Проектная задача как новая форма учебной деятельности в начальной школе Работу выполнила: учитель нач. классов ГБОУ гимназии 505 Горская И. С.
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л. Выготский
Термин «задача» имеет несколько значений, одно из этих значений трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (С.И. Ожегов).
Типы задач учебная конкретно- практическая творческая (олимпиадная) исследовательская
Цель педагога На что направлена Результат учебная задача учебная задача
Цель педагога На что направлена Результат конкретно-практическая задача конкретно-практическая задача
Цель педагога На что направлена Результат творческая задача творческая задача
На что направлена Результат исследовательская задача исследовательская задача Цель педагога
В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционная система обучения не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. В Государственных стандартах II поколения наибольшее внимание уделяется системно- деятельностному подходу в обучении.
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые: формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивали бы общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, связанные с опытом их применения в практической деятельности; были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью, развивали бы каждого учащегося как творческую личность, способную к практической работе с различными материалами и инструментами.
Типы задач учебная конкретно- практическая творческая (олимпиадная) исследовательская проектная
Цель педагога На что направлена Результат проектная задача проектная задача
Проектные задачи в начальной школе Цель: создание условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов
В чём отличие проектной задачи от проекта?
Проект – целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. проект проектная задача определяют самостоятельно предлагаются в виде набора (системы) заданий не задается задан через систему заданий Порядок действий Средства, материалы Это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата в виде реального продукта и в ходе которой происходит качественное самоизменение группы детей.
Как строится проектная задача?
В ходе решения происходит качественное самоизменение группы детей ПЗ носит групповой характер. В ПЗ через систему (набор) заданий, задаются пути решения Педагогическая цель ПЗ способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества 1-3 классы выявить способность к переносу известных способов действий в новую модельную ситуацию 4-5 классы
Структура урока проблемное введение в тему урока проблемное введение в тему урока постановка цели урока совместно с учащимися постановка цели урока совместно с учащимися совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе самоанализ и самооценка самоанализ и самооценка рефлексия
Занятия по решению проектных задач помогают достичь следующих результатов: развивают творческую активность (дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать) возрастает познавательный интерес обучающихся; повышается мотивация к учебной деятельности; появляется интерес к освоению нового материала; совместная деятельность ребят ускорит процесс сплочения коллектива; повышается активность на уроках, исчезает боязнь неправильного ответа, излишняя застенчивость; ребята становятся более самостоятельными и коммуникабельными.
Функциями учителя в процессе решения обучающимися проектных задач выступают: консультирование, помощь в определении проблемы, замысла ее реализации; наблюдение за ходом работы учащихся; оказание помощи отдельным учащимся; поддержание рабочей обстановки в классе; нормирование труда школьников; оценка творческой проектной деятельности на каждом этапе.
Проектные задачи меняют практически все составные части образовательного процесса: систему оценивания, тип отношений школьников друг с другом и с педагогом, отбор учебного содержания, составления расписания учебных занятий.
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Г. Э. Лессинг (немецкий. философ)
Aulova