"ФГОС дошкольного образования: проблемы внедрения и пути их решения" Кочкина Н.А., старший преподаватель кафедры дошкольного образования АО ИОО
ФГОС ДО совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования
ФГОС требования к структуре ООП требования к условиям реализации ООП требования к результатам освоения ООП
Современная социокультурная ситуация развития ребёнка Б ó лишая открытость мира и доступность его познания для ребенка, больше источников информации ( телевидение, интернет, большое количество игр и игрушек ) агрессивность доступной для ребенка информации
Современная социокультурная ситуация развития ребёнка Культурная неустойчивость окружающего мира, смешение культур в совокупности с многоязычностью разносность и иногда противоречивость предлагаемых разными культурами образцов поведения и образцов отношения к окружающему миру
Современная социокультурная ситуация развития ребёнка Сложность окружающей среды с технологической точки зрения нарушение устоявшейся традиционной схемы передачи знаний и опыта от взрослых детям формирование уже на этапе дошкольного детства универсальных, комплексных качеств личности ребенка
Современная социокультурная ситуация развития ребёнка Быстрая изменяемость окружающего мира новая методология познания мира отбор содержания дошкольного образования усиление роли взрослого в защите ребенка от негативного воздействия излишних источников познания
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей 1) обеспечение эмоционального благополучия; 2) поддержка индивидуальности и инициативы детей; 3) установление правил взаимодействия; 4) построение вариативного развивающего образования; 5) взаимодействие с родителями.
План введения ФГОС ДО нормативно правовое, методическое и аналитическое обеспечение организационное обеспечение кадровое обеспечение финансово - экономическое информационное обеспечение
Проблема Пути решения Отсутствие примерных ООП приказ от 28 мая 2014 г. N 594 «Об утверждении порядка разработки примерных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» изучение проектов программ Отсутствие методических комплектов, соответствующих требованиям ФГОС ДО Отсутствие методических рекомендаций по разным аспектам внедрения ФГОС ДО Разработка методических комплектов авторами программ Изучение классиков дошкольной педагогики и психологии
Проблема Пути решения Отсутствие современной предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ Улучшение развивающей предметно- пространственной среды Недостаточное понимание терминов, понятий, используемых в тексте ФГОС ДО (ЗБР, индивидуализация, социальная ситуация развития, этнокультурная ситуация развития и пр.) ознакомление с понятийным полем ФГОС и определение собственного отношения к понятиям
Проблема Пути решения Непонимание, неготовность педагогов к тому, что центральной психодидактической технологией стандарта является развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка разработка, апробация различных форм взаимодействия Стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста отказ от учебно-дисциплинарной модели, поиск новых форм организации образовательной деятельности
Проблема Пути решения Большинство перечисленных в Стандарте принципов дошкольного образования не были в центре внимания в традиционных комплексных программах Акцент методической работы на следующие принципы дошкольного образования: -полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; - учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Проблема Пути решения Реализация образовательных областей (содержательный и технологический уровень «чему и как» ) разработка рабочих программ, тематического планирования по образовательным областям, особое внимание «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» Преемственность ФГОС ДО и ФГОС НОО согласование программ, планов взаимодействия