ЛЕКЦИЯ 5 Педагогика в системе наук о человеке. ПЛАН 1. Социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической теории и этапы ее становления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогика в системе наук о человеке. Возникновение и развитие педагогической науки.
Advertisements

Педагогика в системе наук о человекеПлан 1. Педагогика как наука 2. Отрасли педагогической науки 3. Связь педагогики с другими науками.
Педагогика как наука о человеке. План 1. Становление и развитие педагогики 2. Предмет педагогики как науки, её задачи и методы 3. Отрасли современной.
«Педагогика как наука» Выполнила: Студентка 2 курса нач. Б группы Фазлиева Светлана.
Педагогика Наука об образовании (воспитании и обучении человека в его собственных интересах, в интересах общества и государства (условное определение).
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ. ПЕДАГОГИКА ПОЛУЧИЛА СВОЕ НАЗВАНИЕ ОТ ГРЕЧЕСКОГО СЛОВА «ПАЙДАГОГОС» «ПАЙД» - ДИТЯ «ГОГОС» - ВЕДУ «ПАЙДАГОГОС» - ДЕТОВОДСТВО.
Педагогика как наука об образовании ТЕМА 1. План лекции Педагогика, ее объект и предмет. Задачи научной педагогики Основные категории педагогики Система.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Человек становится тем, что он есть, - способным к созидательной деятельности в определенной сфере труда и творчества, к общению с другими членами общества.
Боттичелли С. Мадонна с гранатом. Воспитание и система образования в эпоху возрождения.
Педагогика как наука. Система педагогических наук.
Педагогика – это в равной мере и наука и искусство, теория и практика образования и воспитания человека.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
ПОДГОТОВИЛА: БАТТАЛ САИДА. ПЛАН:ПЛАН: Педагогика как наука о воспитании; Педагогические науки и их содержание; Педагогика в системе наук о человеке; Методология.
ТЕМА: НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ. ПЛАН: 1. Предмет, цель и задачи педагогики. 2. Педагогика наука о воспитании. 3. Возникновение и развитие педагогики.
М-1. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ 1.История педагогических идей и воспитательных практик 2.Место педагогики в системе наук о человеке. Предмет.
Воспитание как педагогический процесс.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Общие основы педагогики Образовательные задачи: Сформировать представления о развитии педагогики как науки. Осознать образование как социальный феномен.
Транксрипт:

ЛЕКЦИЯ 5 Педагогика в системе наук о человеке

ПЛАН 1. Социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической теории и этапы ее становления. 2. Педагогика как наука и учебный предмет. 3. Основные категории педагогики. 4. Система педагогических наук. Основные задачи современной педагогики.

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ - педагогическая мысль в рамках народной педагогики I этап - педагогическая мысль в рамках народной педагогики II этап- зарождение педагогических идей в русле религиозных и философских учений. III этап - формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений. переход от утопических и гипотетических теорий к концепциям и теориям, основанным на педагогической практике и эксперименте. IV этап - переход от утопических и гипотетических теорий к концепциям и теориям, основанным на педагогической практике и эксперименте.

I этап развития педагогики Педагогическая наука является одной из самых древних отраслей знаний, ее развитие неотделимо от развития общества. Уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Позже эти знания нашли отражение в поговорках, пословицах, мифах, легендах, сказках, составивших содержание народной педагогики.

II этап развития педагогики На протяжении тысячелетий в разных религиях (христианство, ислам и другие) складывались теоретические суждения о воспитании (заповеди, притчи, мифы). Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Сократ Демокрит Платон Аристотель Интересные педагогические мысли оставили философы античности: Сократ ( гг. до н.э.), Демокрит ( г.г. до н.э.), Платон ( гг. до н.э.), Аристотель ( гг. до н.э.) и др. Они раскрыли цели и этапы образования человека, разработали основы возрастной периодизации. В их трудах разрабатывались важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Своеобразным итогом развития греко-римской педагогической мысли стало произведение "Образование оратора", древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана (35-96 г.г. до н.э.). В их трудах разрабатывались важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Своеобразным итогом развития греко-римской педагогической мысли стало произведение "Образование оратора", древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана (35-96 г.г. до н.э.).

