Рекомендации по подготовке к уроку в контексте ФГОС Учитель английского языка МОУ «Гимназия 53» Кузнецова С.В.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Стандарт выдвигает три группы требований: Требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Требования к структуре основной образовательной программы общего образования Требования к условиям реализации основной образовательной программы общего образования
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Представлены четыре вида УУД: личностные познавательные регулятивные коммуникативные.
1. Определение темы учебного материала 2. Тип дидактической цели темы 3. Тип дидактической цели урока 4. Определение типа урока изучения и первичного закрепления новых знаний закрепления новых знаний комплексного применения УУД обобщения и систематизации знаний проверки, оценки и коррекции УУД учащихся 5. Продумывание структуры урока 6. Обеспеченность урока 7. Отбор содержания учебного материала 8. Выбор методов обучения 9. Выбор форм организации педагогической деятельности 10. Оценка УУД 11. Рефлексия урока Этапы конструирования урока
Дидактическая структура урока 1. Организационный момент 2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось) 3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока 4. Сообщение нового материала 5. Закрепление изученного материала 6. Подведение итогов 7. Домашнее задание
Технологическая карта это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Структура технологической карты включает: название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение цель освоения учебного содержания планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД) метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы) основные понятия темы технологию изучения указанной темы контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов
Технологическая карта позволит учителю: реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; освободить время для творчества (?!)- использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы, на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы. решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.); обеспечить повышение качества образования.
В структуре технологической карты урока можно выделить блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса: І) блок целеполагания (планируемый результат деятельности – ответ на вопросы «Чему учить?» и «Зачем учить?»); ІІ) инструментальный блок (средства достижения цели, предполагающие ответ на вопрос «Как учить?» в наиболее общем виде); ІІІ) блок организационно-деятельностный (действия и операции по достижению цели, конкретизирующие ответ на вопросы «Чему учить?» и «Как учить?»); IV) блок диагностики результатов (материалы для диагностики степени усвоения учебного материала); V) методический блок (текст вступительного слова учителя, комментарии для проведения урока, домашнее задание, поэтапное планирование доски).
I. Блок целеполагания Тема урока Общая дидактическая цель Планируемые результаты
ІІ. Инструментальный блок Тип урока Методы обучения Технологии обучения УМК
ІІІ. Организационно-деятельностный блок IV. Блок диагностики результатов V. Методический блок
Тема Цель Задачи Образовательные Развивающие Воспитательные УУД Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные Планируемые результаты Предметные Личностные Метапредметные Основные понятия Межпредметные связи Ресурсы Форма урока Технология
Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемые результаты Организационный момент Проверка домашнего задания Изучение нового материала Закрепление нового материала Контроль Рефлексия