Материалы к позиционированию НИР Методологические основы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Методика педагогических исследований» Юдин В.В. ГОAУ ЯРОСЛАВКОЙ ОБЛАСТИ "ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"
Advertisements

Лекция 4 «Основные методологические подходы в педагогике»
1 Лекция 8 МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Деятельность – это основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности (А.Н. Леонтьев,
Образование как общественное явление и педагогический процесс. Общая характеристика пед. профессии Модуль 1. Учебный элемент 1. 2.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная.
Педагогика высшего образования. 1. Предмет педагогики высшей школы 2. Методология и методы исследования 3. Современное многоуровневое образование.
Концепция деятельности кафедры естественных наук МОУ «Гимназия 1» г. Усолья – Сибирского.
«Методика педагогических исследований». Это совокупность мировоззренческих взглядов человека и их применения и решению педагогических исследовательских.
Семинар 1 Образование как социокультурный феномен Сиренко С.Н.
LOG O ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Докладчик: координатор.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС НОО.
Школа полного дня как форма подготовки к выбору индивидуального образовательного маршрута Булах Елена Викторовна Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры.
Методология педагогики и методы педагогических исследований Славинская О.В. БГУИР Ученье – свет, неученье – тьма…
Формирование профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Company Logo Современные образовательные технологии деятельностного типа как средство внедрения ФГОС Масленцева Г.Е. МОУ СОШ 121.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Мамолаевская средняя общеобразовательная школа» Ковылкинского муниципального района.
Теоретико-методологические основы ФГОС Анна Викторовна Молокова, зав. кафедрой начального образования, научный сотрудник НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО,
Транксрипт:

Материалы к позиционированию НИР Методологические основы

- знание о том, как получать новое знание 1. Основа – системное видение образовательного процесса, разработки – конкретизация фундаментальных подходов, проблемы от неточности понятий, осведомленность в опыте других 2. Иерархия исследований (Фундаментальные – концепции, теории, принципы; Прикладные – решение практических проблем и задач; Разработки – программы, методические руководства) 3. Критерии оправданности инноваций: соответствие запросам, опора на базовые концепции, проверяемость (верифицируемость) – неопровержимость (фальсифицируемость), непротиворечивость, новизна 4. Итерационность -«маятник апробации» (В.В.Краевский)

Методологические основы современной педагогики Деятельностный подход. Принцип целостности. Закономерности педагогики. Базовые концепции: философия образования - Б.С.Гершунский, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, теория учебной деятельности В.В.Давыдова, концепция содержания образования М.Н.Скаткина, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, технологический подход – И.А.Якиманская, В.А.Сластенин, В.В.Сериков, В.В.Юдин. Вклад методологических школ (Г.П.Щедровицкий, М.А. Мкртчан, А.И. Громыко)

Основные методологические подходы в педагогике: Системный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса - педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов. Личностный подход (Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности. Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). Деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексию). Полисубъектный (диалогический) подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова). Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность - продукт и результат общения с людьми и характерных для неё отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашёл отражение («скажи, кто твой друг..», «с кем поведёшься...»). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики. Культурологический подход (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова). Основание: аксиология - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в неё принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества. Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей. Антропологический подход. Обосновали К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса. Компетентностный подход (О.Е.Лебедев, В.В. Сериков, А.С. Хуторской) в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи - профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.

«Над»системы объекта изучения Представления о человеке Теория личности Естественные механизмы развития (ум, эмоции, личность) Деятельность (личная, социокультурный опыт, общественная жизнь) Цель и сущность образования, закономерности Содержание образования Технологии педагогические Методики предметные и аспектные Лызь Н.А. О теоретико-методологических основах диссертационных исследований содержания общего образования. // Сб. научных статей Всероссийского семинара по методологии педагогики. Волгоград 2003 г. – С 122 – 127.

Аппарат исследования Актуальность исследования « Таким образом, нами выявлено сложившееся противоречие». « … и позволило сформулировать проблему исследования : «...».» «… определило выбор темы «….» Объект исследования – Предмет исследования – Цель исследования – В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, …… при условии, если: Цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования: … Теоретико-методологическую основу исследования составляют: Методы исследования. База исследования. Этапы исследования Научная новизна результатов исследования Теоретическая значимость исследования состоит в том, Практическая значимость исследования Основные защищаемые положения: … Достоверность и обоснованность результатов исследования Апробация результатов исследования: Внедрение результатов исследования осуществлялось Структура работы. Отчет (Диссертация ) состоит из введения, трех глав: …, …, …, заключения, списка литературы и приложений.

Элементы аппарата НИР Проблема Цель Т Е М А Гипотеза Проти вореч ия ЗАДАЧИЗАДАЧИ Положения Положения Рекомендации

Аппарат исследования Актуальность исследования Проблема исследования : «...» Тема «….» Цель исследования – Гипотеза: выдвинуто предположение о том, что, если …, то … Задачи исследования: … Методы исследования. База исследования (площадка). Этапы исследования Научная новизна результатов исследования Основные защищаемые положения: …

Реализация методологических подходов Примеры ошибок и мифов: Очевидные выводы (защищаемые положения) Исследование делается под политический (административный) заказ Актуальность НИР основывается на традиционных, часто обыденных представлениях (отсутствует модель изучаемого ) Используемая модель процесса не адекватна реальности В качестве средств достижения образовательного результата не учитывается деятельность обучающегося

Проблемное поле образования (основные актуальные проблемы) ФГОС: понимание причин внедрения и задач, методов реализации Компетенции: понимание необходимости термина, структуры, примеров, механизмов формирования Технологии как подход и правомочность «современных» образовательных технологий Ученик как субъект. «Очеловеченное» образование. Гуманизм в образовании Здоровьесберегающее образование Образовательное пространство, среда

Ваши вопросы? Юдин Владимир Владимирович Тел