Инновационные конфликты
Инновация как объект конфликта Инновация (нововведение) 1. процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой (или лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности; 2. процесс сопряженных с данным новшеством изменений в социальной и вещественной среде.
Инновация новое, возникающее на смену старому естественным, закономерным образом. Инновация многочисленные и постоянные усовершенствования в жизни и деятельности людей, не имеющие существенной новизны.
Стороны инновационного конфликта «Новаторы»«Консерваторы»
Характеристики нововведений Масштаб Степень новизны (радикальность) Скорость нововведений Комплексность (какие сферы затрагивают) Чем больше, тем выше конфликтогенность.
Группы факторов, препятствующих инновациям Технические ЭкономическиеЮридические Организационно-управленческие Социально-психологические
Типы (уровни) инновационных конфликтов Внутриличностные МежличностныеМежгрупповые
Причины межличностных инновационных конфликтов (ИМК) Объективные причины (столкновение интересов)Организационно-управленческие причины Инновационные причины (что за нововведения)Личностные причины (неприятие любых изменений)Ситуативные причины
Негативная установка на нововведения Опасения, лень, консерватизм, несоответствие новым требованиям Негативные последствия реформ (повышение интенсивности труда) Общая усталость
Полимотивированный характер межличностных инновационных конфликтов «Новаторы» Повысить эффективность деятельности (82% конфликтных ситуаций) Улучшить взаимоотношения в коллективе (42%) Реализовать свои возможности (37%) Повысить свой авторитет (28%) Нежелание работать по-старому (53%) «Консерваторы» Нежелание работать по-новому. менять стиль и привычки (72%) Реакция на критику (46%) Настоять на своем (42%) Борьба за власть (21%) Сохранить материальные и социальные блага (17%) (Преобладание общественно- ориентированных причин) (Преобладание личностно- ориентированных причин)
Инициаторы ИМК Чаще «новатор» (70% от общего числа конфликтов) Чаще подчиненный (своего оппонента) (60%) Чаще сторонник новой идеи (64%) Чаще не скрывающий своих истинных мотивов (80%)
Мотивы сторон ИМК Декларируемые Действительные
Приемы борьбы в ИМК Новаторы Убеждение Поддержка окружающих Критика Апелляция к опыту других Информирование о нововведениях Консерваторы Критика Грубость Убеждение Угрозы Увеличение нагрузки на оппонента-подчиненного
Регулирование инновационных конфликтов Социально-психологические аспекты инноваций всегда важнее технических 1. Избегание негативных эмоций 2. Поиск общих интересов 3. Открытая и конструктивная позиция 4. Поддержка со стороны коллег и руководителей 5. Информирование членов коллектива о сущности нововведений 6. Постепенное внедрение новшеств
Социальные инновационные конфликты Характеризуются наибольшим масштабом и остротой Оказывают долгосрочное влияние на уклад жизни большого количества людей Многофакторны Сложноразрешимы Характеризуются неоднозначностью последствий (имеют как положительные, там и отрицательные стороны)