуальное представление списка слов или категорий. Визуальное представление списка слов или категорий. Серверы можно использовать для запоминания основных понятий и терминов. Серверы можно использовать для запоминания основных понятий и терминов. Использование облако слов – хороший стимул в запоминании теории. Использование облако слов – хороший стимул в запоминании теории.
Выводы: Школа должна быть единым организмом, внедрением нового должен заниматься весь педагогический коллектив. Школа должна быть единым организмом, внедрением нового должен заниматься весь педагогический коллектив. Инновационный процесс должно осуществляться не стихийно, а быть управляемым. Иметь четкие цели, задачи, формы и методы реализации, план реализации и ожидаемые конечные результаты. Инновационный процесс должно осуществляться не стихийно, а быть управляемым. Иметь четкие цели, задачи, формы и методы реализации, план реализации и ожидаемые конечные результаты. Любой инновационный процесс требует длительной систематической работы администрации школы по повышению методического мастерства педагогов школы. Любой инновационный процесс требует длительной систематической работы администрации школы по повышению методического мастерства педагогов школы.
Решение Принять выработанные педагогическим коллективом направления инновационной деятельности за основу. Принять выработанные педагогическим коллективом направления инновационной деятельности за основу. Для выработки стратегии инновационной деятельности, определения целей и задач работы педагогического коллектива в этом направлении провести 5 декабря заседание методического совета, с последующей корректировкой его решений на методических объединениях. (Отв. Капустина Л.В.) Для выработки стратегии инновационной деятельности, определения целей и задач работы педагогического коллектива в этом направлении провести 5 декабря заседание методического совета, с последующей корректировкой его решений на методических объединениях. (Отв. Капустина Л.В.) Представить решения методических объединений по вопросу организации инновационной деятельности МО до 28 декабря. (Отв. руководители МО) Представить решения методических объединений по вопросу организации инновационной деятельности МО до 28 декабря. (Отв. руководители МО)