1 Морфологический разбор причастия. Урок русского языка в 7 классе. «Каждый день прибавляет частицу мудрости» Морфологический разбор причастия. Урок русского языка в 7 классе. «Каждый день прибавляет частицу мудрости»
Цели урока: Закрепить … Узнать … Научиться … Что будем изучать и чему научимся? 2
Разминка для ума 3
Иван Айвазовский Маринист 4
Какое? 5
Найдите «четвёртое лишнее» среди даных слов: 1.Бушевавший, играет, пенящиеся 2.Бушующей, яростный, взволнованый 3.Испуганые, надеющиеся, спасавшиеся 4.Гонимые, освещёное, спасены 6
Верно ли, что… 1. … действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -ущ-/-ющ- и -ащ-/-ящ-? 2. … причастия не имеют формы будущего времени? 3. … краткие причастия в предложении являются определением? 4. … причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного? 5. … причастия делятся на действительные и страдательные? 6. … причастие вместе с зависимыми словами образует причастный оборот? 7. … страдательные причастия образуются только от переходных глаголов? 8. … причастия в основном употребляются в разговорной речи ? 7
Проверь себя!
9
10
Ф.И.Тютчев «Море и утёс» И бунтует, и клокочет, Хлещет, свищет, и ревет, Хлещет, свищет, и ревет, И до звезд допрянуть хочет, И до звезд допрянуть хочет, До незыблемых высот... До незыблемых высот... Ад ли, адская ли сила Ад ли, адская ли сила Под клокочущим котлом Под клокочущим котлом Огнь геенский разложила – Огнь геенский разложила – И пучину взворотила И пучину взворотила И поставила вверх дном?... И поставила вверх дном?... Какие средства создания образа использовал поэт? 11
Причастия бунтующей,бунтующей, клокочущей,клокочущей, хлещущей,хлещущей, свищущей,свищущей, ревущей «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе глагола и имени силу». (М.В.Ломоносов) (М.В.Ломоносов) 12
Объясните правописание: Над разбушевавш…ся морем ( ? )Над разбушевавш…ся морем ( ? ) грохот...щие волны ( ? )грохот...щие волны ( ? ) завис...щей от силы ветра ( ? )завис...щей от силы ветра ( ? ) обессильь...вш…х моряков ( ? )обессильь...вш…х моряков ( ? ) освещё(н/н)ого солнцем моря ( ? )освещё(н/н)ого солнцем моря ( ? ) невода(н/н)ую волну ( ? )невода(н/н)ую волну ( ? ) 13
Проверь себя! Над разбушевавшимся морем (Т.п.,ср.р.)Над разбушевавшимся морем (Т.п.,ср.р.) грохотущие волны (И.п., мн.ч.)грохотущие волны (И.п., мн.ч.) зависящей от силы ветра (И.п., м.р.)зависящей от силы ветра (И.п., м.р.) обессилььевших моряков (Р.п., м.р.)обессилььевших моряков (Р.п., м.р.) освещёного солнцем моря (Р.п., ср.р.)освещёного солнцем моря (Р.п., ср.р.) неводаную волну (В.п., ж.р.)неводаную волну (В.п., ж.р.) 14
Интернет-урок. 15 Морфологический разбор причастий.avi
16 Морфоло- гические признаки I.Причастие. Общее значение. II.Морфологические признаки 1. Начальная форма 1. Начальная форма 2. Постояные признаки: 2. Постояные признаки: а)действительное или страдательное; б) вид; в) время. а)действительное или страдательное; б) вид; в) время. 3. Непостояные признаки: 3. Непостояные признаки: а) полная или краткая форма (у страдательных прич.) а) полная или краткая форма (у страдательных прич.) б) падеж; в) число; г) род. б) падеж; в) число; г) род. III. Синтаксическая роль.
Произведите морфологический разбор причастия: Картина И. Айвазовского «Девятый вал» – гимн мужеству человека, берущего верх над силами стихии, сколь страшной, столь и великолепной в своем грозном величии. I.Часть речи. II.Морфологические признаки. III.Синтаксическая роль. 17
Проверь себя! I.Берущего – причастие. Человека (какого?) берущего II.Н.Ф. – берущей. Пост. – действ., наст. вр., несов. вид; непрост. – Р.п., ед. ч., м.р. III.Человека (какого?) берущего. 18
19 Охарактеризуйте схемы: Какой? х 1. [ СУЩ., причастный оборот, …] Какой? х 2. [ Причастный оборот СУЩ. ] 3. [ … сущ. причастие … ] Составьте предложение по одной схеме.
