Системно- деятельностный подход в обучении – основа реализации ФГОС 27 марта 2014 Педагогический совет «Переход на ФГОС ООО: проблемы, пути решения»
Если ученик в школе сам не научился ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Н. Толстой Нужно, чтобы дети по возможности учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. К.Д. Ушинский
Реализация ФГОС 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года 373 ( зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) 2. ФГОС основного общего образования – утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г ФГОС среднего ( полного ) общего образования – утвержден приказом от 17 мая 2012 г. 413 ( зарегистрирован Минюстом России , рег )
4 Система оценивания результатов достижения освоения основных образовательных программ
5
6
7
Б. Шоу Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность
Фундаментальные цели образования научить получать знания (учить учиться) научить работать и зарабатывать (учение для труда) научить жить (учение для бытия) научить жить вместе (учение для совместной жизни) научить получать знания (учить учиться) научить работать и зарабатывать (учение для труда) научить жить (учение для бытия) научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Системно - деятельностный подход – это организация учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевая особенность СДП – постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Что такое системно- деятельностный подход?
Системно – деятельностный подход Обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности Обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности
Ученые – основоположники теории системно-деятельностного подхода Л.С. ВыготскийА.Н. ЛеонтьевД.Б. Эльконин П.Я. ГальперинВ.В. Давыдов
Категория « деятельности » – система, нацеленная на результат Мотивация Пробное действие Затруднение Реализация проекта Само - контроль Самооценка
Сравнение урока в режиме СДП с традиционным уроком Традиционный урок ( ТУ ) Урок в режиме СДП Формулирование темы урока сообщает учитель Постановка целей и задач формулирует и сообщает учитель Планирование учитель сообщает уч - ся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Осуществление контроля осуществляет учитель Формулирование темы урока формулируют учащиеся Постановка целей и задач формулируют учащиеся, определяя границы знания - незнания Планирование уч - ся работают по намеченному учебному маршруту ( групповая и индивидуальная форма организации деят - ти ) Осуществление контроля осуществляют учащиеся
Традиционный урок ( ТУ ) Урок в режиме ДП Осуществление коррекции осуществляет учитель Оценивание учитель оценивает работу уч - ся на уроке Итог урока учитель выясняет у уч - ся, что они запомнили Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует ( чаще задание одно для всех ) Осуществление коррекции осуществляют учащиеся Оценивание уч - ся участвуют в оценке деят - ти по её результатам ( самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей ) Итог урока проводится рефлексия Домашнее задание уч - ся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Компоненты учебной деятельности 1. Учебная задача 2. Учебные действия 3. Действия самоконтроля и самооценки 1. Учебная задача 2. Учебные действия 3. Действия самоконтроля и самооценки
Основные этапы деятельностного метода 1. Постановка учебной задачи 2. «Открытие» детьми нового знания 3. Первичное закрепление 4. Самостоятельная работа с проверкой 5. Решение тренировочных упражнений 6. Контроль (принцип минимакса) 7. Решение задач на повторение 1. Постановка учебной задачи 2. «Открытие» детьми нового знания 3. Первичное закрепление 4. Самостоятельная работа с проверкой 5. Решение тренировочных упражнений 6. Контроль (принцип минимакса) 7. Решение задач на повторение
Последовательность шагов на уроке 1. Мотивация 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии 3. Выявление места и причины затруднения 4. Построения проекта выхода из затруднения 5. Реализация построенного проекта 6. Первичное закрепление с проговариванием 7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону 8. Включение в систему знаний и повторение 9. Рефлексия 1. Мотивация 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии 3. Выявление места и причины затруднения 4. Построения проекта выхода из затруднения 5. Реализация построенного проекта 6. Первичное закрепление с проговариванием 7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону 8. Включение в систему знаний и повторение 9.Рефлексия
Позиция учителя : к классу не с ответом, а с вопросом. Позиция ученика : за познание мира. Учебная задача – задача, решая которую ребёнок выполняет цели учителя. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие – я умею ! У меня получится ! Эмоционально - ценностная оценка – формирование мировоззрения.