ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
2 ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД Образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у школьников специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска.
3 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ позволяет учащимся успешно осуществить социально-психологический «вход» в профессию; чувствовать себя комфортно во взаимодействии со взрослыми; повышает социальный статус ученика в процессе обучения; укрепляет физическое и психическое здоровье; формирует волевые качества.
4 ПРОЕКТ Предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта, изделия и т.д. При этом имеется в виду разработка не только главной идеи, но и условий её реализации.
5 МЕТОД ПРОЕКТОВ Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Разработка завершается реальным практическим результатом, оформление тем или иным образом.
6 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ: универсальность; интегративность; контекстность; проблемность; концептуальность; системность; воспроизводимость.
7 ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ Стимулирование интереса учащихся к самостоятельному решению значимых для них проблем. Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей. Формирование ключевых умений и компетенций.
8 ТЕМАТИКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ углубление знаний или расширение информации по отдельным темам или вопросам базового курса; удовлетворение интереса к различным областям знания или аспекта в профильном курсе; реализация себя в интересующих областях практической, прикладной, исследовательской, познавательной деятельности в профориентационных курсах; разработка научно-исследовательских проблем, решение реальных региональных проблем.
9 ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ по доминирующей деятельности; по предметно-содержательной области; по характеру координации проекта; по характеру контактов; по количеству участников; по продолжительности проекта;
10 ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ по доминирующей деятельности исследовательский творческий игровой и приключенческий информационный телекоммуникационный практико- ориентированный
11 ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ по предметно- содержательной области монопроектмежпредметный
12 ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ по характеру координации проекта с открытой координацией с явной координацией со скрытой координацией
13 ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ по характеру контактов внутренние региональные международные
14 ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ по количеству участников индивидуальный личностный парный групповой
15 ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ по продолжительности краткосрочный средней продолжительности долгосрочный
16 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Деятельность учащихся направлена на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением. Моделируют ситуацию научного поиска. Требуют хорошо продуманной структуры. Результат: работа, представленная на конкурс; отчёт о проведённой исследовательской работе; публикация в научных журналах.
17 ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Создают условия для формирования и развития креативных способностей учащихся. Не имеют детально проработанной структуры. Результат: сценарий школьного праздника; совместный выпуск газеты; сочинение; репортаж; радиопередача; видеофильм; выставка и др.
18 ИГРОВОЙ И ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТЫ Структура только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определённые роли (литературных персонажей или выдуманных героев). Результат намечается в начале и окончательно вырисовывается лишь в самом конце. Степень творчества очень высокая.
19 ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Предусматривает сбор, анализ и обработку информации по проблеме. Требуют хорошо продуманной структуры и систематической коррекции по ходу работы. Результат: доклад; реферат; статья; фото и видеоматериалы; логические схемы, таблицы, графики.
20 ТЕЛЕКОММУНИКАЦИННЫЙ ПРОЕКТ Сущность – передача информации на расстояние электронными средствами. Цель: создание условий для общения, организации совместной учебно- познавательной, творческой или игровой деятельности в других странах мира. Требует глубокой интеграции знаний не только предмета, но и особенностей национальной культуры партнёра, особенностей его мироощущения.
21 ПРАКТИКО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ Цель: создание социально значимого продукта как для самих участников, так и для окружающих людей. Результат чётко обозначен с самого начала деятельности. Результат: каталог журнальных или газетных статей; документ, созданный на основе исследования; рекомендации; проект закона; словарь; справочник; программа действий; зимний сад в школе; реконструкция сквера и др.
22 МОНОПРОЕКТ Предусматривают выполнение исследования в рамках одной предметной области. Целесообразно использовать на начальных этапах обучения проектной деятельности.
23 МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ Предусматривают проведение сложных и комплексных исследований. Требуют координации усилий всех участников, тщательной структуризации хода исследования. Базируются на предыдущем опыте учащихся. Выполняются во внеурочное время, требуют большой затраты времени.
24 ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Исходный этап – разработка проектного задания. 2. Этап разработки плана работы. 3. Этап реализации проекта. 4. Этап завершения проекта.
25 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНОГО ЗАДАНИЯ Определение проблемы. Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения. Определение цели проекта и задач.
26 РАЗРАБОТКА ПЛАНА РАБОТЫ Определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчётности. Выбор средств и методов выполнения проекта. Обсуждение критериев оценки качества проекта. Выбор способа оформления результатов и сценария презентации. Выбор формы работы и распределение обязанностей.
27 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников. Проведение исследования. Подготовка наглядно-графического материала. Оформление материала для презентации. Контроль и коррекция промежуточных результатов.
28 ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЕКТА Общественная презентация проекта. Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями. Рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.
29 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ – ПОКАЗАТЕЛЬ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ, УМЕНИЯ ОРГАНИЗОВАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС С ПОЗИЦИЙ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