ФГОС дошкольного образования как стандарт развития ребенка и проект развития системы ДЕКАБРЬ 2013
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования 1. Продвигает ценность развивающего образования (вариативность - как ответ на разнообразие, выбор, преемственность, основанная на законах возраста) 2. Закладывает основы проекта системы развивающего дошкольного образования Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и в нем заложены следующие основные принципы: -поддержка разнообразия детства; -сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; -личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; -уважение личности ребенка; -реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в формах творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (Программа) – в центре образовательных отношений. Разрабатывается и реализуется самой дошкольной организацией Основная образовательная программа (в оппозиции к дополнительной) 2 части: - обязательная - формируемая участниками образовательного процесса
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно эстетическое развитие; физическое развитие. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - стандарт условий Блок требований к условиям в центре ФГОС ДО Результаты представлены в виде целевых ориентиров (характеристика на воспитанника по окончанию дошкольного образования) Структура программы представляет собой единые структурные требования к вариативным Программам, формируемым в дошкольных организациях. Разные пути к единым целям в общих условиях. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
Оценка качества дошкольного образования Стандарт предполагает оценку качества по условиям (то, что можно контролировать) Под условиями понимается создание образовательной среды развития ребенка, включая развивающее взаимодействие в системе «взрослый – дети» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
Требования к результатам освоения Программы представлены в виде ее целевых ориентиров К результатам можно стремиться, но невозможно их гарантировать. Особенности возраста: больший индивидуальный разброс - гибкость, пластичность, многообразие вариантов развития в дошкольном возрасте; непосредственность, как возрастная характеристика. Отсутствует субъект ответственности (ребенок не ответствен) Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
Особенности системы дошкольного образования: Дошкольное образование – необязательный уровень образования Множество посторонних факторов, влияющих на результаты (вклад ДОО – около 30%) Невозможна аттестация по результату ДОО становится единственным ответственным за результат Проблемы измерения: тест «с высокими ставками». Проблема обеспечения транслируемых, валидных, независимых инструментов и процедуры оценки результатов. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
Требования к результатам освоения Программы не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач: аттестация педагогических кадров; оценка качества образования; оценка как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников; оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников дошкольной организации. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
Мониторинг развития детей 1. Педагогическая и психологическая диагностика – профессиональный инструмент педагога. 2. Изучение развития детей в рамках исследовательских программ. 3. Обратная связь органам управления образования – в рамках этих же программ. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. Психологическая диагностика – выявление и изучение индивидуально психологических особенностей детей.
Основные положения Характер взаимодействия взрослых с детьми - важнейшее психолого-педагогическое условие, влияющее на развитие ребенка Основная проблема в сфере дошкольного образования – преодоление установок авторитарной педагогики Качество работы педагога в первую очередь определяется владением личностно- ориентированными способами взаимодействия Экспертиза взаимодействия взрослых с детьми как основа оценки деятельности дошкольной организации Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Взаимодействие взрослого с ребенком Развивающее взаимодействие в системе «взрослый – дети»
Методы авторитарной педагогики Методы личностно-ориентированной педагогики - воздействие авторитетом - наставления, нотации - указания - контроль - наказания, окрик - признание прав и свобод ребенка - сотрудничество - сопереживание и поддержка - обсуждение - гибкое введение ограничений Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Взаимодействие взрослого с ребенком
При авторитарном подходе ребенок учится: 1. Полностью зависеть от взрослого в решении любых проблем, подчиняться чужим влияниям 2. Зависеть от внешнего контроля 3. Подавлять свои чувства 4. Вести себя по-разному в ситуациях наблюдения за ними взрослых и тогда, когда наблюдения нет 5. Игнорировать наказания 6. Быть таким, как все Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Взаимодействие взрослого с ребенком
При личностно-ориентированном подходе ребенок учится: 1. Уважать себя и других 2. Чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок 3. Быть искренним 4. Брать на себя ответственность за свои решения и поступки 5. Думать самостоятельно 6. Адекватно выражать свои чувства 7. Понимать других и сочувствовать им Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Взаимодействие взрослого с ребенком
Основные объекты внимания в ходе экспертизы взаимодействия взрослых с детьми: 1. Эмоционально-психологическая атмосфера в группах и учреждении в целом 2. Межличностные отношения: Поведение взрослых по отношению к детям Поведение детей по отношению к взрослым Взаимодействие между сотрудниками Взаимодействие между детьми Взаимодействие персонала с родителями 3. Характеристики предметной среды Доступность игрушек и материалов для разных видов деятельности Учет индивидуальных потребностей и интересов детей Уважительное отношение к продуктам детского творчества Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Взаимодействие взрослого с ребенком
Основные недостатки взаимодействия педагогов с детьми в ходе занятий: 1. Преобладание традиционных «школьных» методов обучения 2. Стремление формально реализовать программное содержание без учета интересов и индивидуальных особенностей детей 3. Использование авторитарных методов воздействия на детей Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Взаимодействие взрослого с ребенком
Спасибо за внимание! Федеральный государственный стандарт дошкольного образования