ФГОС дошкольного образования: проблемы внедрения и планируемые действия 2013 год
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – 1 января 2014 года включает 3 группы требований: к структуре Программы; к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде; к результатам освоения Программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования" от (зарегистрирован в Минюсте ) 2
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Федеральный государственный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования посредством: расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста; обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребенка; приобщения детей через соответствующие их индивидуально- возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству; реализации вариативных образовательных программ; соблюдения прав ребенка, родителей и других участников образовательного процесса.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития; детоцентризма образовательных программ; индивидуализации дошкольного образования; содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержки инициативы детей в различных видах деятельности: Акцент на 3 ведущих вида деятельности современных детей – игра + общение + познавательно- исследовательская!!!!!; партнерства с семьей; учёта этнокультурной ситуации развития детей.
ЦЕЛИ обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения.
ЗАДАЧИ охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия); сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности; обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области - 5: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к развивающей предметно-пространственной среде Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие характеристики развития ребёнка на этапах начала дошкольного возраста и завершения дошкольного образования: - педагогическая диагностика (через наблюдение) - мониторинг; - ориентиры будут конкретизированы в ПООП ДО; - социально-коммуникативные ориентиры как Базовые; - мониторинг направлен на условия, необходимые для реализации Программы;
Отношение ФГОС ДО к процессу мониторинга - тезаурус индивидуальных особенностей каждого ребенка Индивидуализация образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.
выявление и изучение Психологическая диагностика – выявление и изучение индивидуально психологических особенностей детей. индивидуальными особенностями самих детей а также индивидуальными особенностями и возможностями их родителей Разнообразие детства – многообразие вариантов протекания периода дошкольного детства, определяемое индивидуальными особенностями самих детей, включая их психофизиологические особенности, в том числе ограниченные возможности здоровья, а также индивидуальными особенностями и возможностями их родителей, социокультурными, региональными, национальными, языковыми и другими особенностями..
Отношение ФГОС ДО к процессу мониторинга Основные задачи стандарта: преемственности …обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. с учётом образовательных потребностей и способностей детей. …формирование образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей.
Отношение ФГОС ДО к процессу мониторинга В стандарте учтены: возможности освоения ребёнком возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации Стандарт является основой: объективной оценки объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы
Отношение ФГОС ДО к процессу мониторинга Требования к программе: с учётом их возрастных, индивидуальных и психологических и физиологических особенностей. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных и психологических и физиологических особенностей. Образовательные области Познавательное развитие предполагает развитие любознательности… формирование познавательных действий… формирование первичных представлений о себе, других людях… о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Отношение ФГОС ДО к процессу мониторинга Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, их особых образовательных потребностей. Для решения образовательных задач может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (или мониторинга). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач: Индивидуализация образования; Оптимизация работы с детьми
Отношение ФГОС ДО к процессу мониторинга Построение развивающего образования через: направленного на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей оценку индивидуального развития детей в ходе наблюдения, направленного на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей.
Настоящие требования являются ориентирами для: Педагогов и администрации Организаций для решения задач анализа своей профессиональной деятельности Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, например: оценка качества образования; оценка как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга
Требованияк результатам освоения ООП ДО Требования к результатам освоения ООП ДО возрастные характеристики возможных достижений Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования- будут конкретизированы и заложены в ООП ДО
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – 1 января 2014 года для : Расчета нормативов финансирования; Разработки примерных основных образовательных программ; Изменений во ФГОСы среднего профессионального и высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование». ФГОС дошкольного образования 19
20 Для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям: создание нормативного обеспечения введения ФГОС создание кадрового обеспечения введения ФГОС создание материально-технического обеспечения введения ФГОС создание организационного обеспечения введения ФГОС создание информационного обеспечения введения ФГОС
Нормативное обеспечение реализации ФГОС 21 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» (утвержден приказом 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013); Методические рекомендации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования; Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра; Примерные основные образовательные программы дошкольного образования; Методические рекомендации по разработке основных образовательных программ (на уровне образовательной организации).
22 Разработка программ повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений по вопросам введения ФГОС дошкольного образования. Подготовка региональных команд тьюторов, обеспечивающих повышение квалификации педагогических работников по проблемам ФГОС дошкольного образования. Апробация профессионального стандарта деятельности педагога дошкольного образования. Подготовка предложений по изменений в ФГОС СПО и ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Материально-техническое обеспечение реализации ФГОС 23 Стандарт материально-технического обеспечения оснащенности образовательного процесса в организации, реализующей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования
Организационное обеспечение реализации ФГОС 24 Координационная комиссия Минобрнауки России по внедрению ФГОС дошкольного образования Региональные рабочие группы по внедрению ФГОС Определение 10 «пилотных субъектов РФ» по реализации ФГОС Система мониторинга введения ФГОС в субъектах - и в части условий реализации ФГОС, в части финансового обеспечения ФГОС, темпов и объемов подготовки кадров Семинары по вопросам внедрения ФГОС, всероссийского совещания «О ходе внедрения ФГОС дошкольного образования»
Организационное обеспечение реализации ФГОС 25 Уже сейчас все вопросы, возникающие в связи с ФГОС - можно присылать на адрес: В январе 2014 года будет открыта «горячая линия» по вопросам внедрения ФГОС.
ФГОС ДО: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Дошкольное образование: с 2 мес. или с 3-х лет? Кадровое обеспечение дошкольного образования Развитие частно- государственного партнерства Отсутствие научных основ обновления дошкольного образования Развитие инклюзивного дошкольного образования ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПУТИ РЕШЕНИЯ Создание условий для обеспечения дошкольного образования детям с 2-х мес. до 7-8 лет Обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников дошкольного образования Развитие частно- государственного партнерства в дошкольном образовании Изучение современного дошкольника, современного детства и дошкольного образования Создание нормативно-правовой и методической базы
ФГОС ДО: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Отсутствие реестра примерных ООП Отсутствие методических комплектов, соответствующих требованиям ФГОС ДО Отсутствие методических рекомендаций по разным аспектам внедрения ФГОС ДО Отсутствие современной предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Слабое развитие межведомственного и сетевого взаимодействия Разработка критериев экспертизы Примерных ООП (ПООП) Создание совета по экспертизе ПООП ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПУТИ РЕШЕНИЯ Разработка методических комплектов, соответствующих требованиям ФГОС ДО, в помощь образовательным организациям по разработке ООП Улучшение предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ Консолидация ресурсов в дошкольном образовании
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! УСПЕХОВ В НАЧИНАНИЯХ!!! Материал подготовлен с использованием: *материалов презентации Зыряновой А. В., к.с.н., директора Департамента государственной политики в сфере общего образования МОиН РФ *материалов презентации Волосовец Т.В., к.п.н, директора «Института психолого-педагогических проблем детства» РАО, разработчика проекта ФГОС ДО *материалов федерального семинара и живой дискуссии «Общественное обсуждение ФГОС и «дорожной карты» введения ФГОС»: 2-4 октября 2013 г. Москва ФИРО