Тема: « ». « Танграм» в жизни современного школьника ». Автор работы: Волкова Наталья, 8 класс, МБОУ СОШ 1 х.Маяк, Сальский район. Руководитель: Будко Любовь Фёдоровна, Учитель математики г.
изучить головоломку «Танграм» и рассмотреть возможности её практического применения для школьников. Цель работы:
можно творчески провести время. Забавляясь, можно постичь геометрию. Расширить сферу общения детей и родителей. Актуальность темы:
головоломки развивают различные мыслительные процессы, что мне просто необходимо для успешной учёбы. Гипотеза:
1. Изучить научную литературу. Проследить историю развития игры «Танграм». 2. Исследовать возможности применения танграма: для решения школьных геометрических задач; для семейного досуга; для прикладного творчества. Задачи:
«Танграм» – это головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры. Головоломка – это непростая задача, для решения которой требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня Определения.
Немного истории: Историю создания танграма я нашла в нескольких источниках: игра была изобретена в Древнем Китае, приблизительно, четыре тысячи лет назад. Первой древней книгой по танграму является «Собрание фигур из семи частей». Издана она была на рисовой бумаге. Китайцы называли игру "ЧИ-ЧАО-ТЮ", что в переводе: «Хитроумный узор из семи частей».
Популярность «Танграма» в нашем хуторе: Количество опрашиваемых Знаю, что такое «Танграм» Количество знающих в % Младшие классы 1900 Средние классы Старшие классы Взрослые люди Итоги:9922
Контур игры
Условия при решении головоломки: 1. Необходимо использовать все семь фигур. 2. Фигуры не должны перекрываться между собой. 3. Элементы фигур должны примыкать один к другому.
1. Сложение геометрических фигур
Сложение геометрических фигур
2. Нахождение площадей с помощью перекраивания а) б) в) Задача 1. Найти площадь трапеции.
Задача 2. Найти площадь трапеции. 2. Нахождение площадей с помощью достраивания.
3. Задания вида В 6 из ЕГЭ. Найти площадь четырёхугольника, изображённого на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см х 1 см.
Алгоритм сложения фигур по готовому силуэту: 1. Ориентироваться по контуру. 2. «Расчленять» фигуру на семь кусочков танграма. 3. Начинать надо с определения места самого большого треугольника. Обычно, это центр фигуры.
1. Ориентируемся по контуру : 2. Каждую фигуру « расчленяем» на семь кусочков танграма.
Алгоритм составления фигур по своему замыслу: 1. Задумать желаемый силуэт (примерный). 2. Начинать конструирование с больших треугольников, располагая их в предполагаемом центре фигуры. 3. Призвать свою фантазию, творчество и усидчивость.
Фигуристка.
Грустный цыплёнок.
Солдат в шинели.
Снежный человек Выпавший из гнезда птенец ЛЕЙКА Собака Тузик Рыбка золотая Ракета Гусь лапчатый
Композиции из кусочков «Танграма»
Стомахион. Я думала, что игра «Танграм» самая «старая», но оказалось, что, ещё до нашей эры существовала головоломка на составление из простых фигур более сложных: это «Стомахион». Создателем этой игры является Архимед.
Результаты моей работы: 1. Я расширила свой кругозор. 2. Я составила алгоритмы сложения фигур по силуэтам и конструирования по собственному замыслу. 3. Игра «Танграм» поможет мне реконструировать геометрические фигуры при решении геометрических задач. 4. Выступила на родительском собрании родителей 8 класса с целью пропаганды головоломки. 5. У меня, у моей семьи появилось новое творческое увлечение, которое поможет мне развить сообразительность, усидчивость, упорство, что так необходимо мне для успешной учёбы.
1. В. Выгонов « Китайская головоломка ». Газета « Начальная школа » 45/96 г. 2. Интернет – ресурсы: И. Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. Наглядная геометрия. – М., МИРОС, Н.Лэнгдон, Ч.Снейп. С математикой в путь.М.Педагогика, Л. Кэрролл: «Модная китайская головоломка». 6. З.А. Михайлова, Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., Просвещение, Д.А. Мальцев, А.А. Мальцев, Л.И. Мальцева. Математика. Всё для ЕГЭ 2013.М.НИИшкольных технологий,2013. Литература.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!