У КРАШЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ С ЕВЕРА. Декоративное творчество с элементами художественного конструирования
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ОБСКО- УГОРСКИХ НАРОДОВ. По мнению учёных, искусство обско-угорских народов – это живая этнография в современном мире, уходящая своими корнями в глубокую древность. Поэтому каждая вещь, изготовленная северными мастерицами, является не только бытовым предметом, но памятником культуры. При первом знакомстве с прикладным искусством северных народов поражает не только изящество и своеобразная красота одежды, предметов быта. Орудий труда и средств передвижения, но удивительная простота и точность исполнения. Все виды традиционного прикладного искусства представляют собой наиболее ранний этап развития культуры, который прошли многие народы мира. Наиболее яркие формы – резьба по кости, по дереву, берестяные изделия, удивительно красочные орнаменты на одежде, обуви, предметах обихода, выполненные в технике аппликации, вышивки бисером.
ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ УЗОРА Умение северного жителя видеть художественный образ в привычных предметах поистине уникально и прививается с детства. Для изготовления игрушек используются самые разнообразные предметы повседневного быта – кусочки меха и кожи, кости птиц и животных, природные материалы. Такие игрушки очень интересны учёным- этнографам, в них отражаются истоки мировоззрения хантыйского этноса. С детства воспитывается глубина восприятия орнамента. Женщины наносят рисунки на берестяные короба, украшают орнаментом из бисера, кожи, кусочков меха женскую и мужскую одежду, плетут бисерные украшения. Самое ценное, что сохранилось в орнаменте – его знаковая система, скрытый смысл. Главная функция узора – хранение родовой памяти. По узору одежды раньше могли определить, из какого рода происходит её владелец.
РАЗНОВИДНОСТИ УЗОРОВ БИСЕРНАЯ ПОЛОСКА для украшения одежды, спинки кафтана или красочного халата. В её орнаменте рисунки «жука», «снежинка» и другие; Поверх халата надевали ВОРОТНИК с цветными пуговицами и бисером; На пояс подвешивали деревянный нож в ножнах (имитация), цепочки, колокольчики, побрякушки; Затылочная часть капюшона украшалась меховой мозаикой. Иногда делали её пришивной, но чаще выкраивали вместе со спинкой. Украшения были на груди рубашки, на манжетах платья, на полках халата, на подоле платья, на косные украшения.
ОДЕЖДА И ОБУВЬ Восточные ханты украшали шубы ажурными, оловянными бляшками собственного изготовления и шитьём из бисера; украшения располагались вдоль пол, по подолу, воротнику и рукавам. Причём, левая пола не украшалась, так как полностью закрывалась правой, а затем подвязывался пояс. Типичным украшением летней одежды у северных ханты была аппликация их цветной ткани, имитирующей меховую мозаику зимней одежды. Летняя суконная одежда манси делалась без боковых полотнищ или клиньев, причём стан выкраивался вместе с рукавами из одного полотнища, перегнутого по поперечной нитке. Женская одежда южной группы ханты по покрою отличается от остальных: спинка кроилась в талию, по бокам одежда была отрезная и собиралась у пояса в сборки. Бисерное шитьё покрывало основные швы одежды и нижние края пол.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Разработайте эскизы для моделирования украшений национального хантыйского костюма; Создайте эскизы и вариации изделий (браслет, пояс, нагрудное украшение), исполняющее функцию оберега.
МАТЕРИАЛ Поисковый материал по теме – иллюстрации, репродукции, интернет; Простой карандаш. Полоски бумаги, картон.