Об опыте разработки Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в Кыргызской Республике Светлана Сирмбард Национальный эксперт по реформированию высшего образования в КР
Проекты, создавшие основу для внедрения ГОС ВПО нового поколения: ТЕМПУС «Создание национальных информационных центров по Болонскому процессу»; ТЕМПУС «Поддержка TUNING команд в КР»; ФСК Разработка макета и пилотных ГОС ВПО на основе компетентностного подхода (8+1); 2010 – ФСК Разработка Государственных образовательных стандартов ВПО по направлениям «Педагогика», «Журналистика».
Основные задачи: Разработка методики построения компетнтностной модели выпускника; Разработка макета ГОС ВПО; Разработка пилотных ГОС ВПО; Разработка методики построения учебных планов и программ на основе ГОС ВПО нового поколения.
Принципиальные отличия Расширение круга пользователей ГОС ВПО Акцент на проектирование результатов обучения, выраженных в компетенциях; Усиление студентоориентированности; Гармонизация с Европейскими квалификационными рамками (+ Россия, Казахстан) Отказ от «дидактических единиц» и установления трудоемкости отдельных дисциплин Установление дескрипторов циклов; Укрупнение учебных модулей; Использование ECTS; Выражение в ECTS всех видов работ; Механизм взаимодействия с рынком труда Механизм постоянного обновления
Компетентностная модель выпускника Общие компетенции Специальные компетенции Инструме нтальные Межличност ные Системные
Общие компетенции: инструментальные 1. Способности к анализу и синтезу. 2. Способность к организации и планированию. 3. Базовые общие знания. 4. Базовые знания по профессии. 5. Коммуникативные навыки в родном языке. 6. Коммуникативные навыки на иностранном языке. 7. Элементарные компьютерные навыки. 8. Навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников). 9. Способность решать проблемы. 10. Способность принимать решения
Общие компетенции: межличностные 1. Способность к критике и самокритике. 2. Способность работать в команде. 3. Межличностные навыки. 4. Способность работать в междисциплинарной команде. 5. Способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях. 6. Способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия. 7. Способность работать в международном контексте. 8. Приверженность этическим ценностям.
Общие компетенции: системные 1. Способность применять знания на практике. 2. Исследовательские способности. 3. Способность к обучению. 4. Способности к адаптации к новым ситуациям. 5. Способность к генерации новых идей (творчеству). 6. Способность к лидерству. 7. Понимание культур и обычаев других стран. 8. Способность работать автономно. 9. Способность к разработке проектов и управлению ими. 10. Способность к инициативе и предпринимательству. 11. Ответственность за качество. 12. Воля к успеху.
Методика определения перечня компетенций РаботодателиВыпускники Академическое сообщество опросы Общие компетенции Специальные компетенции Компетентностная модель выпускника
Методика определения перечня компетенций РаботодателиВыпускники Академическое сообщество опросы Общие компетенции Специальные компетенции Компетентностная модель выпускника
Методика определения перечня специальных компетенций Цели высшего образования по данному направлению подготовки Область и объекты профессиональной деятельности выпускников Возможные первичные занимаемые должности выпускников Виды деятельности и задачи профессиональной деятельности
Дескрипторы уровней Дублинские дескрипторы – описывают ожидаемые результаты обучения по каждому из циклов. Степени короткого цикла (близко к СПО) Степени первого цикла; (бакалавриат) Степени второго цикла; (магистратура) Степени третьего цикла.PhD
Структура программы СГЭД (базовая часть) ЕНД (базовая часть) ПД (базовая часть) СГЭД КПВ ПД КПВ ПД КПВ ? – Объемы базовой и вариативной части; ?- перечни общих и специальных компетенций по каждому циклу ?- Перечень рекомендуемых дисциплин для базовой части ;
Структура программы Общие компетенции Предметно- специализи рованные компетенции 30 Бакалавриат 240 ECTS Магистратура 120 ECTS
Учебный модуль Цели модуля Организация учебной деятельности студента Методы обучения Методы оценивания результатов Учебно-методическое обеспечение Цели выражаются в компетенциях: что мы ожидаем в результате данного модуля, какими компетенциями будет обладать студент? Через какие виды учебной деятельности студента в аудитории и самостоятельной работы можно сформировать компетенции данного модуля Должно обеспечивать поддержку всех видов учебной деятельности студента в аудитории и самостоятельной работы Должны давать возможность оценки всех компетенций, проектируемых в данном модуле Цели модулей должны быть увязаны с компетентностной моделью Виды учебной деятельности и СРС должны охватывать все компетенции, проектируемые в данном модуле Цели модулей должны учитывать логическую последовательность и быть связаны с результатами предшествующих модулей Методы преподавания должны давать возможность формирования всех компетенции, проектируемых в данном модуле Изучение реальной трудоемкости модуля и отдельных видов учебной деятельности студента
Годы обучения 60 ECTS группа дисциплин, изучаемых обязательно и строго последовательно во времени группа дисциплин, изучаемых обязательно, но не последовательно дисциплины, которые студент изучает по своему выбору
Формирование индивидуальной траектории студента Годы обучения 60 ECTS
Благодарю за внимание!