Модель школьной системы управления качеством образования Л.Е. Шубина ОМЦ ЮАО
Моделирование? Модель? Структура модели? (её составляющие) Система управления? Механизмы управления? Объект управления? Нормативные основания для проектирования модели? 2
3 Моделирование – инструмент анализа сложных систем и объектов путём построения моделей. Особенности модели: структурирование (каждый компонент несёт свои цели и функции) взаимосвязь компонентов Модель – продукт моделирования.
4
5 Маркетинг – социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей потребителей. Педагогический маркетинг – деятельность, направленная на изучение спроса и предложений на образовательные услуги.
6 СУСК принципы политика в области качества механизмы ресурсы документирование рабочие процессы система оценивания образовательных результатов потребители (требования, ожидания, удовлетворённость) информирование общества (нормативные документы, лицензирование, аккредитация, ФГОС) Внешние регуляторы
7 СУСтруктура СК принципы политика в области качества механизмы управление ресурсами документирование управление рабочими процессами система оценивания образовательных результатов потребители (требования, ожидания, удовлетворённость) информирование общества (нормативные документы, лицензирование, аккредитация, ФГОС) Внешние регуляторы
Модель системы качества 8
9 Компоненты модели Составляющие компонентов модели Политика в области качества Стратегия, цели (планирование качества), лидерство и персональная ответственность руководителей, вовлеченность сотрудников, социальное партнерство
10 Компоненты модели Составляющие компонентов модели РесурсыРесурсное обеспечение СК
11 Компоненты модели Составляющие компонентов модели Система управления качеством (рабочими процессами), процессное управление- обеспечение качества Принципы управления -ориентация на потребителя -вовлечение педагогов (делегирование полномочий) -процессный подход -непрерывное улучшение качества -принятие решений на основе фактов Механизм управления - реализация полного управленческого цикла для каждого процесса (управление качеством) -планирование качества процесса (планируемый результат) -организация процесса -контроль процесса -анализ -принятие управленческого решения (коррекция) Управление ресурсами СК Управление рабочими процессами СК Документирование СК
12 Компоненты модели Составляющие компонентов модели Рабочие процессыРеестр процессов - основных и вспомогательных (мониторинговые исследования, ВШК и т.д.)
13 Компоненты модели Составляющие компонентов модели Система оценивания (оценка качества) Оценка качества результатов образовательной деятельности обучающихся (предметных, метапредметных, личностных - ФГОС) Оценка профессиональных компетенций педагогов Оценка результатов процессов ОУ -критерии -показатели
14 Компоненты модели Составляющие компонентов модели Ориентация на потребителя. Информирование общества Маркетинговые и социологические исследования удовлетворенности качеством образования в ОУ (требования, ожидания, удовлетворенность потребителей) Доступность и открытость информации
Гарантии качества в образовании Планирование качества Деятельность, направленная на формирование стратегии, политики и связанных с ними целей и требований по качеству образования Управление качеством Методы и виды деятельности ОУ оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству образования Обеспечение качества Деятельность, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены Улучшение качества Деятельность ОУ, направленная на улучшение способности выполнить требования к качеству образования Оценка качества Подтверждение того, что требования к качеству выполнены (или не выполнены) 15
Критерии эффективности системы качества КритерииПоказатели 1. Реализация политики в области качества 2. Качество управления профессиональной компетентностью педагогов 3. Качество документации 4. Эффективность управления основными процессами ОУ 5. Качество анализа результатов образования 6. Качество управления ресурсами ОУ 7. Эффективность маркетинга 16
Критерии эффективности системы качества КритерииПоказатели Реализация политики в области качества В материалах самообследования указаны: - стратегические задачи по обеспечению качества образования; - степень реализации стратегических задач; - ресурсы повышения эффективности. Качество анализа результатов образования В материалах самообследования по результатам мониторинга отражены: - результаты ВШК по предметам в соответствии с государственными требованиями; - результаты надпредметных умений; - результаты независимого тестирования; - результаты участия в окружных, городских конкурсах, олимпиадах и др.; - мониторинг личностного развития; - мониторинг состояния здоровья. В аналитических материалах присутствуют: -причинно-следственные связи для образовательных результатов; - оценка качества образования с указанием положительных тенденций и проблем; - указаны пути разрешения выявленных проблем. 17
18