1 Анализ результатов деятельности предприятия
2 Анализ Включать или не включать модуль анализ в систему управленческого учета – это вопрос, который должен решаться параллельно с вопросом об организации системы управленческого учета. Однако, поскольку управленческий учет должен готовить информацию необходимую для управления, то соответственно в большинстве случаев и анализ проводится по этой информации.
3 Коэффициенты рентабельности Важнейшее направление анализа – это анализ рентабельности. Рентабельность – это прибыльность работы предприятия. Цель расчета любого показателя рентабельности – это определение соотношения между прибылью и каким-либо другим экономическим показателем.
4 Рентабельность продаж Вопрос: В какой оценке: - нетто (ф. 2 бухгалтерской отчетности) или - брутто (оборот по кредиту сч. 90.1)) необходимо принимать к расчету показатель объема продаж?
5 Рентабельность продаж Вывод:
6 Рентабельность продаж – еще одна кардинальная точка зрения Получение прибыли от продаж (при условии получения положительного результата от прочих видов деятельности) влечет за собой начисление и уплату налога на прибыль, что приведет к отвлечению части прибыли от продаж. Тогда:
7 Рентабельность продаж – еще одна кардинальная точка зрения Чтобы расчет выглядел уже абсолютно корректно его можно представить в виде:
8 Рентабельность продаж – еще одна кардинальная точка зрения Достаточно часто предлагается осуществлять сопоставление прибыли не с объемом продаж, а с себестоимостью продаж:
9 Рентабельность продаж – некорректная точка зрения Прибыль от продаж Объем от продаж Себестоимость продаж
10 Рентабельность активов Вопрос: Какой расчет является более верным?
11 Рентабельность активов – вариант А Использование при расчете прибыли до налогообложения основано на том, что прибыль до налогообложения – это последний показатель в ряду показателей финансовых результатов, который определяет само предприятие.
12 Рентабельность активов – вариант Б Использование нераспределенной прибыли основано на том, что: - именно нераспределенная прибыль используется для восстановления активов; - нераспределенная прибыль является частью валюты баланса.
13 Рентабельность собственного капитала Исходя из этой же прибыли целесообразно рассчитывать рентабельность собственного капитала:
14 Показатели оборачиваемости Оборачиваемость – это степень интенсивности использования того или иного имущества. Показатели оборачиваемости – это важнейшие показатели для оценки деловой активности.
15 Показатели оборачиваемости Общая схема расчета показателей оборачиваемости выглядит следующим образом: Вопрос: В какой оценке необходимо принимать для расчета объем продаж?
16 Показатели оборачиваемости В течение определенного периода времени организация имеет возможность пользоваться суммой НДС, в том числе и для приобретения активов. Вывод:
17 Показатели оборачиваемости Но в конечном итоге у организации останется только сумма выручки нетто. Вывод:
18 Показатели оборачиваемости – среднегодовая стоимость Вопрос: Как рассчитать среднегодовую стоимость какого- либо актива?
19 Показатели оборачиваемости – среднегодовая стоимость Это слишком большое упрощение!
20 Показатели оборачиваемости – среднегодовая стоимость В большинстве случаев даже квартальная разбивка дает хороший результат!
21 Показатели оборачиваемости – среднегодовая стоимость Однако в случае значительных случайных колебаний квартальная разбивка может оказаться неэффективной
22 Показатели оборачиваемости – среднегодовая стоимость Помесячная средняя, как правило, дает хороший результат!
23 Расчет некоторых показателей оборачиваемости В классическом анализе показатель выручки предлагается брать из ф. 2 бухгалтерской отчетности. Это не совсем корректно, поскольку объем продаж в ф. 2 приводится в оценке нетто, в то время как дебиторская задолженность в бухгалтерском балансе - в оценке брутто.