Педагогические идеи античных философов Демокрит ( г.г. до н.э.) – выдвинул идею природосообразного воспитания. Сократ ( до н.э.) – древнегреческий философ, автор эвристической беседы как метода обучения, побуждающего человека к осознанию противоречий и самопознанию. Платон ( гг. до н.э.) Платон ( гг. до н.э.) – выдвинул и обосновал идею создания государственных школ (воспитание детей под контролем государства и в его интересах). Педагогическая проблематика присутствует в его трактатах «Государство» и «Законы». Основатель нового типа учебного заведения – Академия. Аристотель ( гг. до н. э.) основоположник эстетического учения, ораторского искусства; большое внимание уделял нравственному воспитанию молодежи (в основе нравственности, по его мнению, лежит деятельность, активность, волевое участие). Создал возрастную периодизацию. Аристотель ( гг. до н. э.) – основоположник эстетического учения, ораторского искусства; большое внимание уделял нравственному воспитанию молодежи (в основе нравственности, по его мнению, лежит деятельность, активность, волевое участие). Создал возрастную периодизацию. Основатель нового типа учебного заведения – Ликей.

Педагогические идеи античных философов Сенека Сенека (4 г.до н.э.-65 г. н.э.) – критиковал формализм школьной системы, при которой воспитывается «ум, но не душа». Он считал, что образование должно формировать прежде всего самостоятельную личность («пусть говорит он (ученик) сам, а не его память»). Катон Старший ( гг. до н. э.) – выступал за домашнее воспитание, игровое обучение и сам обучал своего сына грамоте, законам, гимнастике. Квинтилиан (42 г. – ок.118 г. н.э.) – выступал за организованное школьное воспитание. создал десять книг «О воспитании оратора», в которых содержались рекомендации по воспитанию детей и подростков, по развитию у них речи, по воспитательным играм. В обучении он выделял три ступени: подражание, наставление и упражнение и требовал сочетания заучивания с размышлением.

Педагогические идеи средневековья В это время педагогическая мысль долго развивалась в рамках христианско- религиозной традиции. Христианская церковь монополизировала духовную жизнь общества, наполнив воспитание религиозностью. Зажатое в тисках теологии и схоластики, образование во многом утратило свою прогрессивную направленность античных времен. Из века в век совершенствовались принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти 12 веков. В это время педагогическая мысль долго развивалась в рамках христианско- религиозной традиции. Христианская церковь монополизировала духовную жизнь общества, наполнив воспитание религиозностью. Зажатое в тисках теологии и схоластики, образование во многом утратило свою прогрессивную направленность античных времен. Из века в век совершенствовались принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти 12 веков. Тем не менее, среди деятелей церкви были весьма образованные для своего времени философы: Тертуллиан ( ), Августин Блаженный ( ), Иоанн Златоуст (около ), Аквинат ( ) и др. Они придавали определяющее значение духовно-нравственному воспитанию и развитию нравственной личности, что было прогрессивным явлением, призывали к соединению в образовании веры и разума.

Педагогические идеи Эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) формирование всесторонне и гармонично развитой личности как идеал воспитания; формирование всесторонне и гармонично развитой личности как идеал воспитания; уважение личности ребенка в противовес суровой дисциплине и наказаниям; уважение личности ребенка в противовес суровой дисциплине и наказаниям; широкое использование игры, экскурсий в процессе обучения; широкое использование игры, экскурсий в процессе обучения; развитие самостоятельности мышления; развитие самостоятельности мышления; поощрение творчества и активности; поощрение творчества и активности; образование на средства государства; образование на средства государства; отрицание схоластических методов обучения; отрицание схоластических методов обучения; развитие индивидуальности ученика развитие индивидуальности ученика

Педагогические произведения и основные идеи мыслителей-гуманистов п/п Автор, годы жизни Основные произведения или школы Основные педагогические идеи 1 Витторино да Фельтре 1378–1446 Школа "Дом радости" совместное обучение, интеллектуальное развитие, эстетическое и физическое воспитание (прогулки, спортивные игры, танцы и т. д.) 2 Эразм Роттердамский 1469–1536 "Похвала глупости" воспитание как универсальное явление, как форма становления и развития человека, цель обучения – формирование у ребенка потребности учиться, проявлять собственную активность в деятельности 3 Хуан Луис Вивес 1492–1540 "О методе обучения", "Об изучении языков" развитие женского образования, наблюдение и размышление – главные методы обучения, этический идеал учителя как основа его авторитета

