Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Бойко Галина Валерьевна Преподаватель кафедры образовательной инноватики ПК ИРО
Терминологическое пространство проблемы: стандарт стандарт дошкольная образовательная организация дошкольная образовательная организация образование образование
Структура ФГОС ДО Общие положение Общие положение Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
Общие положения Предметом регулирования ФГОС ДО являются отношения в сфере образования Предметом регулирования ФГОС ДО являются отношения в сфере образования В ФГОС ДО учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей В ФГОС ДО учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей Утверждены основные принципы стандарта Утверждены основные принципы стандарта
Основные принципы Поддержки разнообразия детства Поддержки разнообразия детства Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития
Основные принципы Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей Приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства Приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Основные принципы Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности Учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей Учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей
Цели ФГОС ДО Обеспечение государством равенства возможностей каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования Обеспечение государством равенства возможностей каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе обязательных требований к условиям реализации ООП, их структуре и результатам освоения Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе обязательных требований к условиям реализации ООП, их структуре и результатам освоения
Задачи ФГОС ДО Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия) Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия) Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала Формирование общей культуры воспитанников Формирование общей культуры воспитанников
Основная образовательная программа Как требование Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» Как требование Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» Направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребенка Направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребенка Утверждается ДОО самостоятельно Утверждается ДОО самостоятельно ООП может быть разработана для групп с различной продолжительностью пребывания детей в ДОО ООП может быть разработана для групп с различной продолжительностью пребывания детей в ДОО
Требования к структуре ООП Обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учетом их психолого- возрастных и индивидуальных особенностей Обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учетом их психолого- возрастных и индивидуальных особенностей Группы в одной ДОО могут действовать на основе различных Программ Группы в одной ДОО могут действовать на основе различных Программ Содержание Программы должно охватывать образовательные области Содержание Программы должно охватывать образовательные области
Образовательные области социально коммуникативное развитие; социально коммуникативное развитие; познавательное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; речевое развитие; художественно эстетическое развитие; художественно эстетическое развитие; физическое развитие. физическое развитие.
ООП должна отражать аспекты социальной ситуации предметно-пространственная развивающая образовательная среда предметно-пространственная развивающая образовательная среда характер взаимодействия со взрослыми характер взаимодействия со взрослыми характер взаимодействия с другими детьми характер взаимодействия с другими детьми система отношений ребенка к миру, к другим людям, себе самому система отношений ребенка к миру, к другим людям, себе самому
Вариативная часть ООП ДОО
Развивающая предметно- пространственная среда ОО Насыщенность среды должна отвечать возрастным возможностям детей и содержанию Программы Насыщенность среды должна отвечать возрастным возможностям детей и содержанию Программы Трансформируемость пространства Трансформируемость пространства Полифункциональность материалов Полифункциональность материалов Вариативность среды Вариативность среды Доступность среды Доступность среды
Требования к результатам отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров
Целевые ориентиры Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников
Целевые ориентиры являются ориентирами для : учредителей Организаций для построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ; учредителей Организаций для построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ; педагогов и администрации Организаций для решения задач: педагогов и администрации Организаций для решения задач: – формирования Программы; – формирования Программы; – анализа своей профессиональной деятельности; – анализа своей профессиональной деятельности; – взаимодействия с семьями воспитанников ; – взаимодействия с семьями воспитанников ;
Целевые ориентиры являются ориентирами для : авторов образовательных программ дошкольного образования; авторов образовательных программ дошкольного образования; исследователей при формировании исследовательских программ для изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет; исследователей при формировании исследовательских программ для изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет; родителей (законных представителей) детей от 2 месяцев до 8 лет для их информированности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ; родителей (законных представителей) детей от 2 месяцев до 8 лет для их информированности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ; широкой общественности. широкой общественности.
Целевые ориентиры оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации. распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
Целевые ориентиры К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:
Целевые ориентиры инициативность и самостоятельность, инициативность и самостоятельность, ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, обладает развитым воображением обладает развитым воображением
Целевые ориентиры способен к фантазии, воображению, творчеству, способен к фантазии, воображению, творчеству, подчиняется разным правилам и социальным нормам, подчиняется разным правилам и социальным нормам, проявляет любознательность, проявляет любознательность, способен наблюдать, экспериментировать, способен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений способен к принятию собственных решений
Целевые ориентиры Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования
Целевые ориентиры Освоение основной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций воспитанников Освоение основной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций воспитанников