Ткачев Василий Васильевич старший преподаватель кафедры дистанционного обучения Центра развития профессионального и личностного потенциала научно - педагогических кадров Профессиональные компетенции преподавателя дистанционного обучения Ткачев Василий Васильевич старший преподаватель кафедры дистанционного обучения Центра развития профессионального и личностного потенциала научно - педагогических кадров
Кем быть? Правительство Великобритании составило список профессий, которые будут востребованы в ближайшие десятилетия. Обществу понадобятся: виртуальные учителя космические экскурсоводы специалисты по увеличению объема человеческой памяти. Аргументы и Факты 3, 2010 г. 2
Нормативные документы В августе 2010 года приказом Минздравсоцразвития РФ утвержден новый раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Педагогические работники получили новые требования к своим должностным обязанностям. 3
Содержание квалификационных справочников Квалификационные справочники состоят из квалификационных характеристик должностей, разработанных на основе единых методологических подходов и методических принципов, что позволяет рассматривать их как единую совокупность регламентов, предназначенных для обеспечения единого подхода при решении вопросов разделения труда между руководителями, специалистами и другими служащими, определения должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований. 4
Структура профессионального регламента состоит из 3- х разделов : « Должностные обязанности » - « Должен знать » « Требований к квалификации » 5
Должностные обязанности Основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность работника, утверждающихся руководителями учреждения по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами 6
Должен знать Основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей 7
Требования к квалификации по разрядам оплаты (1) Уровень образования Стаж работы ( по специальности или педагогический ) Квалификационные категории присвоение категорий осуществляется аттестационными комиссиями в соответствии с требованиями и порядком, устанавливаемыми федеральным органом управления образованием 8
Требования к квалификации по разрядам оплаты (2) показатели квалификации и профессионализма (для педагогических работников): умение самостоятельно разрабатывать методику преподавания предмета ( методику производственного обучения ); использовать в своей работе прогрессивные идеи, формы и методы активного обучения ; владеть организационными формами диагностической работы с обучающимися ; обеспечивать устойчивые положительные результаты в образовательном процессе и др. 9
Определений компетенций В качестве опорного можно принять определение, предложенное в европейском проекте TUNING: «... понятие компетенции и навыков включает знание и понимание ( теоретическое знание академической области, способность знать и понимать ), знание как действовать ( практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям ), знание как быть ( ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте ). 10
Определений компетенций (2) Компетенции представляют собой сочетание характеристик ( относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям ), которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовать 11
Составляющие компетентности работников образования - Профессиональная - Информационная - Коммуникативная - Правовая Приложение к Приказу Минздравсоц развития РФ от 14 августа 2009 г. 593 « Об утверждении ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел « Квалификационные характеристики должностей работников образования » 12
Специфика профессиональной компетентности работников образования качество педагогической деятельности, обеспечивающее эффективное решение профессионально - педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей 13
Основным содержанием профессиональной компетентности педагогических работников Владение средствами ИКТ и педагогическими технологиями ДО, а также другими современными образовательными технологиями методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование ; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися, осуществление оценочно - ценностной рефлексии. 14
Специфика информационной компетентности (1) - качество работы с информационно - образовательной средой ДО обеспечивающей эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям - формулировка учебной проблемы различными информационно - коммуникативными способами - квалифицированная работа с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно - методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач 15
Специфика информационной компетентности (2) - использование автоматизированных рабочих мест преподавателя в образовательном процессе - регулярная самостоятельная познавательная деятельность - ведение дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, ЦОР в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях 16
Специфика коммуникативной компетентности (1) эффективные коммуникации в виртуальной образовательной среде, которые предполагают : - способность конструировать прямую и обратную связь, установление контакта с обучающимися, родителями ( лицами, их замещающими ), коллегами по работе - умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей 17
