17 октября 2013 г. Совет Минобрнауки РФ утвердил ФГОС ДО. ТЕПЕРЬ: * дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования; * признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка; * повышение требований к дошкольному образованию; * В этой системе: ребёнка ценят, а не оценивают; * детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; * образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг; * основной является Культурно-историческая концепция; * это стандарт вариативности образования в условиях разнообразия детства; * это стандарт условий; вариативности дошкольного образования; * образование как механизм поддержки разнообразия систем развития; * переход от диагностики контроля к диагностике развития;
ФГОС дошкольного образования разработан на основе: * Конвенции ООН о правах ребенка * Конституции РФ * Закона «Об образовании РФ» СТАНДАРТ обеспечивает возможность учета: * Региональных, * Национальных, * Этнокультурных особенностей народов РФ. * Методологическая основа ФГОС дошкольного образования: * Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, * Амплификация развития (А.В. Запорожец).
ДВА ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: 1) Закон «Об образовании РФ»; 2) Вызовы современной социокультурной ситуации. ФГОС ДО – это совокупность 3-х групп Требований: 1) к структуре Программы; 2) к условиям её реализации; 3) к результатам освоения Программы.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПОГРАММЫ: ФИНАНСИРОВАТЬСЯ будут все 100 %! ФГТФГОС ДО Обязательная часть – не менее 80% Вариативная часть – не более 20% Формируемая участниками образовательного процесса Обязательная часть – не менее 60% Формируемая участниками образовательных отношений – не более 40% Вторая часть должна быть обязательно! ФГТФГОС ДО 4 направления развития и 10 образовательных областей 5 образовательных областей: 1. Физическое развитие 2. Познавательное развитие 3. Речевое развитие 4. Художественно-эстетическое 5. Социально- коммуникативное (социально-личностное)
Разработчики ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ выступают против одной (единой) программы! Должна быть возможность выбора! Основная образовательная программа (ООП) определяется как: «Программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития ребёнка, а не обучения!» * Индивидуализация – * набор парциальных программ, реализуемых в ДОО.
* Основные образовательные программы дошкольного образования * Органами управления образования создается комиссия по экспертной оценке ООП; * ООП пишется на 1 год; * До 2015 г. работаем по тем ООП, по которым работаем сейчас; * ООП разрабатываются С УЧЕТОМ Примерных программ, а не на основе! * ООП будет писаться с учетом Примерных программ и с учетом муниципальных заданий, которые будет получать д/с ; * На основе ООП могут разрабатываться рабочие программы педагога, экспертиза которых не предусматривается;
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМЫ * Условия - это социальная ситуация развития ребенка. * Если условия созданы – то Стандарт реализован! * Главное условие – это ЧИСЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ! * Формула должна быть такая: на количество детей – количество педагогов! В Проекте ОС было обозначено: В группе детей 6-7 лет – 24 чел. В группе детей 3 лет – 16 чел. ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 3 группы Требований: 1. К структуре Программы 2. К условиям её реализации 3. К результатам освоения Программы 3 группы Требований: 1. К структуре Программы 2. К условиям её реализации 3. К результатам освоения Программы
Условия должны иметь финансирование! !!! В ФГОС ДО за реализацию условий ответственность несет: не дошкольная образовательная организация (ДОО), а Учредитель! Требования к условиям включают в себя 5 частей: * Психолого-педагогические * Кадровые * Материально-технические * Финансовые условия реализации Программы * К предметно-пространственной среде Кадровые условия являются главными! ВАЖНО! * подготовка воспитателя на базе психолого-педагогического образования. * разработка концепции и содержания профессионального стандарта педагога ДОО.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Основной результат - это СОЦИАЛИЗАЦИЯ детей. Будут оцениваться: 1) результаты социализации; 2) личностные результаты развития ребенка, а не результаты обучения! ФГОС ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 3 группы Результатов: 1. Предметные 2. Метапредметные 3. Личностные 1 группа Результатов: 1. Предметные 2. Метапредметные 3. Личностные
РЕЗУЛЬТАТ - * ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ, * ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ, * ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ, * НАВИГАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ, ОБЩЕСТВА. ОНИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ: * требуемым заданным результатом развития! * объектом для оценки ребенка! Что будет оцениваться в детском саду? 1) педагогический процесс (образовательный); 2) условия (социальная ситуация развития ребенка); 3) педагогические кадры.
* ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ * 2 ГРУППЫ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ: * 1 ГРУППА – ОТ 2 МЕС. ДО 3 ЛЕТ * 2 ГРУППА – ОТ 3 ЛЕТ ДО 7 ЛЕТ * ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ: * Инициативность * Самостоятельность * Уверенность в себе * Воображение * Физическое развитие * Волевые усилия * Любознательность * Интерес ребенка
* Профессиональный стандарт педагога ДОО * разрабатывается впервые в истории российского образования; * позволит педагогу работать творчески; * введение с сентября 2014 года; * важен для формирования должностных инструкций; * необходимость разработки вызвана: дошкольное образование – первый уровень общего образования; помимо функции ухода и присмотра выделяется образовательная функция. * Профессиональная деятельность педагога ДОО будет оценивается комплексно: * Высокая оценка включает сочетание показателей: * - динамика развития личностных качеств ребенка, * - положительное отношение ребенка к детскому саду, * - высокая степень активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.
ИТАК: * развитие ребенка не является объектом измерения и оценки; * тестированию – нет; мониторингу – да; * у мониторинга 2 цели: выявление трудности и помощь специалиста; * педагогический мониторинг проводит воспитатель; * аттестации и тестирования при выходе из детского сада не должно быть! * тесты, контрольные срезы в детском саду -это неправомерно!; * педагог детского сада – наблюдает, замечает, фиксирует, корректирует, при необходимости, программу развития ребенка; * психологический мониторинг проводит педагог- психолог и только с разрешения родителей, законных представителей (опекуны);
ИТАК: * В ФГОС ДО - главное не результат, а условия! * ФГОС ДО направлен на всестороннее развитие ребенка, носит детоцентристский характер. * Обеспечивает здоровье, безопасность и здоровый образ жизни ребенка. * ФГОС будет меняться через 1,2 года. (Апробация покажет проблемы). * Из ФГТ перейдет в ФГОС все позитивное: вариативность, интеграция, личностно-ориентированный подход и т. п. Что изменится? * Повышается степень ответственности руководителя, * Сохраняется уникальность, специфика, вариативность дошкольного детства, * Дошкольное детство не привязано к школе, к ЗУН.