Педагогические произведения и основные идеи мыслителей-гуманистов п/п Автор, годы жизни Основные произведения или школы Основные педагогические идеи 4 Франсуа Рабле 1494–1553 "Гаргантюа и Пантагрюэль" наглядность обучения, связь обучения с жизнью, эстетическое и интенсивное физическое воспитание (бег, борьба, прыжки, плавание, гимнастика, верховая езда) 5 Томас Мор 1478–1535 "Утопия" всеобщее обязательное обучение, наглядность обучения, идея соединения обучения с производительным трудом 6 Мишель Монтень 1533–1592 "Опыты" активное, сознательное усвоение знаний, познавательный интерес, самостоятельность учеников в познавательной деятельности, мягкая дисциплина 7 Томмазо Кампанелла 1568–1639 "Город солнца" Равенство в получении образования, система бесплатного общественного воспитания, раннее выявление и развитие способностей детей в учебе, общественно полезный труд

Педагогическая наука возникла в XVII веке Основоположником педагогики является великий чешский педагог Ян Амóс Кóменский (1592–1670) Основные педагогические принципы и закономерности он изложил в книге «Великая Дидактика»

Классики мировой педагогики Я. А. Коменский (1592–1670) - чешский педагог, мыслитель-гуманист, основатель педагогики как науки, создатель классно- урочной системы обучения. Дж. Локк (1632 –1704) - английский философ и педагог, создатель теории воспитания джентльмена. Ж.-Ж. Руссо (1712–1778) - французский писатель и философ, создатель теории естественного и свободного воспитания. И.Г.Песталоцци (1746–1827) –швейцарский педагог, создатель теории развивающего элементарного начального обучения и нравственного воспитания. И.Ф.Гербарт (1776 – 1841) – немецкий философ, психолог, педагог, создатель теории воспитывающего обучения и многостороннего интереса как педагогической цели.

Классики мировой педагогики А. Дистервег (1790 – 1866) – немецкий педагог-демократ, создатель теории развивающего и воспитывающего обучения. К. Д. Ушинский (1824–1871) – русский педагог, основатель научной педагогики в России, сторонник единства национального и общечеловеческого в воспитании. П. Ф. Лесгафт (1837–1909) – русский педагог, создатель системы физического воспитания детей и взрослых. Дж. Дьюи (1859–1952) - американский философ и педагог, основатель прагматической педагогики. А. С. Макаренко (1888–1939) – советский педагог и писатель, создатель теории детского коллектива. В. А. Сухомлинский (1918–1970) – советский педагог, исследователь проблем семейного, нравственного и гражданского воспитания.

Педагогические источники Народная педагогика Народная педагогика Педагогический опыт Педагогический опыт Научно-педагогическая литература Научно-педагогическая литература Учебная и учебно-методическая литература Учебная и учебно-методическая литература Художественная и мемуарная литература Художественная и мемуарная литература Произведения изобразительного искусства Произведения изобразительного искусства Видео- и аудиоисточники Видео- и аудиоисточники Педагогическая периодическая печать Педагогическая периодическая печать и др. и др.

Педагогика относится к антропологическим наукам Объект педагогики – реальности жизни государства и общества, всех их сфер, структур, учреждений, семьи и отдельных лиц, оказывающие влияние на образованность, воспитанность, обученность и развитость граждан, обеспечивающие их самореализацию и самоутверждение в жизни. Объект педагогики – реальности жизни государства и общества, всех их сфер, структур, учреждений, семьи и отдельных лиц, оказывающие влияние на образованность, воспитанность, обученность и развитость граждан, обеспечивающие их самореализацию и самоутверждение в жизни. Предмет педагогики – педагогические реальности в государстве и обществе, их структурах, специальных педагогических учреждениях, труде и жизни людей, каждого человека и существующие в виде закономерностей, фактов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития. Предмет педагогики – педагогические реальности в государстве и обществе, их структурах, специальных педагогических учреждениях, труде и жизни людей, каждого человека и существующие в виде закономерностей, фактов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития.