Специфика коммуникативной компетентности (2) - умение убеждать, аргументировать свою позицию - владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи - публичное представление результатов своей работы - отбор адекватных форм и методов презентации 18
Специфика правовой компетентности заключается в эффективном использовании в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов регламентирующих использование дистанционных образовательных технологий ( ДОТ ) 19
Требования к преподавателю ДО включают традиционные требования к педагогу и специфических, связанных с ДО. Главная функция преподавателя ДО - управление процессами обучения, воспитания, развития. При виртуальном обучении он должен играть такие роли, как преподаватель, психолог, специалист в области ИКТ и др. 20
Компетенции преподавателя ДО в отличие от преподавателя ОО компетенции в области педагогики: педагогические технологии дистанционного обучения (методики и соответствующие им технологии); компетенции в области психологии: знание психологических особенностей общения в виртуальной среде, особенностей возрастных изменений восприятия виртуального общения, принципов дистанционного обучения детей, подростков, взрослых и т.д.; компетенции в области информационных технологий: свободное владение средствами общения в сети Интернет, стремление к изучению новых средств, сервисов сети, овладение постоянно совершенствующимся сетевым инструментарием. 21
Деятельность преподавателя ДО Деятельность преподавателя ДО организационно можно разделить на 2 этапа: I. Разработка дистанционного курса II. Реализация дистанционного курса 22
Компетенции преподавателя ДО на этапе разработки курса ДО Информационно-педагогические компетенции: компетенции методического проектирования собственно профессионального продукта (дистанционный урок, курс, электронный учебник и др.), способность разрабатывать стратегию своего дальнейшего профессионального развития в области ДО; компетенции разработки, создания, внедрения и применения учебно- методического комплекса (УМК) в образовательном дистанционном процессе, проектирование систем и средств сопровождения методической работы в учебном заведении; компетенции владения совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством при организации ДО, работой в команде; компетенции владения приемами создания различных видов педагогического контроля (проекты, рефераты, отчёты, веб-квесты, тесты и т.д.), проектирования системы оценки качества контрольных материалов, умения выбора программного обеспечения и технологий проведения контроля и др. 23
Компетенции преподавателя ДО на этапе реализации курса ДО коммуникативные и коммуникационные компетенции, а также компетенции личностного самосовершенствования: компетенции в сфере владения педагогическими технологиями дистанционного обучения на практике (проведение виртуальных дискуссий, вебинаров, ролевых и деловых игр, круглых столов, проектной деятельности, ситуационного анализа и т.д.); компетенции в сфере образовательно-организационной деятельности, в том числе умение анализировать учебную ситуацию, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений дистанционных преподавателей и обучающихся, оценивать собственные профессиональные возможности, навыки самоорганизации; компетенции в сфере самостоятельной, познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации (овладение техническими средствами обучения, программным обеспечением, ориентирование в системах дистанционного обучения). 24
Проблемы дистанционного преподавателя создание благоприятного психологического климата при проведении обучения; установление контактов между участниками процесса обучения; формирование эффективно работающих малых учебных групп при обучении в сотрудничестве; определение индивидуальных особенностей восприятия информации у обучаемых и стилей обучения для более эффективной организации учебного процесса; повышение мотивации обучения; проявление адекватности поведения самого преподавателя выбранной для ДО педагогической технологии.
Вопросы и задания для самостоятельной работы Составить перечень функций преподавателя ДО. Сравнить компетенции очного и дистанционного преподавателя. Составление таблицы профессиональных компетенций преподавателя очного и дистанционного обучения
Литература Педагогические технологии дистанционного обучения. Под редакцией Полат Е. С.; М.: Академия, Никуличева Н. В. Проблемы организации дистанционного обучения // Журнал руководителя управления образованием – М., – С. IV/1-IV/9 Никуличева Н. В. Формирование компетенций преподавателя дистанционного обучения в рамках дистанционного курса повышения квалификации // Материалы XII Международной научно - практической конференции « Качество дистанционного образования : концепции, проблемы, решения (EDQ-2010)». – М., – С Никуличева Н. В. Решение организационных, мотивационных и методических проблем при внедрении ИКТ в образовательный процесс // Сборник тезисов докладов XVI конференции представителей региональных научно - образовательных сетей "Relarn-2009". – Москва - Санкт - Петербург, – С
Ткачёв Василий Васильевич URL кафедры: html htmlhttp:// html Телефон: Телефон: 8(499) доп. 680 Адрес: г. Москва, ул. 3-я Кабельная, д.1, стр. 1, Федеральный институт развития образования, Центр развития профессионального и личностного потенциала научно-педагогических кадров, Кафедра дистанционного обучения, 1 этаж, кабинет 110.
Благодарим за внимание! Успешной работы в освоении дистанционного обучения!