Материалы к позиционированию НИР Методологические основы
- знание о том, как получать новое знание 1. Основа – системное видение образовательного процесса, разработки – конкретизация фундаментальных подходов, проблемы от неточности понятий, осведомленность в опыте других 2. Иерархия исследований (Фундаментальные – концепции, теории, принципы; Прикладные – решение практических проблем и задач; Разработки – программы, методические руководства) 3. Критерии оправданности инноваций: соответствие запросам, опора на базовые концепции, проверяемость (верифицируемость) – неопровержимость (фальсифицируемость), непротиворечивость, новизна 4. Итерационность -«маятник апробации» (В.В.Краевский)
Методологические основы современной педагогики Деятельностный подход. Принцип целостности. Закономерности педагогики. Базовые концепции: философия образования - Б.С.Гершунский, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, теория учебной деятельности В.В.Давыдова, концепция содержания образования М.Н.Скаткина, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, технологический подход – И.А.Якиманская, В.А.Сластенин, В.В.Сериков, В.В.Юдин. Вклад методологических школ (Г.П.Щедровицкий, М.А. Мкртчан, А.И. Громыко)
Основные методологические подходы в педагогике: Системный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса - педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов. Личностный подход (Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности. Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). Деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексию). Полисубъектный (диалогический) подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова). Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность - продукт и результат общения с людьми и характерных для неё отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашёл отражение («скажи, кто твой друг..», «с кем поведёшься...»). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики. Культурологический подход (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова). Основание: аксиология - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в неё принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества. Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей. Антропологический подход. Обосновали К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса. Компетентностный подход (О.Е.Лебедев, В.В. Сериков, А.С. Хуторской) в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи - профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.
«Над»системы объекта изучения Представления о человеке Теория личности Естественные механизмы развития (ум, эмоции, личность) Деятельность (личная, социокультурный опыт, общественная жизнь) Цель и сущность образования, закономерности Содержание образования Технологии педагогические Методики предметные и аспектные Лызь Н.А. О теоретико-методологических основах диссертационных исследований содержания общего образования. // Сб. научных статей Всероссийского семинара по методологии педагогики. Волгоград 2003 г. – С 122 – 127.
Аппарат исследования Актуальность исследования « Таким образом, нами выявлено сложившееся противоречие». « … и позволило сформулировать проблему исследования : «...».» «… определило выбор темы «….» Объект исследования – Предмет исследования – Цель исследования – В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, …… при условии, если: Цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования: … Теоретико-методологическую основу исследования составляют: Методы исследования. База исследования. Этапы исследования Научная новизна результатов исследования Теоретическая значимость исследования состоит в том, Практическая значимость исследования Основные защищаемые положения: … Достоверность и обоснованность результатов исследования Апробация результатов исследования: Внедрение результатов исследования осуществлялось Структура работы. Отчет (Диссертация ) состоит из введения, трех глав: …, …, …, заключения, списка литературы и приложений.
Элементы аппарата НИР Проблема Цель Т Е М А Гипотеза Проти вореч ия ЗАДАЧИЗАДАЧИ Положения Положения Рекомендации
Аппарат исследования Актуальность исследования Проблема исследования : «...» Тема «….» Цель исследования – Гипотеза: выдвинуто предположение о том, что, если …, то … Задачи исследования: … Методы исследования. База исследования (площадка). Этапы исследования Научная новизна результатов исследования Основные защищаемые положения: …
Реализация методологических подходов Примеры ошибок и мифов: Очевидные выводы (защищаемые положения) Исследование делается под политический (административный) заказ Актуальность НИР основывается на традиционных, часто обыденных представлениях (отсутствует модель изучаемого ) Используемая модель процесса не адекватна реальности В качестве средств достижения образовательного результата не учитывается деятельность обучающегося
Проблемное поле образования (основные актуальные проблемы) ФГОС: понимание причин внедрения и задач, методов реализации Компетенции: понимание необходимости термина, структуры, примеров, механизмов формирования Технологии как подход и правомочность «современных» образовательных технологий Ученик как субъект. «Очеловеченное» образование. Гуманизм в образовании Здоровьесберегающее образование Образовательное пространство, среда
Ваши вопросы? Юдин Владимир Владимирович Тел