Основные категории (понятия) педагогики Обучение – Обучение – целенаправленный и управляемый процесс организации и стимулирования учебно- познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, умениями, навыками, а также способами творческой деятельности, мировоззренчески ми и нравственно- эстетическими идеями Воспитание (в широком смысле) – (в широком смысле) – целенаправленный процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности личности по овладению различными сторонами общественного опыта (знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, а также мировоззренческими и нравственно- эстетическими идеями)Воспитание ( в узком смысле) - ( в узком смысле) - формирование у растущей личности социальных и духовных отношений (социокультурных, личностных свойств и качеств, связанных с формированием определенных социальных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, идейно-политической ориентации) Образование –, профессиональное: например, техническое, гуманитарное, педагогическое) Образование – процесс и результат передачи и присвоения человеком системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, отношений. Образование различается по уровню (начальное, среднее, высшее) и по содержанию (общее и специальное, профессиональное: например, техническое, гуманитарное, педагогическое)

Основные отрасли педагогики Общая педагогика изучает общие закономерности воспитания, образования и обучения человека. Имеет разделы: 1) дидактика – теория обучения и образования; 2) теория воспитания Общая педагогика изучает общие закономерности воспитания, образования и обучения человека. Имеет разделы: 1) дидактика – теория обучения и образования; 2) теория воспитания История педагогики изучает развитие педагогических учений и практики с древнейших времен до наших дней Философия образования разрабатывает методологию (основные идеи, принципы, методы) педагогической науки История педагогики изучает развитие педагогических учений и практики с древнейших времен до наших дней Философия образования разрабатывает методологию (основные идеи, принципы, методы) педагогической науки Частные методики исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин Частные методики исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин Сравнительная педагогика занимается анализом воспитания, образования и обучения в разных странах Сравнительная педагогика занимается анализом воспитания, образования и обучения в разных странах Профессиональная педагогика изучает вопросы воспитания, образования и обучения людей разных профессий Профессиональная педагогика изучает вопросы воспитания, образования и обучения людей разных профессий

Основные отрасли педагогики Специальная педагогика изучает воспитание, образование о обучение людей с отклонениями в развитии (например, глухих, слепых, умственно отсталых) Специальная педагогика изучает воспитание, образование о обучение людей с отклонениями в развитии (например, глухих, слепых, умственно отсталых) Социальная педагогика изучает воспитание человека в среде проживания. Имеет разделы: Социальная педагогика изучает воспитание человека в среде проживания. Имеет разделы: - семейная педагогика; - семейная педагогика; - внешкольное воспитание и образование; - внешкольное воспитание и образование; - перевоспитание правонарушителей - перевоспитание правонарушителей Возрастная педагогика изучает закономерности воспитания, образования и обучения человека в различном возрасте. Имеет разделы: - дошкольная педагогика; - школьная педагогика (педагогика начальной, Возрастная педагогика изучает закономерности воспитания, образования и обучения человека в различном возрасте. Имеет разделы: - дошкольная педагогика; - школьная педагогика (педагогика начальной, средней, высшей школ); - андрогогика – педагогика взрослых средней, высшей школ); - андрогогика – педагогика взрослых

Межпредметные связи педагогики Философия Философия Психология Психология Физиология Физиология История История Генетика Генетика Кибернетика Кибернетика Социология Социология Экономика Экономика Политология Политология

Задачи педагогики на современном этапе 1. Разработка законов и закономерностей развития и саморазвития педагогических систем 2. Проектирование педагогической теории и эффективных педагогических технологий 3. Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. 4. Внедрение результатов исследований в практику 5. Прогнозирование и раскрытие основных тенденций и перспектив развития как педагогической теории, так и совершенствования педагогической практики

Функции методологии педагогической науки гносеологическая (познавательная) гносеологическая (познавательная) праксеологическая (преобразовательная) праксеологическая (преобразовательная) аксиологическая (оценочная) или функция критики аксиологическая (оценочная) или функция критики рефлексивная рефлексивная нормативного предписания нормативного предписания эвристическая (творческая) эвристическая (творческая)

Основные методологические подходы в педагогике системный системный личностный личностный деятельностный деятельностный полисубъектный (диалогический) полисубъектный (диалогический) аксиологический аксиологический культурологический культурологический антропологический антропологический этнопедагогический этнопедагогический

Методы научно-педагогических исследований Теоретические (анализ литературных источников; контент-анализ; моделирование педагогических ситуаций и др.) Теоретические (анализ литературных источников; контент-анализ; моделирование педагогических ситуаций и др.) Эмпирические (беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, моделирование, изучение школьной и вузовской документации и др.) Эмпирические (беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, моделирование, изучение школьной и вузовской документации и др.) Математические (шкалирование, регистрация, ранжирование) Математические (шкалирование, регистрация, ранжирование)

Виды научно-педагогических исследований Фундаментальные Фундаментальные Опытно-экспериментальные Опытно-экспериментальные Прикладные Прикладные Методические разработки Методические разработки