24 Оборачиваемость дебиторской задолженности - корректировка Кроме того, данная формула не совсем корректна в контексте того, что она должна показывать. Смысла расчета состоит в том, что аналитик должен получить, сколько раз за период может быть погашена дебиторская задолженность. При этом очень популярным является показатель период обращения дебиторской задолженности:
25 Оборачиваемость дебиторской задолженности - корректировка То есть условно полагается, что вся дебиторская задолженность погашается за только в виде получения выручки, что не совсем так. Поэтому во внутреннем финансовом анализе формулу можно скорректировать:
26 Данный расчет не совсем корректен в силу того, что готовая продукция в бухгалтерском балансе показывается в оценке по себестоимости, в то время как выручка в оценке по отпускным ценам. Отсюда некорректен расчет и периода обращения: Оборачиваемость готовой продукции
27 Правда, существует и другой подход для оценки оборачиваемости готовой продукции – расчет исходя из ее себестоимости. Правда, и здесь есть проблема, которая состоит в том, что согласно учетной политике при применении счета 40 готовая продукция может учитываться по плановой себестоимости, при этом вся разница между плановой и фактической себестоимости списывается сразу же. Оборачиваемость готовой продукции
28 Сегодня стоит проблема выбора между показателями. При этом постоянно пытаются выбрать какой-либо один показатель, позволяющий оценить эффективность деятельности организации. Отход от этой практики начался еще в конце 60-х гг. ХХ века в США, когда Альтман первый начал применять методы высшей математики в анализе. В частности, им была предложена одна из первых моделей банкротства. Анализ
29 Z = -0,3877 – 1,0736 * К тл + 5,79 * К фз Если Z = 0, то вероятность банкротства 50%. Если Z < -0,3, то вероятность банкротства менее 20%. Если Z > 0,3, то вероятность банкротства более 80%. С тех пор при оценке вероятности банкротства очень широко используются подобные модели, которые строятся по большой выборке данных. Анализ
30 Но существует и иной подход, который получил название рейтинговой оценки. Смысл данного подхода состоит в том, чтобы выявить лучшее предприятие, период или подразделение (Филиал) не по одному, а сразу по нескольким показателям. Общая матрица рейтинговой оценки выглядит следующим образом. Анализ
31 Рейтинговая оценка Показат ель Периоды (подразделения)Оптимальное значение 12n 1X 11 X 12 X 1n Х 1 опт R 11 R 12 R 1n 2X 21 X 22 X 2n Х 2 опт R 21 R 22 R 2n mX m1 X m2 X mn Х m опт R m1 Rm2Rm2 R mn ИтогоCумма R 1 Сумма R 2 Сумма R n Место
32 Рейтинговая оценка Если за оптимальное значение показателя принимается максимальное значение, то рейтинг конкретного предприятия по данному показателю будет рассчитываться по формуле: R mn = X mn / X m мах Если же за оптимальное значение принимается минимальное значение показателя, то для расчета рейтинга предприятия по данному показателю применяется обратный расчет, то есть: R mn = X m min / X mn
33 Рейтинговая оценка Показате ль Периоды Оптимальное значение 12n Выручка ,510,75 Прибыл ь ,81 R V 0,20,1250,1(3)0,2 10,6250,(6) Итого 2,32,6252,21(6) Место 213
34 Рейтинговая оценка Главный недостаток рейтинговой оценки состоит в том, что она позволяет выявить не действительно лучшее предприятие, подразделение или период, но выбрать лучшее среди имеющегося. Поэтому следует не просто доверять результатам рейтинга, но оценить, насколько полученный рейтинг ниже, чем максимально возможный рейтинг. При этом максимально возможный рейтинг определяется числом показателей – m.
35 Рейтинговая оценка Например: 1 группа – (0,8 * m; m]; 2 группа – (0,6 * m; 0,8 * m]; 3 группа – (0,5 * m; 0,6 * m] 4 группа – (0; 0,5 * m]. При этом даже предприятие (подразделение или период), рейтинг которого попал в четвертую группу может быть лучшим. Просто все остальные предприятия (подразделения, периоды) еще хуже.
36 Рейтинговая оценка Рейтинг получил очень широкое распространение и может быть использован при решении многих вопросов в обычной жизни, например: - Куда пойти учиться? - Какую вещь купить? - Куда поехать отдыхать? Главное, необходимо выбрать параметры, по которым можно сравнить различные варианты, и количественно оценить их.
37 Рейтинговая оценка Главная проблема при построении рейтинга – это набор показателей. 1. Теоретически при построении рейтинговой оценки можно использовать как абсолютные, так и относительные показатели, причем в одной матрице; 2. Должны быть четко сформулированы критерии отбора оптимальных оценок – min, max, average; 3. Следует по возможности избежать повторяющихся показателей; 4. При сопоставлении периодов необходимо исключить сезонность и действие инфляции.