«Алгоритм успеха» Модель программы развития гимназии 1 г. Хабаровска в рамках реализации ФГОС ООО
Актуальность предложения определяется приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации; федеральной социально-образовательной ситуацией в общем образовании, которая актуализирует значение формирования насыщенной образовательной среды в общеобразовательных учреждениях как одного из ведущих факторов успешности внедрения ФГОС ООО;
Цель программы- Задачи: 1. Разработать и теоретически обосновать модель целостной образовательной системы на основе интеграции основного и дополнительного образования, организации внеурочной деятельности и досуга 2. Обеспечить качественный переход гимназии на выполнение ФГОС ООО на основе опыта создания высокотехнологической образовательной среды, обеспечивающей инновационные изменения в организации и содержании педагогического процесса, а также в характере результатов обучения 3. Создание условий для становления у учащихся способности видеть мир во взаимосвязях и закономерностях, потребности понимать себя и других, успешно самореализовываться и самоопределяться 4. Отработать различные модели обучения учащихся по ИУП на основе оптимального сочетания изучения избранных предметов на углубленном или расширенном уровне в старшей профильной школе с широким спектром дополнительного и внеурочного образования Разработка модели целостной образовательной системы как целостности избыточного «пространства» на основе увеличения вариативности, повышения универсальности.
Ожидаемые результаты, эффекты: Продукты проекта: 1. Вариативность учебного плана второй ступени общего образования 2. Индивидуальный учебный план старшеклассника. 3. Дистанционное обучение по авторским программам педагогов гимназии. 4. Проектно – конструкторская, научно – исследовательская, практико ориентированная деятельность участников образовательного процесса. 5. Институт кураторства. 6. Индивидуальный творческий маршрут гимназиста. 7. Программа индивидуальной траектории профессионального роста педагога, подготовки к инновационной деятельности. 8. Публикации педагогов гимназии. 1. Разработка и нормативное закрепление механизмов реализации инновационной функции образовательной системы гимназии. 2. Создание системы педагогической поддержки, способствующей самоактуализации, самоопределению ребенка как «человека культуры» и выработке активного запаса ключевых компетенций, обеспечивающих успешную интеграцию в обществе
Целостная личность ребенка Основное образование Дополнительное образование Внеурочная деятельность Досуг Структура целостного образовательное пространства гимназии Принципы: Целостности как целостность избыточного «пространства» на основе увеличения вариативности, повышения универсальности, восхождение от целого к еще большему целому Свободы выбора как возможность выбора образовательного маршрута, темпа и форм обучения Культуротворчества как раскрытия ценностной основы содержания образования, обретение ребенком личностного смысла бытия, формирования целостной картины мира Интегративности как соотношения элементов образовательной системы (основного, дополнительного образования, внеурочной деятельности и досуга) Метапредметности как возможности усвоения техник и образцов учебной деятельности Преемственности как развитие идеи самоопределения учащихся в образовательном пространстве гимназии, в профессии и мире, заложенной в предыдущей программе развития гимназии
ОСНОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Составляющие программы: Образовательная область Базовые и вариативные компоненты Теоретический материал Практические пробы Рефлексивно- аналитическая работа Традицио нные Традицио нные и инновационные формы учебной деятельности Индивид уальная Индивид уальная учебная деятельность Стажерск ие Стажерск ие (полевые ) практики Социально - Социально - культурны е проекты Рефлекс ивные Рефлекс ивные сессии Тьюторские консультации иьюторские Выбор способа деятельности, изучения, освоения
Составляющие программы: Дополнительное образование Развитие личности, ее общей культуры и индивидуальных способностей и социокультурных ценностей через профессиональную ориентацию, организацию творческого труда, содержательного досуга Профессиональные пробы Фестивали Олимпиады, конкурсы Реализация программ дополнительного образования на основе социального партнерства Полевые практики Консультации
Художественно-эстетическое Введение в мир музыки (муз. школа гимназии) Вокально-хоровое искусство (фольклорный ансамбль) Декоративно-прикладное искусство (художественная обработка камня, лепка, вышивание, вязание). Военно-патриотическое Основы безопасности жизнедеятельности Исследовательская деятельность (Герои труда и войны Хабаровска) Социально-педагогическую Социально-психологическая и социально-правовая адаптация Программы милосердия, соц. общения и поддержки Акции Эколого-биологическое Экологический проект «Водный клуб» Экология и экологическая культура Вторая жизнь материалов Физкультурно-спортивное Уроки плавания (на базе бассейна) Спортивные секции, соревнования, конкурсы Культурологическое Журналистика Издательское дело Выпуск гимназической газеты Школьный музей Естественнонаучное Творческие, исследовательские предметные и межпредметные проекты Туристско-краеведческое Туристическое краеведение (геологические экспедиции) Спортивный туризм (каникулярные экспедиции Модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия гимназии с несколькими учреждениями дополнительного образования: центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной и музыкальной школой (на базе гимназии), библиотекой, музеем. Направления деятельности: Модель социального партнерства гимназии и учреждений дополнительного образования. Направления программ дополнительного образования:
Внеурочная деятельность Составляющие программы Музыкальная школа Плавательный бассейн Клубы по интересам Творческие объединения Социальные проекты Конкурсы, состязания Спортивные кружки, секции ГИМНАЗИЯГИМНАЗИЯ СОЦИУМСОЦИУМ Акции
Содержание культурно-досуговой программы реализуется в процессе подготовки и проведения, массовых досуговых мероприятий (дел) разовая игровая программа конкурсно – игровая программа по заданной тематике игра-спектакль театрализованная игра зрелище праздник длительная досуговая программа: предметные недели «путешествия с привалами», «робинзонады», ситуационно-ролевые игры «с погружением» «Досуг» ДОСУГДОСУГ Составляющие программы
Стратегия реализации проекта Содержание этапа Средства контроля 1. Теоретико-проектировочный этап Сбор и обобщение информации по проблемам проекта; проведение концептуальных работ, связанных с разработкой модели целостной образовательной системы. 1. Общественная презентация проектной идеи 2. Экспертиза инновационного предложения 2.Конструкторско-внедренческий этап Апробация комплекса условий и механизмов, обеспечивающих максимальные возможности развития обучающихся и профессионального роста педагогов гимназии. 1. Система мониторинга образовательных достижений обучающихся и профессиональных достижений педагогов. 2. Экспертиза адекватности производимых изменений в существующей образовательной системе гимназии выбранной стратегии инновационного развития и требованиям ФГОС общего образования. 3. Рефлексивно-обобщающий этап Рефлексивное описание результатов реализации модели целостной образовательной системы, осуществление экспонирования и тиражирования инновационного опыта использования модели целостной образовательной системы. 1. Аналитическое описание функционирования модели целостной образовательной системы в сетевом сообществе. 2. Презентация системного ресурсного пакета проектов модели целостной образовательной системы
Практическая значимость проекта Организация целостной образовательной системы, направленной на развитие целостной личности каждого ребёнка и творчества учителя Сотрудничество и сотворчество всех участников образовательного процесса Сотворчество всех участников образовательного процесса (учеников, педагогов, родителей) Научно-методическое обеспечение инновационной деятельности педагогов социальное партнерство