Презентация учителя математики Гнатюк Л.С г г.
Системно - деятельностный подход в обучении математике. Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно- познавательной деятельности называется системно - деятельностным.
СДП позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и УУД, которыми должны владеть учащиеся. Основа образовательного и воспитательного процесса – развитие личности через формирование УУД.
«Нужно, чтобы дети учились самостоятельно, а учитель руководил этим процессом и давал для него и давал для него материал» материал» К.Д.Ушинский К.Д.Ушинский
УУД 1. Способность субъекта к саморазвитию путем сознательного, активного присвоения нового социального опыта. 2. Обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.
Главная задача: Организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Компоненты учебной деятельности 1. Мотивация 2. Учебная задача 3. Учебные действия 4. Самоконтроль 5.Самооценка
Учебная деятельность- самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает
Вопросы при создании проекта урока: Как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; Как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; Какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; Какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; Какие методы и средства обучения выбрать; Какие методы и средства обучения выбрать; Как организовать собственную деятельность и деятельность учеников; Как организовать собственную деятельность и деятельность учеников; Как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций. Как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план. Образ – слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие – у меня получится! Я умею! Оценочное действие – у меня получится! Я умею!
Компоненты овладения знаниями при СДП: Восприятие информации Восприятие информации Анализ полученной информации Анализ полученной информации Запоминание (создание образа) Запоминание (создание образа) Самооценка. Самооценка.
Системно – деятельностный подход в воспитании: Проектная деятельность Проектная деятельность Деловые игры Деловые игры Коллективные творческие дела Коллективные творческие дела
Нетрадиционные типы урока Урок-соревнование Урок-соревнование Урок-путешествие Урок-путешествие Урок-сказка Урок-сказка Урок-игра Урок-игра Урок-конференция Урок-конференция Урок взаимного обучения Урок взаимного обучения
Нетрадиционный урок – делается в новой необычной форме «Эти уроки развлекают, забавляют, возбуждают, изумляют. Но хорошо бы не забывать, что урок, ну хоть немножечко должен еще и обучать» - Ю.К. Бабанский «Эти уроки развлекают, забавляют, возбуждают, изумляют. Но хорошо бы не забывать, что урок, ну хоть немножечко должен еще и обучать» - Ю.К. Бабанский
Работа на уроке
Ученик - Учитель Позиция учителя Позиция учителя к классу не с ответом, а с вопросом. Позиция ученика Позиция ученика за познание мира в специально организованных условиях.
Действие учителя Действие ученика 1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации. 1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения. 2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах. 2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля. 3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организует самостоятельное выполнение учащимися заданий, организует самопроверку уч-ся своих решений. 3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий. 4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. 4 этап: применение полученных ЗУН на практике, 5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний. 5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.
«Все действия с натуральными числами. 5 класс» «Все действия с натуральными числами. 5 класс» Типология урока: комплексное применение знаний и способов действий. Этапы урока: 1. Устная работа 2. Работа в парах 3. Самостоятельная работа 4. Фронтальная работа 5. Заключительный этап (рефлексия, самооценка)
1 поставлена задача 1 поставлена задача 2 сбор материала 2 сбор материала 3 обсуждение материала 3 обсуждение материала 4 выбор главного 4 выбор главного 5 создание проекта 5 создание проекта 6 защита проекта 6 защита проекта Проектная деятельность
Уильям Артур Уорд, американский писатель Уильям Артур Уорд, американский писатель «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Проектная деятельность
Деловые игры на уроке 1 деление на команды 1 деление на команды 2 работа по материалу 2 работа по материалу 3 интересные факты по материалу 3 интересные факты по материалу 4 самооценивание 4 самооценивание 5 подведение итогов 5 подведение итогов
Деловые игры
Китайская мудрость: « Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю ».
Спасибо за внимание! 2013 г.