Найдите и объясните ошибки в употреблении причастий: 1. На картине изображено освещёное море лучами утренего солнца. 2. Гигантская волна устремилась к горсточке людей, уцелевшим в кораблекрушении. 3. Морякам, спасаемым на обломках мачты, предстоит ещё одно испытание. 4.Посетители, увидящие картину И.Айвазовского, надолго запомнят её. 20
Замените сложное предложение простым, осложнёным причастным оборотом: 1. Люди, которые столкнулись лицом к лицу со смертью, не теряют присутствия духа. 2. Лучи солнца, которые появились на горизонте, освещают громадные волны, которые бушуют. 3. Море, которое не на шутку разбушевалось, грозило погубить моряков, которые плыли на обломках мачты корабля и которые надеялись на спасение. 21
Сколько причастий в тексте?Сколько причастий в тексте? С замечательным мастерством и силой Айвазовский показывает великолепие волнующегося моря, которое еще не успело успокоиться после неистового ночного шторма, и людей, потерпевших крушение в океане. Над разбуженой бездной низко нависло зловещее, пасмурное небо. Золотые лучи восходящего солнца освещают вздыбившиеся волны. Самая большая из них – девятый вал – снова готова обрушиться на людей. На обломках поглощёного морем корабля борется со стихией кучка смельчаков. Измученые неравной борьбой со стихией, они пытаются спастись на деревяных обломках мачты. На полотне все находится в движении, и море вместе с вздымающимися и тяжело обваливающимися волнами кажется по-настоящему «живым». На полотне все находится в движении, и море вместе с вздымающимися и тяжело обваливающимися волнами кажется по-настоящему «живым». 22
С замечательным мастерством и силой Айвазовский показывает великолепие волнующегося моря, которое еще не успело успокоиться после неистового ночного шторма, и людей, потерпевших крушение в океане. Над разбуженой бездной низко нависло зловещее, пасмурное небо. Золотые лучи восходящего солнца освещают вздыбившиеся волны. Самая большая из них – девятый вал – снова готова обрушиться на людей. На обломках поглощёного морем корабля борется со стихией кучка смельчаков. Измученые неравной борьбой со стихией, они пытаются спастись на деревяных обломках мачты. На полотне все находится в движении, и море вместе с вздымающимися и тяжело обваливающимися волнами кажется по-настоящему «живым». На полотне все находится в движении, и море вместе с вздымающимися и тяжело обваливающимися волнами кажется по-настоящему «живым». 23
Роль причастий в тексте Причастия не только образно описывают, характеризуют предмет, но и представляют его признак в динамике, в процессе его становления, развития, изменения. Причастия придают повествованию динамику (свойство глагола), а описанию – образность и яркость (свойства прилагательного). Автор использует причастные обороты для того, чтобы с их помощью воздействовать на чувства читателей или слушателей. 24
«Девятый вал» – одна из самых знаменитых картин Ивана Айвазовского. Всемирно известный художник-маринист изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, (потерпеть) кораблекрушение. На картине изображено (подниматься) над гневной пучиной солнце. Оно открывает алые ворота в грядущей день. Только теперь можно разглядеть всё, что недавно было (скрыть) ночным мраком. Высоко поднимаются яростно (реветь) волны. Самая высокая из них устремилась к горстке людей, (спасаться) на обломках мачты. Это девятый вал. Картина поражает своей трагичностью и масштабностью. Как необъятно величие (разбушеваться) морской стихии! Как велика и несокрушима ее сила! Грозная стихия невероятной мощи готова смести все на своем пути. Она словно подтверждает это всем своим (устрашать –завораживать) видом. Ощущение грандиозности подчеркивается неповторимым огненым заревом, (охватить) все небо и (бросать) отблески на гребни смертельных волн. Картина поражает своей трагичностью и масштабностью. Как необъятно величие (разбушеваться) морской стихии! Как велика и несокрушима ее сила! Грозная стихия невероятной мощи готова смести все на своем пути. Она словно подтверждает это всем своим (устрашать –завораживать) видом. Ощущение грандиозности подчеркивается неповторимым огненым заревом, (охватить) все небо и (бросать) отблески на гребни смертельных волн. 25
Домашнее задание Морфологический разбор причастий (упражнение 131) Морфологический разбор причастий (упражнение 131) Составьте небольшой текст по теме «Море» (используйте предложения с причастиями и причастными оборотами) Составьте небольшой текст по теме «Море» (используйте предложения с причастиями и причастными оборотами) ***Придумайте продолжение истории, изображеной на картине И.К.Айвазовского "Девятый вал". ***Придумайте продолжение истории, изображеной на картине И.К.Айвазовского "Девятый вал". 26
Синквейн Синквейн 1. Слово-тема 2. 2 прилагательных 3. 3 глагола 4. Яркая фраза, цитата, навеяная темой (4-6 слов) 5. Обобщающее слово- синоним 27